Система методов упраления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:28, реферат

Описание работы

2. Функции управления
Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.
Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.
Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 -- 1925). Среди них можно назвать следующие операции:
технические (производство, выделка и обработка);
коммерческие (покупка, продажа, обмен);

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (19).docx

— 61.34 Кб (Скачать)

5. Доведение целей  до каждого конкретного исполнения. На этом этапе прежде всего  выясняется, могут ли конкретные  исполнители реализовать сформулированные  цели. В ряде случаев для понимания  необходимой деятельности потребуется  выбранные цели детализировать. Только после установления согласованности  системы целей и конкретной  деятельности можно утверждать, что выбранные цели доведены  до каждого конкретного исполнения.

Реальная работа в  этом направлении предполагает широкое  обсуждение всех целей на производственных совещаниях.

6. Реализация целей.  Этот этап включает:

- закрепление целей  за каждым исполнением;

- выявление наличия  всех ресурсов, необходимых для  реализации целей;

- установление графика  выполнения работ;

- контроль выполнения  целей во всей системе управления  сверху донизу;

- своевременность  вмешательства в процесс управления  на любом уровне управления.

7. Оценка достигнутых  результатов. Такая оценка должна  производиться снизу вверх с  выходом на глобальные цели. Обсуждение  результатов должно производиться  неформально, с учетом мнения  сотрудников организации. Иногда  для этого разрабатываются специальные  анкеты, которые обрабатываются  с учетом теории экспертных  оценок. Результаты обработки доводятся  до каждого уровня управления  несколько раз, обсуждаются и  повторно обрабатываются до получения  полного согласия.

8. Корректировка целей.  Цели корректируются после выявления  степени прогресса в реализации  поставленных целей, т.е. с учета  достижения целей, выбранные ранее  цели, корректируются. Практически  это означает окончание цикла  формирования целей и переход  к этапу 1.

4. Формирование целей  функционирования  организации

Определение качественных целей и формирование их для создания оптимальной структуры организации  осуществляется в пять этапов. Рассмотрим их подробнее.

Этап 1. Формирование качественных целей. Формирование качественных целей осуществляется в две стадии. Вначале формируются качественные цели, вытекающие из положения данной организации в общей иерархии и законодательных актов, регламентирующих ее деятельность, а затем выбираются граничные качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно  четкой и допустима только в повелительном  наклонении.

Пример. Цель 1. Провести исследование рынка.

Цель 2. Изготовить изделие  А.

Цель 3. Обеспечить изделию  А устойчивое конкурентное преимущество.

Этап 2. Оценка (ранжирование) качественных целей функционирования организации. Ранжирование осуществляется для обоснования выбора целей  функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации  многоуровневые, ранжирование целей  должно осуществляться на всех выбранных  уровнях управления. Множество целей  вытекает из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организации, постановлениями, положением об организации.

Ранжирование целей  функционирования имеет принципиальное значение для решения проблем  проектирования организованных систем по следующим причинам:

- все реальные организации  по своей природе многоцелевые;

- периоды действия  целей функционирования различны, следовательно, при проектировании  организации необходимо исходить  из целей, период действия которых  сопоставим с периодом проектирования  организации, в противном случае  процесс проектирования организации,  в противном случае процесс  проектирования становится непрерывным;

- число целей функционирования  должно быть по возможности  ограниченным.

Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно  и требует применения наиболее объективных  методов.

В настоящее время  не существует аналитических или  расчетных методов, позволяющих  решать эту задачу однозначно. Решение  такого класса задач возможно только на основе использования экспертных методов, теория которых разработана  весьма подробно. Ранжирование с помощью  экспертных методов требует применения специальной методики и может  быть осуществлено в несколько этапов.

На первом (подготовительном) этапе формируются экспертные группы на выбранных уровнях управления, и подготавливается вся документация, необходимая для проведения ранжирования.

На втором (организационном) этапе обрабатываются результаты оценки целей функционирования. На этом этапе  должны быть выполнены все необходимые  расчеты для сопоставления целей  функционирования, определения компетентности экспертов и степени согласованности.

На третьем (заключительном) этапе проводится обработка результатов  экспертизы, в результате чего формируется  набор целей функционирования на данном уровне управления.

Если ранжирование оценки исследователем не принимается  в силу ряда причин, вытекающих из объективных  условий или теории экспертных оценок, оно должно быть повторено до получения  приемлемого результата. При ранжировании целей следует обратить особое внимание на формирование групп экспертов  для каждого выбранного уровня управления. Важное значение также имеет определение  минимальных или ограниченных затрат на экспертизу.

В теории экспертных оценок для описания экспертов применяются  следующие характеристики:

- компетентность - уровень  квалификации эксперта в определенной  области знаний; компетентность  может быть определена на основе  опыта эксперта в данной области,  его квалификации как специалиста,  степени его знакомства с научными  достижениями в исследуемой области  и т.д.;

- креативность - способность  эксперта решать творческие задачи;

- отношение к экспертизе - важная характеристика, предопределяющая  активное или пассивное участие  эксперта в экспертизе;

- конфортизм - подверженность  влиянию авторитетов, что необходимо  знать для выбора способа проведения  экспертизы;

- самокритичность  - прежде всего самооценка своей  компетентности;

- аналитичность, широта  и конструктивность мышления, чувство  коллективизма - также важные  показатели интеллекта и свойств  характера эксперта.

