Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:28, реферат
2. Функции управления
Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.
Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.
Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 -- 1925). Среди них можно назвать следующие операции:
технические (производство, выделка и обработка);
коммерческие (покупка, продажа, обмен);
Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.
Формальная структура
фиксирует производственно
Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.
Социально-психологические методы используются для решения следующих задач:
повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;
формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;
эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;
воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.
Список литературы
1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.
2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.
3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.
4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.
6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.
7. Рябцев И.М. Менеджмент:
Учебное пособие. Ростов-на-
8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.
9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.
10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.
функция технология менеджмент
Когда вопрос ставится об исследовании конкретного содержания применяется функциональный анализ, потому что функции управления, предоставляют управленческой деятельности, их взаимодействие, образуют содержание. Функции менеджмента возникли вследствие разделения и специализации труда. Функции менеджмента являются базовой категорией теории управления. Они служат истоком для возникновения других важных категорий менеджмента. Место, занимаемое этой категорией в системе менеджмента, можно представить схемой - цели-функции менеджмента:
1. функции менеджмента - технология (процессы) менеджмента;
2. функции управления - цикл управления;
3. функции менеджмента
- организационная структура
4. функции менеджмента - полномочия органов управления.
В этой связи следует
отметить, что в научной литературе
в понятие "функции менеджмента"
вкладывается различный смысл, а
поэтому различны и критерии определения
их сущности. Нас будут интересовать
функции менеджмента
Поскольку управленческий
труд разнообразен, то и функции
менеджмента должны отличаться друг
от друга. Такое отличие вытекает
из самой природы
Для классификации функций управления применяют следующие главные признаки:
1. вид управленческой
деятельности, позволяющий отличить
одну работу от другой в
процессе разделения
2. направленность
видов деятельности на
По этим признакам можно выделить две основные группы функции управления.
Общие функции - это функции, определяющие лишь вид управленческой деятельности, независимо от места их проявления, т. е. от вида организации, характера ее деятельности, масштабов и т. д.
Конкретные функции - это функции, определяющие направленность труда человека на конкретный объект.
Они полностью зависят от организации и направления ее деятельности. Эта группа имеет и другие названия: специфические, особенные, объектные и т. д. Мы будем
В дальнейшем использовать понятие «конкретные функции управления».
Не вступая в дискуссию по поводу существующего многообразия классификаций функций, считая, что они имеют право на существование, рассмотрим их с точки зрения содержания управления.
Сущность и содержание конкретных функций менеджмента.
Главным экономическим
назначением предприятия
Основные функции определяются экономической ролью организации и их выполнение должно быть обеспечено при любых условиях. Без выполнения этих функций предприятие просто не может существовать. Они направлены на три важных объекта управления:
· управление персоналом;
· управление предметами труда: функции снабжения, или закупок, производства;
· управление информацией: функции создания и совершенствования продукции, финансы, маркетинг, бухгалтерский учет и статистическая отчетность.
Основные функции служат для управления основными управляемыми объектами: ресурсами, продукцией, производством, кадрами, информацией, продажей. Эти функции направлены на удовлетворение нужд потребителей и должны выполняться любыми предприятиями, и их состав остается неизменным при любом разделении труда.
Дополнительные функции.
Это те функции, без которых предприятие
(особенно мелкое) может обойтись, не
нарушая процесса выполнения своего
экономического назначения. Они, как
правило, направлены на поддержку основных
функций для повышения
Дополнительные функции,
как правило, вытекают из основных функций,
и их состав может варьировать
в зависимости от целого ряда особенностей
деятельности предприятия (сложности
продукции или услуги, размеров предприятия,
стратегии, положения на рынке и
др.). Их назначение - управление отдельными
параметрами основных объектов. Например,
качество продукции, обслуживание оборудования
и т. п. Основные и дополнительные
функции в технологии менеджмента
определяют и конкретизируют объект,
над которым совершаются
Понятие «функция» можно рассматривать с разных точек зрения. Мы рассматриваем функции с точки зрения технологии менеджмента. Для этого выделим следующие общие черты, присущие различным сторонам конкретных функций управления.
1. Расчленение общего
процесса управления на
Разграничения сфер деятельности
на отдельные конкретные функции
не исключает возможности
Связи между сферами деятельности конкретных функций образуют коммуникативную сеть, благодаря которой осуществляется управление предприятием как целостной системой.
Конкретные функции для всех предприятий, по существу, одинаковы. Содержание их отличается составом задач управления, решаемых тем или иным предприятием применительно к своим индивидуальным условиям функционирования.
Реализация каждой конкретной функции осуществляется только при выполнении всех без исключения общих функций управления.
Перечислены особенности конкретных функций управления позволяют сформулировать определенные «универсальные принципы», или «правила» формирования технологии менеджмента организации. Эти правила вытекают из определения понятия «технология». Можно отметить следующие общие «правила».
Каждая конкретная функция реализуется с помощью собственной технологии. Поэтому управление предприятием осуществляется при помощи многих управленческих технологических процессов. Вследствие пересечения функций между собой одни и те же элементы могут принадлежать в одно и то же время разным технологическим процессам. Например, общие нормы и стандарты используются при реализации различных функций управления.
Операции (процедуры) технологии, определяющие, что и когда нужно делать человеку для реализации функции управления, отражаются в нормативных документах (актах). Например, в инструкциях, указаниях, распоряжениях, положениях, приказах и др.
Способы (методы) технологии
определяют, как нужно выполнять
операции в тех или иных определенных
условиях. Способы определяют, как
можно использовать в процессе управления
технические средства (оборудование),
а также какие возможности (стандарты,
нормы) имеет человек при выполнении
операций. Стандарты и нормы
Состав операций и
способов их выполнения определяется
общими функциями управления, а характеристики
объекта, на который направлено управляющее
воздействие, описываются конкретными
функциями управления. Например, реализация
функции «снабжения»
Основные и дополнительные функции могут быть реализованы, если менеджеры будут точно знать, какие действия (процедуры) они должны выполнять в технологическом процессе управления. Для достижения цели, стоящей перед предприятием, необходимо также обеспечить взаимосвязанное выполнение основных и дополнительных функций в едином процессе. Эти роли выполняют административные функции или, как их называют - общие функции менеджмента.
Следует заметить, что
в современной литературе в области
менеджмента нет разногласий
в отношении роли и назначения
общих функций управления. Однако
до сих пор продолжаются дискуссии
относительно их состава. Приверженцы
американской модели менеджмента выделяют
четыре основных функции управления.
Исследователи отечественной
Здесь нет необходимости доказывать состоятельность или несостоятельность существующих классификаций функций управления. Проведенные автором исследования и практическая проверка содержания управления дает основание для специализации управленческого труда по таким функциям управления, как: планирование, организация, регулирование, учет, контроль, анализ и стимулирование. Данный состав функций управления в незначительной мере не совпадает с перечнем функций, рекомендуемых стандартом образования направления "Менеджмент". Автор данного учебника является одним из разработчиков стандартов образования, однако он придерживается собственного перечня функций менеджмента.
Функция организации вытекает из необходимости координации совместных действий людей в процессе достижения общих целей. Она включает следующие наборы действий:
· обеспечение динамического
равновесия внутренних процессов, протекающих
между управляемой и
· установление отношений между организацией (предприятием) и внешней средой для обеспечения динамического равновесия;
· организацию собственного производства, т. е. процесса превращения ресурсов в готовую продукцию;
· организацию управляющей подсистемы;
· организацию действий людей по выполнению других функций управления.