Система методов упраления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:28, реферат

Описание работы

2. Функции управления
Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.
Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.
Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 -- 1925). Среди них можно назвать следующие операции:
технические (производство, выделка и обработка);
коммерческие (покупка, продажа, обмен);

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (19).docx

— 61.34 Кб (Скачать)

При разработке миссии, т.е. совокупности стратегий, исследуются  не только внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), но и системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов  продукции. При рассмотрении всех этих характеристик важное значение приобретают  разработка и определение долгосрочных и краткосрочных целей организации, поэтому понятие миссии тесно  связано с понятием целевого управления.

2. Цель как характеристика  менеджмента

Любая система управления - это, прежде всего, целенаправленная система, имеющая структурированное  строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято  называть целями функционирования.

Цели, стоящие перед  системой управления, являются отправной  точкой планирования. В сущности, планирование - это разработка целей и задач  фирмы, нашедших конкретное выражение  в перспективных и текущих  планах. В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное  и текущее планирование.

Значение целей  функционирования велико. Во-первых, во избежание такой деятельности, которая  мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходимо постоянный контроль за реальным состоянием системы  и сравнение его с целями и  задачами, стоящими перед фирмой.

Отсюда следует, что  любая деятельность в системе  оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе  говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе  реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Поскольку задачей  менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Если мы ставим перед собой задачу совершенствования  организации, не уточнив ее целей, то рискуем предложить лучшие способы  выполнения ненужных функций или  лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов, что может  нанести материальный ущерб. Искусство  выбора и формулирования правильной цели, управление, процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени  реализации, отличают действительно  умелого руководителя.

Невозможно управлять  людьми, если и руководителям, и починенным цели совершенно не ясны. Управлять - значить  побуждать других к достижению ясной  им цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.

Определение целей  функционирования - один из наиболее важных этапов в деятельности фирмы. От того, насколько правильно выбрана  цель функционирования, насколько четко  она сформулирована, зависит успех  деятельности. Неправильное и нечеткое формулирование цели приводит к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работает не с полной отдачей, неэффективно, так как усилия аппарата управления расходуются нецелесообразно. В  различных организациях, как правило, приходится иметь дело с совокупностью  целей. Задача руководителя организации  любого уровня - суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить  ситуацию и выбрать оптимальные  решения.

В ряде случаев для  характеристики целей функционирования используется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени  достижения цели. По существу, если нет  критериев выбора или оценки степени  достижения целей функционирования, нет и самих целей функционирования.

На каждом уровне организации  возникают некоторые частные  цели, причем, только их совокупность необходимо рассматривать как некоторую  цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость  построения дерева целей.

Следовательно, в современном  менеджменте понятие цели - одно из основных. Без определения этого  понятия, без выявления соотношения  целей, средств достижения целей, средств  достижения целей, оценки эффективности  и путей достижения, целей нельзя решать проблему эффективного управления. Это означает, что без четкого  формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной  проблемы, связанной с построением  фирмы, с планированием ее деятельности, оценкой эффективности, разработкой  ее стратегии.

Когда цель функционирования сформулирована нечетко, требовать  четкой организации работ практически  бесполезно, так как неважно правильно  выбрать средства достижения цели.

Выбор средств достижения цели зависит от многих факторов, которые  по-разному влияют на конечные результаты функционирования фирмы. Так, выбор  технических средств автоматизации  управленческого труда представляется целесообразным проводить с учетом технических, экономических и организационных  факторов. Если цель функционирования не выбрана точно, нет критерия, по которому можно судить о ее достижении, невозможно измерить эффективность  текущей работы фирмы, скоординировать  деятельность структурных подразделений, практически нельзя четко организовать работу аппарата управления и оценить  ее эффективность.

Вследствие нечеткого  формулирования целей невозможно рационально  распределять обязанности между  сотрудниками аппарата управления и  оценить деятельность каждого из них. Как уже отмечалось выше, четкое определение целей функционирования, доведенных до каждого сотрудника аппарата управления, повышает его производительность и способствует лучшей мотивации.

Особо актуальным считается  целевое регулирование самоорганизованных сетей отношений при их попытках к самоликвидации после самонасыщения, но до реализации результата. Цели, стоящие  перед организацией, подразделяются на качественные и количественные. Если количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, например в денежном выражении, в годах, в  тоннах и т.д., то оценка качественных целей в количественных показателях  весьма затруднительна и требует  применения метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет  целей и их важность.

Метод экспертных оценок определяется как «процедура», учитывающая  субъективное мнение с целью определения  количественных соотношений между  переменными, когда эти соотношения  нельзя установить из теоретических  соображений или на основании  накопленных статистических данных. Следовательно, задача формулирования целей функционирования организации  с помощью экспертных оценок - это  задача получения объективного результата на основании индивидуальных субъективных мнений группы экспертов.

