Шпаргалка по "Международному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего объекта может быть получен только в процессе обмена. Менеджмент- разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения- система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

Содержание

Сущность и содержание менеджмента
Потребность и необходимость управления в деятельности человека
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Соотносительность понятий «управление» и «менеджмент»
Национальные особенности менеджмента
Менеджер и его функции
Эволюция менеджмента
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Школа «научного менеджмента»
Классическая школа менеджмента
Психологическое направление в менеджменте
Количественный подход менеджменте
Системный подход в менеджменте
Современные концепции и подходы в менеджменте
Особенности российского менеджмента
Интеграционные процессы в менеджменте
Понятие организации, и ее признаки
Внутренняя среда организации
Внешняя среда организации
Факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
Характеристики внешней среды организации
Понятие и значение функций управления
Назначение и сущность основных функций управления
Понятие организационной структуры управления
Традиционные типы организационных структур управления
Матричная организационная структура управления
Адаптивные организационные структуры управления
Дивизиональные организационные структуры управления
Централизованные и децентрализованные организации
Управление как процесс воздействия
Содержание процесса управления
Процедуры и операции в процессе управления
Цели и их роль в деятельности организации
Виды целей организации
Требования, предъявляемые к формированию целей организации
Миссия организации, и ее роль
Система целей организации
Роль и значение управленческих решений
Виды управленческих решений
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Процесс подготовки и принятия управленческих решений
Методы принятия управленческих решений
Организация реализации управленческих решений
Средства и методы управления
Роль методов управления в деятельности фирмы
Виды методов управления
Взаимосвязь методов управления в реализации механизма менеджмента
Выбор альтернатив эффективного управления
Диверсификация менеджмента
Понятие стратегии и стратегического планирования
Порядок разработки стратегии
Анализ и оценка внешней среды организации при разработке стратегии
Управленческое обследование фирмы
Виды и основные варианты стратегии фирмы
Реализация стратегии фирмы
Роль информации в управлении
Требования, предъявляемые к управленческой информации
Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной стратегии информации
Технология информационной деятельности
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
Формы планирования и виды планов
Принципы планирования
Организационные формы внутрифирменного планирования
Сущность, смысл и значение контроля
Требования, предъявляемые к контролю
Объекты внутрифирменного контроля
Формы и виды контроля
Предприятие как система
Понятие полномочий и их делегирование
Необходимость и целесообразность делегирования
Основные принципы делегирования полномочий
Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Личность менеджера
Лидерство и стиль управления
Власть и партнерство
Роль и значение деловых совещаний
Виды деловых совещаний
Подготовка и проведение делового совещания
Технология проведения деловых бесед
Ресурсы, качество и эффективность управления
Инновационный потенциал менеджмента.

Работа содержит 1 файл

ekzamen_menedzhment.docx

— 140.07 Кб (Скачать)

Процесс управленческого  труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.

Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными (например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления т.п.).

Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме  и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил  название работы.

 

33. Цели и их  роль в деятельности организации

В менеджменте под целью  понимается идеальное или желательное  состояние объекта управления. На достижение такого состояния и ориентирована прежде всего управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации .

Цели организации меняются под воздействием внешних условий  ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая  переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Цели организации формируются  теми, кто распоряжается ключевыми  ресурсами. На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью  организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой  степени от нее зависит; местные  власти, которым организация помогает решать многие их проблемы; общество в целом .

В любой крупной организации, имеющей несколько различных  структурных подразделений и  несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой  декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит  в том, что, во-первых, цели более  высокого уровня всегда носят более  широкий характер и имеют более  долгосрочный временной интервал достижения.

 

34. Виды целей  организации

Из всей совокупности видов  целей наиболее широко используемые в системе менеджмента понятия  такие, как:

Миссия - это создаваемое у окружающих представление об организации, ее философии, предназначении, социальной ответственности перед обществом и своим персоналом, предпочтениях, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определять позиции и интересы в отношении социальных групп.

