Система методов упраления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:28, реферат

Описание работы

2. Функции управления
Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.
Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.
Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 -- 1925). Среди них можно назвать следующие операции:
технические (производство, выделка и обработка);
коммерческие (покупка, продажа, обмен);

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (19).docx

— 61.34 Кб (Скачать)

Наиболее подходящим в условиях меняющейся внешней среды  является ситуационный подход, суть которого заключается в обосновании алгоритма выбора процедуры на основе учета признаков той или иной ситуации или проблемы. При ситуационном подходе технологию управления определяют как последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий. Схема управленческой технологии включает:

  • диагноз проблемы и определение путей ее разрешения;
  • выявление факторов, влияющих на решение;
  • выработку и оценку альтернатив;
  • разработку тактики реализации намеченных путей развития.

И, наконец, подход к управлению с точки зрения принятия решений позволяет рассматривать технологию управления как определенную последовательность действий, используемых при постановке целей предприятия и разработке механизмов их достижения. При этом выделяют два этапа:

  1. выработка целей и стратегии развития предприятия;
  2. формирование технологии принятия и реализации управленческих решений.

Эффективность технологии управления – это конечный результат, выражающийся не только в экономии времени и затрат, но и в обеспечении устойчивости и выживаемости организации в изменяющейся внешней среде.

К критериям эффективности технологии управления относятся:

  • простота (технология управления не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции);
  • гибкость (адаптация к изменяющимся условиям);
  • надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);
  • экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной);
  • удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется работать).

Особое место в  технологии управления сегодня занимают техника управления.

Техника управления это совокупность материальных средств(оргтехника, средства связи, вычислительная техника и т.д.), позволяющих снизить трудоемкость управленческих работ, сроки их выполнения, а также повысит качество принимаемых решений.

Умственные возможности  отдельного индивидуума имеют предел, использование оперативной и  долговременной памяти вычислительных машин позволяет расширить интеллектуальные возможности специалистов для решения  управленческих проблем. Развитие средств  автоматизации способствует углублению информационного характера управленческого  труда, а неотъемлемой частью технологии управления сегодня становятся компьютеризированные системные технологии. 
 
 

Роль  функций менеджмента  в процессе управления

Содержание

Введение

1. Миссия организации

2. Цель как характеристика  менеджмента

3. Понятие целевого  управления

4. Формирование целей  функционирования организации

5. Функции управления  в менеджменте

Введение

Эффективное функционирование и развитие экономики во многом определяется повышением ее координируемости и управляемости  за счет формирования современных управленческих отношений. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических  процессов в организации, регионе, стране.

Как показывает опыт, многие аспекты теории управления инварианты социально-экономической системе  и политическому устройству общества. Общие законы управления в различных  системах (в технических устройствах, живых организмах и общественных организациях) изучаются кибернетикой (от греч. kybernetike - искусство управления). К кибернетическим системам относят такие сложные вероятные системы, как экономика предприятия и отрасли, человеческий мозг и др.

Менеджмент  (от анг. Management - управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах.

В государственном  производстве уровень управления, как  правило, обуславливает перечень и  содержание управленческих задач. В  негосударственных фирмах независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем: от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной  цели или того, для чего создана  и функционирует фирма) до сбыта продукции и полной ответственности за успех или неуспех деятельности.

В рыночной экономике  хозяйствующие самостоятельные  субъекты (социально-экономические  системы) являются самоорганизующимися  и самоуправляемыми, подобно живым  организмам в природе. Предприниматели  и менеджеры - это управляющие  органы в социально-экономических  системах (организациях). Они занимаются управленческой деятельностью, направленной на поставку целей организаций и  на своевременное и эффективное  их достижение.

Управление и экономика  неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и  трудится всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой  совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется  для установления целенаправленных согласованных действий участников трудового процесса. Управление как  наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

В современных условиях термин «экономика» используется в  нескольких значениях:

- как хозяйство  района, страны, группы стран или  всего мира;

- как наука, точнее, комплекс наук, занимающихся изучением  народного хозяйства в целом,  отдельных отраслей или экономических  субъектов, а также некоторых  условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления  и т.д.);

- как исторически  определенная совокупность экономических  (производственных) отношений между  людьми, складывающихся в процессе  производства, распределения, обмена, потребления и образующихся определенную  и образующих определенную экономическую  систему.

Управленческие отношения, возникающие при целенаправленном воздействии субъекта на объект управления и имеющие самое непосредственное отношение к любой экономической  системе, восходят и к главной  проблеме любой экономической системе, восходят и к любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной, плановой), отраженной в основных вопросах экономики  или видах экономического выбора:

- что следует производить  и в каком количестве?

- как, каким образом  следует производить?

- кто и какую  работу должен при этом выполнять?

- для кого должны  быть предназначены результаты  производства, т.е. кто будет покупать  товары и услуги?

Любой из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности. Почему же эти вопросы  считаются фундаментальными вопросами  экономики и экономической теории? Потому что экономика как наука  возникла значительно раньше, чем  управление, и для изначальной  экономики как вопросы, так и  ответы на них достаточно тривиальны.