Ценность результата, полученного с помощью метода экспертных оценок, во многом зависит  от компетентности вовлеченных в  эксперимент специалистов (наблюдения показывают, что опытный специалист еще до проведения эксперимента имеет  определенное представление о правдоподобии  различных его исходов). Следовательно, большое значение для получения  объективного результата имеют формирование групп экспертов, их состав. Даже при  наличии разумных критериев компетентности формирование групп экспертов затруднительно, ибо способность к правильному  и вероятному прогнозу или оценке - весьма специфическая черта человека. в менеджменте не все подлежит формализации, поэтому объективность  и научность выполняемых исследований требуют использования опыта, интуиции специалистов. Объективность и научность  означают правильное использование  интуиции опытных специалистов.

Создание условий  для плодотворной деятельности экспертов, производящих выбор целей функционирования, означает необходимость организации  максимально эффективной системы  контактов между ними, позволяющей:

- создавать условия,  при которых специалист может  активно взаимодействовать с  другими экспертами;

- иметь свободный  доступ к относящейся к делу  информации;

- исключить возможность  неправильной интерпретации мнения.

Такой метод наиболее прост, но имеет ряд недостатков, вызванных чрезмерным влиянием психологических  факторов. В последнее время разработаны  методы, с помощью которых удается  преодолеть эти трудности путем  устранения непосредственного общения  специалистов друг с другом либо путем  учета квалификации экспертов, взвешивания  из мнений. В связи с вышесказанным  вопрос применимости того или иного  метода целеполагания имеет важное значение.

3. Понятие целевого  управления

Каждая организация  фиксирует свое состояние в будущем  в виде долгосрочных и краткосрочных  целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет  принципиальное значение. Краткосрочные  цели более конкретны и определяются долгосрочными целями. Процесс управления организацией по целям, или, как принято  говорить, целевое управление, осуществляется в несколько этапов.

1. Разработка долгосрочных  целей фирмы (стратегическое планирование). В основе разработки долгосрочных  целей лежит планирование. Это,  прежде всего, разработка обоснованных  планов для представления их  совету директоров, а также высшему  руководителю. Требуется немало  усилий от руководителей организаций  по выработке реальных и обоснованных  целей. В условиях постоянно  меняющейся внешней среды это  нелегко.

Перспективное планирование - крайне важный этап успешной работы фирмы, и в первую очередь потому, что  оно осуществляется в условиях недостаточной  информации. Именно поэтому большое  значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего  звена управления. Для определения  долгосрочных целей необходимо знание ситуаций и мнение компетентных людей  относительно этих ситуаций. Именно на данном этапе необходимо развернутое  совещание по проблемам долгосрочного  планирования, на котором должна быть выработана всеобъемлющая стратегия  фирмы. Практика показывает, что стратегия  фирмы не вырабатывается в один день, руководство решает эту проблему поэтапно.

Желательно проводить  разработку долгосрочных целей снизу  вверх. Алгоритм может быть следующим:

1) подробное обсуждение  руководством фирмы стратегических  планов фирмы с управляющими  подразделениями;

2) рассмотрение всех  замечаний и предложений;

3) использование их  для дополнения и расширения  первоначальных планов.

Опыт ряда компаний показывает, что данный подход к  разработке стратегических планов является разумным и позволяет усовершенствовать  перечень целей, стоящих перед каждым подразделением.

2. Оценка действующей  организационной структуры управления. Разработать организационную структуру  управления, составить положение  о подразделениях и расписать  их функции - не такая уж  сложная задача. Сложно ответить  на следующие вопросы.

Правильно ли распределены функциональные обязанности? Насколько  хорошо их выполняют сотрудники?

Соответствует ли организационная  структура требованиям окружающей среды? Если нет, то как наиболее быстро и с минимальными затратами провести ее реорганизацию?

Привлекает ли управляющей  высшего звена к разработке целей  своих подчиненных, или он делает это единолично? Другими словами, насколько хорошо налажены двухсторонние  связи в данной структуре управления?

Следует помнить, что  любая организация не будет работать эффективно, если в ней нет четкого  распределения обязанности и  персональной ответственности.

3. Разработка целей  структурных подразделений. От  правильности этих целей зависит  успех выполнения всего долгосрочного  плана фирмы. Осуществление этих  целей ориентировано, скорее, на  развитие, чем на достижение результатов.

Сущность выполнения данного этапа заключается в  том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне управления, прежде всего  по горизонтали. Исходя из того что  все реальные организации многоцелевые, на данном этапе на каждом уровне управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. С другой стороны, должны быть отобраны главные цели, под которые и предстоит проектировать  организацию.

Для координации выбранных  целей необходима их оценка и по вертикали (как исходный материал построения дерева целей).

4. Доведение выбранных  целей до подразделений - обоснование  построения дерева целей. Сущность  данного этапа заключается в  выявлении взаимозависимых целей,  реализуемых на каждом уровне  управления. В результате такой  работы оказывается возможным  построение дерева целей. Выполнить  такую работу только с помощью  экспертов.

Информация о работе Система методов упраления