Общие цели (их обычно бывает от 4 до 6) отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными. Первые связаны, например, с достижением ее устойчивости, обеспечением необходимого уровня рентабельности, прибыли, объема продаж, выходом на внешние рынки и т.п. Вторые – с отдельными конкретными сферами деятельности (функциональными направлениями) – финансовой, маркетинговой, кадровой и являются заданиями для соответствующих служб.

Специфические цели (локальные) – разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в разрезе реализации им общих целей. Обычно они охватывают уже средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляют основу планов. Специфические цели бывают операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками (исполнителями), вторые – перед подразделениями.

Стратегические  цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление материально-производственной базы и т.п.

Тактические цели – отражают отдельные этапы достижения стратегических целей, например проведение капитального ремонта производственного оборудования и т.д.

Текущие цели (краткосрочные) – вытекают из стратегических и выступают в качестве средства их осуществления, выражаются количественных показателях деятельности на определенный период, как правило, один год. Отсутствие четких стратегических целей и установок, а также ориентация на текущие эффекты и краткосрочный коммерческий успех ведет к тому, что организация упускает занять прочное место на рынке.

Оперативные цели определяются из текущих и направлены на их осуществление, определяются на период, как правило, в один месяц, декаду, сутки.

 

35. Требования, предъявляемые  к формированию целей организации

Цель - фундаментальное понятие  теории управления. Цель представляет опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Производственный термин «целеполагание» означает, что действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием. Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако, если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. [5, с.264-265]

Можно выделить следующие  свойства целей:

1. соподчиненность, т.е.  цели подсистем вышестоящего  уровня, обусловливают цели подсистем  нижестоящего уровня (вывод: цели  формируются сверху - вниз);

2. развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляется по содержанию, по времени, по уровню;

3. соотносительная важность.

 

36.Миссия организации, и ее роль

Миссия - это создаваемое у окружающих представление об организации, ее философии, предназначении, социальной ответственности перед обществом и своим персоналом, предпочтениях, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определять позиции и интересы в отношении социальных групп.

Миссия отражает также  задачи организации в области  производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечение устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, создает  основу для формулировки конкретных целей – общих и специфических, выработки стратегии, распределении  ресурсов на различных организационных  уровнях, ориентирует текущую деятельность управляющих.

Миссия представляет собой  информацию комплексного характера  об организации, которая предназначена прежде всего для окружающей среды.

Формой конкретизации  миссии является главная цель, которая становится ориентиром для персонала.

Иногда миссия совпадает  по значению и восприятию с главной  целью, тогда построение «дерева  целей» осуществляется в следующей  последовательности миссия – общие цели – специфические (локальные).

На формирование миссии влияют такие факторы, как исторические традиции, конкурентные преимущества, существующий потенциал организации, угрозы, мнение заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. На пример, в известнейшей японской компании «Мацусита электрик» в состав миссии входят следующие составляющие: получение прибыли путем служения обществу; рост благосостоянии взаимной выгоде для фирм и потребителей; честная конкуренция на рынке; взаимная выгода фирм, поставщиков, и потребителей; участие в управлении работников.

 

37. система целей  организации

 

Можно дать следующую классификацию  целям:

1) по уровням. Низший  уровень — объективная целесообразность; высший - целенаправленность технических  и организационных структур, ориентированных  на достижение высших социальных  целей; 

2) по источникам формирования  цели можно разделить на заданные  извне и сформировавшиеся внутри  организации; 

3) с точки зрения комплексности  можно говорить о простых и  сложных целях (последние, в  свою очередь, разбиваются на  подцели);

4) по степени важности  цели разделяются на стратегические и тактические;

5) с учетом времени,  необходимого для реализации, цели  подразделяют на долгосрочные (свыше  пяти лет), среднесрочные (от года  до пяти лет) и краткосрочные  (до одного года);

6) по содержанию цели  делятся на личные и институциональные.

Личные цели связаны с  повседневной жизнедеятельностью людей  и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем  их д.

