Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:28, реферат
2. Функции управления
Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.
Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.
Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 -- 1925). Среди них можно назвать следующие операции:
технические (производство, выделка и обработка);
коммерческие (покупка, продажа, обмен);
Именно последний набор управленческих действий определяет специфику функции организации. Она состоит в том, что это единственная функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность выполнения всех других функций управления.
Существующее в литературе представление о функции организации как действия по разработке организационных структур управления является чрезвычайно узким и не имеет научного обоснования.
Учет. Информация является наиболее важным ресурсом в управлении. Управляющая подсистема должна вырабатывать, выдавать требуемую и опускать неотносящуюся к делу информацию. Относящейся к делу информацией является та, которая касается окружающей среды и деятельности организации. Более того, долгосрочная информация, используемая для анализа и планирования, должна быть отделена от более срочной информации, необходимой для оперативного регулирования. Наконец, организация должна быть построена и управляема таким образом, чтобы информация, которая используется для управления, была своевременной и точной.
Источником такой информации являются собранные, систематизированные, зарегистрированные и сохраненные данные. Совокупность этих видов деятельности, совершаемых над информацией, получили название функции учета.
Содержание функции учета нельзя ограничивать только бухгалтерским учетом. Значительная часть информации, которую организация использует в своей деятельности, представлена управленческим учетом. Исключение данного вида деятельности из состава функций управления, что имеет место в литературе, необоснованно.
Контроль. Прекрасно составленные планы и организация их выполнения совсем не гарантирует эффективное достижение результата. Процесс выполнения планов постоянно подвергается воздействию как внутренних, так и внешних факторов.
Сопоставляя реально
достигнутые результаты с плановыми,
т. е. отвечая на вопрос: насколько
мы продвинулись к поставленным целям,
руководство организации
Контроль - это действия людей в процессе обеспечения правильного (или эффективного) достижения организацией своих целей.
Базируясь на информации учета, контроль обеспечивает функционирование обратной связи, создавая условия для успешной деятельности организации. Организация и контроль преобразуют хаос в организованную систему.
Анализ. Следует отметить,
что данную функцию как самостоятельную
многие авторы не выделяют. Они мотивируют
это тем, что аналитическая работа
присутствует при выполнении любой
другой функции. По нашему мнению, здесь
проявляется ошибочность
Анализ процессов, протекающих в организации, методов работы и ее нормирование представляют собой тот фундамент, на котором держится и планирование, и система организации труда на предприятии. Анализ направлен на обеспечение наибов лее эффективного использования ресурсов и потенциала предприятия, т. е. нахождение оптимальных путей превращения затрат в выпуск готовой продукции.
Кроме того, деятельность
по анализу воздействия факторов
внешней среды позволяет
Регулирование. Данный вид деятельности направлен на то, чтобы организация сохраняла свою динамическую устойчивость, на поддержание и усовершенствование состояния, ее упорядоченности, поддержание связей между субъектом и объектом управления.
Содержание функции регулирования выражается в следующих действиях:
· текущее устранение всякого рода отклонений от плановых заданий, графиков. Этот традиционный вид регулирования в управлении производством получил название диспетчирования. В некоторых литературных источниках диспетчирование выделяется как самостоятельная функция, однако правильнее будет отнести диспетчирование к оперативному регулированию;
· выравнивание всех отклонений состояния выхода системы из заданного нормами значения этого состояния. Нормы устанавливают границы (ограничения) поведения людей;
· выработка мер, связанных с потребностью учета естественного изменения требований динамично развивающихся систем, с постановкой новых задач в связи с влиянием природных сил, переходом системы в новое состояние в процессе нормального развития.
Стимулирование. Потребности и интересы людей разнообразны и многообразны, а отсюда следует, что функцию стимулирования нужно рассматривать более широко, чем она трактуется, учитывая все факторы, влияющие на отношение работника к труду. Важность данного вида деятельности не вызывает сомнения. Для нас важно то, что необходимо вкладывать в этот вид деятельности. Существуют разные взгляды на данную функцию.