В рыночной экономике  ответы на эти вопросы даются, прежде всего, объективными законами развития, выражающимися действием рыночных механизмов спроса, предложения и  ценообразования, движением и тенденциями  развития экономических процессов.

Предмет экономической  теории составляет изучение закономерностей  поведения людей и их отношений  в производстве, обмене, распределении  и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Однако организационно-экономические  отношения не могут быть реализованы  без управленческой деятельности людей. И даже при самом совершенном  действии рыночных механизмов, как  бы автоматически отвечающих на все  указанные выше фундаментальные  вопросы экономики, ответы являются результатом не только исследования закономерностей развития экономики, но и конкретного сознательного принятия решений, т.е. результатом управления.

Понятно, что принятие решений в конкретной деятельности не всегда или совсем не следовали  выявленным (где-то и кем-то) закономерностям, но накапливаемый опыт управления в  конкретной экономике как раз  и служил для изучения и установления экономических законов и законов  организации. А законы в социально-экономических  системах в отличие от законов  естествознания проявляются как  тенденции на фоне различных по величине отклонений. Причем именно отклонения от ранее установленной закономерности, как правило, служат основой для  установления новых закономерностей. Совершенно очевидно, что рыночные механизмы уравновешивания спроса и предложения также действовали  с большими отклонениями. Но сбои и  отклонения рыночной «невидимой руки»  управления (по А.Смиту) ощутимо проявляли  себя по мере развития производительных сил и окончательно были осознанны  в период великого кризиса и депрессии, разразившихся в конце 20-х годов  прошлого столетия.

На определенной ступени  развития производительных сил и  обострившихся при этом противоречий с производственными отношениями  рынка с различными формами конкуренции (свободной, монополистической и  др.) стал развиваться менеджмент - как  сфера деятельности и как наука. Научное осознание роли менеджмента совпадает, по-видимому, по времени с выделением предпринимательства как важного организующего и управляющего фактора производства. Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск, главные вопросы, заключающиеся в выборе сферы, направлений и методов деятельности, и принимают наиболее ответственные решения.

Экономические основы управления, таким образом, заключаются  в использовании познанных объективно законов экономики, проявляющихся  в практической деятельности, а смена  управленческих подходов и теоретических  моделей организации и управления отражает закрепление новых, более  совершенных производственных отношений, соответствующих требованиям эффективного развития производительных сил.

Производство материальных благ, их распределение и потребление  осуществляются под влиянием как  объективных законов, не зависящих от людей (правильно или неправильно). В числе этих законов, принципов и правил особенно важны те, которые проявляются в отношениях собственности.

1. Миссия организации

Предназначение организации  в условиях постоянно меняющейся внешней среды является ее миссией, которая определяется руководством и реализуется через конкретную деятельность.

Следует подчеркнуть, что миссия организации - это скорее философское понятие, нежели управленческое. Однако она предполагает наличие  определенных ценностей, правил и приемов, которыми пользуется организации в  своей деятельности. Это микро-культура организации, ее традиции, подход менеджеров к принятию решений, т.е. та уникальность, которая делает организацию неповторимой, отличной от других. Как правило, миссия формируется годами, оттачивается и  редко меняется.

На формирование миссии фирмы влияют:

- собственники фирмы,  развивающие организацию для  того, чтобы за счет прибыли  решать свои жизненные проблемы  и интересы;

- сотрудники фирмы,  непосредственно создающие продукт, (через маркетинг) реализацию  продукции и решающие таким  образом свои жизненные проблемы  и интересы;

- покупатели продукции  фирмы, за счет своих финансовых  ресурсов приобретающие продукцию  для удовлетворения своих потребностей  и интересов;

- деловые партнеры  фирмы, оказывающие определенные  коммерческие услуги фирме в  своих интересах;

- внешняя среда  организации, требующая от фирмы  поддержки для формирования социальной  и экологической среды обитания  фирмы.

При формировании миссии фирмы необходимо учитывать интересы всех пяти указанных субъектов, каждый из которых в разных решениях оказывает  разное влияние. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы  от других, подобных ей. Для этого  должны быть сформулированы следующие  характеристики фирмы; философия фирмы, выбранная администрацией компании для организации работы; сфера  деятельности фирмы, учет которой необходим  для выбора ресурсов и продукта; система целей фирмы, показывающая, к чему стремится организации; технологические  возможности фирмы.

Таким образом, миссия - это не конкретное указание о том, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление  движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий.

Миссия организации  всегда направлена на внешнюю среду, на удовлетворение потребностей. Не может  быть миссией увеличение прибыли  организации и другие внутренние цели, даже имеющие стратегический характер.

Миссия организации  в известной степени влияет на прогноз действия фирмы, который  определяется рыночными условиями  и выбранным сроком существования  фирмы. Именно здесь раскрывается управленческое содержание миссии, поскольку миссия - это совокупность стратегий, которые  вырабатывает администрация компании для достижения глобальных целей.

Информация о работе Система методов упраления