Институциональные цели —  это цели производственно-хозяйственной  деятельности.

Они делятся на технологические, экономические, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные и т. п.;

7) с точки зрения приоритетности  выделяют:

• во-первых, необходимые  цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;

• во-вторых, желательные, чья  реализация позволяет в определенной степени улучшить это положение  и создать дополнительные гарантии;

• в-третьих, возможные цели, чье осуществление в принципе в данный момент ничего не меняет;

8) цели могут иметь  троякую направленность:

• на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции;

• на осуществление той  или иной деятельности, скажем, совершенствование  технологии;

• на достижение определенного  состояния объекта (например, приобретение работником новой профессии);

9) по форме выражения  можно говорить о целях, описываемых  количественными показателями и  характеризуемых качественно; 

10) исходя из особенностей взаимодействия цели могут быть:

• безразличными по отношению друг к другу (индифферентными);

• конкурирующими;

• дополняющими (комплементарными);

• исключающими друг друга (антагонистическими);

• совпадающими (идентичными);

И) по степени обязательности можно выделить цели-задания и  цели-ориентиры.

Главным способом реализации целей-заданий является настрой  исполнителей посредством целей-ориентиров;

12) с точки зрения масштабности  выделяются глобальные, общие и  частичные цели;

13) по степени реальности  цели рассматриваются как действительные  и мнимые;

14) цели можно рассматривать  с точки зрения иерархичности.  Здесь выделяются миссия, генеральная  цель, общеорганизационные и специфические  цели.

 

 

 

38 Роль и значение управленческих решений

Каждый менеджер в процессе своей работы постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. Решение –это выбор альтернативы действия. Организационные решения- выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Самое полное понятие УР-результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом УР является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта кжелаемым.

 

39. Виды управленческих  решений

Управленческие решения  классифицируются по следующим признакам:

· по объекту решения(ориентированные на цели, ориентированные на средства, основополагающие структурные, ситуационные);

· по надежности исходной информации(на основе надежной информации, рисковые, ненадежные;

· по срокам действия последствий: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

· по связи с иерархией  планирования(стратегические, тактические, оперативные)

· по частоте повторяемости(случайные, повторяющиеся, рутинные)

· по охвату(для всей организации, специализированные, для подразделения, для отдельных работников);

· по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одноступенчатые, многоступенчатые);

· по субъектам (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

· по учету изменения данных(жесткие, гибкие);

· по независимости(автономные, дополняющие друг друга);

· по сложности(простые, сложные);

· по степени формализации процесса принятия решения (структурированности):запрограммированные, незапрограммированные;

· по способу обоснования(интуитивные, основанные на сознании, рациональные;)

· по содержанию(экономические, социальные, технологические)

Классификация управленческих решений дает возможность систематизировать  характеризующие их производственные ситуации, информацию и процедуры, связанные  с ее обработкой.

 

40. Требования, предъявляемые  к управленческим решениям

Управленческие решения  должны удовлетворять ряду требований, из которых наиболее существенными  являются:

· Выполнимость решения состоит  в том, что для его реализации должны быть созданы все необходимые  предпосылки;

· Своевременность решения  заключается в правильном выборе момента его принятия и реализаций.

· Оптимальность решения  обеспечивается выбором в каждой конкретной ситуации лучшего из всех возможных вариантов по принятому критерию с учетом имеющихся ограничений по времени, ресурсам, требованиям рынка и т.п.

· Законность решения обусловливается  его соответствием действующим  законодательным и нормативным  актам.

· Правомочность (властность) решения характеризуется наличием у руководителя соответствующих  правовых полномочий, позволяющих принимать  подобные решения.

· Справедливость ? категория морально-правового и социально-политического сознания. Она выражает требования соответствия между трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, проступком и наказанием, заслугами и поощрением и т.п.

· Непротиворечивость и преемственность  решений состоит в том, что  они не должны содержать логических противоречий в рассуждениях и доказательствах, а также противоречивых мыслей.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному менеджменту"