Даже приведенные  краткие определения характеристик  экспертов показывают, что количественные оценки здесь значительно затруднены, а в ряде случаев совсем невозможны.

Наиболее важной из указанных характеристик является компетентность экспертов, поскольку  именно она в значительной степени  определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения  компетентности экспертов следует  уделять особое внимание. В частности, оценивать ее можно по ученой степени  и занимаемой должности, при этом минимальную компетентность (1 балл) имеет ведущий инженер (специалист без степени), а максимальную - академик, член-корреспондент, занимающий должность  директора или его заместителя (12 баллов).

Имеются предложения  при оценке компетентности эксперта учитывать количество публикаций, количество ссылок на публикации, однако и в  этом количественная оценка эксперта весьма затруднительна и трудоемка.

Этап 3. Построение дерева целей. Доведение целей до каждого  уровня управления и их комплексная  оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой  структурное отображение распределения  целей по уровням управления рассматриваемой  организации и их взаимосвязей.

Такое дерево строится для каждого уровня управления, а  затем производится «сшивание» дерева целей каждого уровня в общее  дерево целей организации.

Этап 4. Построение количественных целей. Этот этап наиболее важен для  управления, прежде всего, потому, что  количественные цели определяют выбор  методов управления организацией, которые, в свою очередь, допускают применение математических методов, а следовательно, и компьютерной техники. Количественная цель функционирования ориентирует  организацию на достижение определенных показателей и является конкретизацией цели.

Этап 5. Оценка степени  прогресса в достижении целей. Как  указывалось выше, организация считается  добившейся успеха, если она реализована  поставленную цель. Следовательно, на этом этапе в каждый момент времени  необходимо фиксировать состояние  объекта управления, причем как критическое, и каждый раз принимать корректирующее управленческое решение. Здесь необходим  регулярный анализ внешней и внутренней среды организации, в частности  совокупности таких факторов, как  социальное поведение коллектива, и  др. степень влияния этих факторов на достижение целей организации, а  также на выбор критериев их достижения очень велика и требует внимательного  наблюдения за всеми сторонами деятельность объекта управления.

Таким образом, главная  задача, которая должна быть решена на основе формирования целей организации, заключается в создании такой  организационной структуры управления, при которой затраты на основную деятельность, в том числе на изготовление новой продукции, внедрение новых  процессов, давали бы максимум эффективности  при тех ресурсах, которыми она  располагает. Отсюда вытекает и направления  в стратегии развития фирмы, и  ее тактические задачи.

5. Функции управления  в менеджменте

Изучение функций  управления - одна из главных задач  управления, так как любое их изменение  приводит к изменению структуры  управления. Именно по этой причине  изучение функций управления ведется  во многих дисциплинах.

Выделение функций  управления обусловлено многообразием  управленческой деятельности и местом их в цепочке: цель - функция - решение.

Состав функций, следовательно, определяется реализуемыми целями, а  состав решений - всей совокупностью  функций управления. Таким образом, функция становится связанной с  объектом управления и системой управления, являясь в то же время определенной стадией управления.

Функции управления - это обособленный вид деятельности, которая объективно необходима для  реализации целей функционирования, это обособленный однородный вид  деятельности, реализуемый путем  принятий решений.

Сказанное означает, что функции управления играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления. При таком понимании они являются определяющими и при формировании структуры управления.

Существует несколько  подходов к классификации функций  управления.

Организаторы производства, например, при классификации функций  управления используют принцип разделения управленческой деятельности, учитывающий  специфику объекта управления. Они  выделяют стадии управления промышленным предприятием, такие функции, как  техническая подготовка производства, материально-техническое снабжение, оперативное управление, управление трудом и заработной платой, маркетинг  и др. Это так называемые специфические  функции.

Экономисты при  классификации функций управления используют принцип, позволяющий учитывать  содержание процесса управления, из которого вытекают такие функции, как планирование, организация, регулирование, контроль, учет. Это так называемые общие  функции управления.

В ряде случаев используется принцип, характеризующий набор  функций на разных уровнях управления. Например, определяются функции управления предприятием, цехом, участком и т.д.

Можно выделить функции  управления в жизненном цикле  товара: управление исследованием рынка  и разработкой товара, управление реализацией, движением товара на рынке  и др.

Однако наиболее верным подходом к классификациям функции  управления является подход, при котором  учитываются все выше перечисленные  принципы классификации в зависимости  от целей исследования.

Для промышленных предприятий  в наибольшей мере подходит классификация, учитывающая специфику объекта. При этом выделяют следующие функции  управления:

- основным производством;

- вспомогательным  производством;

- оперативное управление;

Информация о работе Система методов упраления