Сегодня идут дискуссии по поводу того, какое понятие является общим - «стимулирование» или «мотивация». Давайте разберемся. По определению Мескона М. X., мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивация действует на человека через удовлетворение потребностей.
Смирнов Б. В., один из авторов, который придерживается термина "стимулирование", дает следующее определение: "это процесс распределения материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затрачиваемого труда».
Рассматривая стимулирование как управленческую функцию, необходимо иметь в виду и обратное явление мотивации - создание не только положительных (мотивация, прим. автора), но и отрицательных стимулов. Последние выражаются в форме определенных запретов, наказаний: лишение премии, выговор, понижение в должности и т. д. Вторая часть - явно не мотивирующая, но воздействующая на поведение человека принуждением. Следует заметить, что вторая часть стимулирования довольно часто используется в практике руководителей.
Нетрудно заметить, что стимулирование как вид управленческой деятельности имеет более общее содержание по сравнению с мотивацией.
Общие
функции управления
характеризуют лишь
определенные области
управленческой деятельности (например,
планирование, учет,
контроль и т. д.) и
не могут рассматриваться
изолированно (отдельно)
друг от друга. В процессе
управления они, взаимодействуя,
проникают друг в
друга. Конкретное содержание
управления проявляется
только через задачи
управления.
Технологией называется
любое средство преобразования исходных
материалов для получения желаемых
результатов. Поскольку предметом
и соответственно исходным материалом
управленческого труда
Технология управления
отражает содержание управления, характеризуется
процессами движения и обработки
информации и определяется составом
и порядком выполнения управленческих
работ, в ходе которых эта информация
преобразуется и оказывает
Технологию управления определяют как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.
Целью технологии управления является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения результата.
Основная функция технологии управления состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процессов управления с конкретными управленческими технологиями, способствующими реализации функций управления. В связи с этим важно формировать мышление нового типа менеджеров, ориентация его на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность.
Разработка технологии управления предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое.
Четкое функционирование
органа управления требует расчленения
процесса управления на операции, а
эффективная организация
В роли алгоритма (процедуры)
процесса управления выступает предписание,
определяющее содержание и последовательность
действий в каком-либо информационном
или организационном процессе. Его
алгоритм представляет собой правила
последовательного
Схематически технология
управления может быть представлена
в виде информационного и
Существенными моментами в управленческой технологии являются исследования и описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций и процедур. Тем не менее, описать алгоритмы функционирования систем управления и определить всю совокупность методов выполнения и упорядочения информационных преобразований и организационных взаимодействий, составляющих процесс управления, весьма сложно, и сформулировать однозначно не удается.
В настоящее время существует несколько подходов к формированию управленческой технологии. Так как технология управления определяется составом управленческих работ, то соответственно ее построение может осуществляться в зависимости от того, какой подход к пониманию управления взят за основу, или каким стилем управления характеризуется деятельность руководящих работников предприятия.
Наиболее разработанным и простым является традиционный, классический функциональный подход, в основе которого лежит понимание управления как процесса по выполнению определенных функций. Здесь технологию управления можно определить как регламентацию рациональных процедур и способов работы с информацией в процессе реализации функций управления. Суть функционального подхода заключается в том, что на каждом иерархическом уровне систем управления выделяются относительно обособленные участки управленческих работ или функций, для каждого из которых строится определенный набор процедур. В дальнейшем выделяются подфункции и соответствующие им блоки процедур, детализируемые до уровня операции; определяются виды документов, необходимые технические средства и пр.
Такой подход к технологизации процессов управления применим для предприятий, работающих стабильно, в мало меняющейся среде. Так, в организации может существовать технология планирования, технология контроля или (с учетом специальных функций управления) технология управления разработкой нового изделия, технология маркетинговых исследований и т.д.