Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:57, шпаргалка
3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего объекта может быть получен только в процессе обмена. Менеджмент- разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения- система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.
Сущность и содержание менеджмента
Потребность и необходимость управления в деятельности человека
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Соотносительность понятий «управление» и «менеджмент»
Национальные особенности менеджмента
Менеджер и его функции
Эволюция менеджмента
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Школа «научного менеджмента»
Классическая школа менеджмента
Психологическое направление в менеджменте
Количественный подход менеджменте
Системный подход в менеджменте
Современные концепции и подходы в менеджменте
Особенности российского менеджмента
Интеграционные процессы в менеджменте
Понятие организации, и ее признаки
Внутренняя среда организации
Внешняя среда организации
Факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
Характеристики внешней среды организации
Понятие и значение функций управления
Назначение и сущность основных функций управления
Понятие организационной структуры управления
Традиционные типы организационных структур управления
Матричная организационная структура управления
Адаптивные организационные структуры управления
Дивизиональные организационные структуры управления
Централизованные и децентрализованные организации
Управление как процесс воздействия
Содержание процесса управления
Процедуры и операции в процессе управления
Цели и их роль в деятельности организации
Виды целей организации
Требования, предъявляемые к формированию целей организации
Миссия организации, и ее роль
Система целей организации
Роль и значение управленческих решений
Виды управленческих решений
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Процесс подготовки и принятия управленческих решений
Методы принятия управленческих решений
Организация реализации управленческих решений
Средства и методы управления
Роль методов управления в деятельности фирмы
Виды методов управления
Взаимосвязь методов управления в реализации механизма менеджмента
Выбор альтернатив эффективного управления
Диверсификация менеджмента
Понятие стратегии и стратегического планирования
Порядок разработки стратегии
Анализ и оценка внешней среды организации при разработке стратегии
Управленческое обследование фирмы
Виды и основные варианты стратегии фирмы
Реализация стратегии фирмы
Роль информации в управлении
Требования, предъявляемые к управленческой информации
Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной стратегии информации
Технология информационной деятельности
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
Формы планирования и виды планов
Принципы планирования
Организационные формы внутрифирменного планирования
Сущность, смысл и значение контроля
Требования, предъявляемые к контролю
Объекты внутрифирменного контроля
Формы и виды контроля
Предприятие как система
Понятие полномочий и их делегирование
Необходимость и целесообразность делегирования
Основные принципы делегирования полномочий
Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Личность менеджера
Лидерство и стиль управления
Власть и партнерство
Роль и значение деловых совещаний
Виды деловых совещаний
Подготовка и проведение делового совещания
Технология проведения деловых бесед
Ресурсы, качество и эффективность управления
Инновационный потенциал менеджмента.
Внешняя среда характеризуется: 1. Все факторы внешней среды взаимосвязаны между собой 2.сложность внешней среды 3. Большая степень изменчивости или подвижности 4. Теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды м усложняет процесс принятия решений. К факторам внешней среды относятся: покупатели, поставщики, конкуренты, государство и его структуры, профсоюзы и т.д.
20. Факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
Внешняя среда прямого
и косвенного воздействия. Различают
среду прямого воздействия и
косвенного воздействия. Среда прямого
воздействия включает факторы которые
непосредственно влияют на деятельность
организации. Поставщики, акционеры, рудовые
ресурсы, законы и учреждения государственного
регулирования, профсоюзы, потребители
и конкуренты. Под средой косвенного воздействия
понимают факторы которые могут не оказывать
прямого немедленного воздействия на
организацию, но сказываются на ее деятельности.
Состояние экономики, НТП, социокультурные
и политические изменения, влияние групповых
интересов и существенные для организации
события в других странах.
Характеристики внешней среды. Взаимосвязь
факторов внешней среды - уровень силы
с которой изменение одного фактора может
оказать влияние на изменение других.
Сложность характеризуется числом и вариантативностью
факторов на которые организация обязана
реагировать; в более сложных условиях
окажется та организация которая использует
многочисленные и разные технологии претерпевающие
быстрое развитие. Подвижность - скорость
с которой происходят изменения в окружающей
среде; подвижность внешних переменных
факторов может по-разному затрагивать
разные подразделения организации; необходимо
опираться на более разнообразную информацию.
Неопределенность - соотношение между
количеством информации о среде которой
располагает организация и уверенностью
в ее точности.
21. Характеристики внешней среды организации
Внешняя среда предприятия- совокупность различных факторов, так или иначе оказывающих влияние на деятельность организации, ее цели и задачи, тактику и стратегию развития.Менеджеру необходимо постоянно анализировать динамику факторов внешней среды, выявлять наиболее существенные из них и подбирать методы и способы реагирования на их взаимодействия.
Внешняя среда характеризуется: 1. Все факторы внешней среды взаимосвязаны между собой 2.сложность внешней среды 3. Большая степень изменчивости или подвижности 4. Теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды м усложняет процесс принятия решений. К факторам внешней среды относятся: покупатели, поставщики, конкуренты, государство и его структуры, профсоюзы и т.д.
22. Понятие и значение функций управления
Под управлением (менеджментом)
понимается система, обеспечивающая успешное
целостное функционирование, сохранение
и развитие организации. В конечном
счете назначение управления сводится
к формированию эффективной организации,
меняющейся так, чтобы ее деятельность
согласовывалась с задачами и обстоятельствами
внешней и внутренней среды функционирования.
Соответственно менеджер должен обладать
способностью добиваться поставленных
целей, используя труд, интеллект и мотивы
поведения своих сотрудников.
Современный менеджмент можно определить
как стратегический. Стратегический менеджмент
является сферой деятельности высшего
руководства организации, и важнейшая
его обязанность состоит в определении
предпочтительных направлений и траекторий
развития организации, постановке основополагающих
целей, распределении ресурсов оптимальным
образом, использовании всего того, что
дают организации конкурентные преимущества.
Цели организации представлены в ее стратегии
(стратегиях). По своему содержанию стратегия
– это модель действий организации, в
которой определены стратегические направления
ее развития, сферы, формы и технологии,
применяемые для достижения поставленных
целей. Важнейшей целью является (должно
являться) обеспечение конкурентных преимуществ,
гарантирующих приемлемый уровень рентабельности
хозяйственной деятельности.
23. Назначение и сущность основных функций управления
Функция применительно к
управлению характеризует виды управленческой
деятельности, возникающие в процессе
разделения и специализации труда
в сфере управления. Принятие решений
является первичной функцией менеджмента
и в тоже время это составная
часть любой функции
24. Понятие организационной структуры управления
ОС-один из основных элементов управления предприятия. Характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и рабочими предприятия. Структура управления – совокупность управленческих звений расположенных в полной подчиненности и обеспечивающая взаимосвязь между управляющими и управляемыми подсистемами. В стр. управления входят: звенья, уровни, связи.
25. Традиционные типы организационных структур управления
Организационная структура
аппарата управления - форма разделения
труда по управлению производством.
Схема организационной
Различают связи:
- линейные (административное подчинение),
- функциональные (по сфере деятельности
без прямого административного подчинения),
- межфункциональные, или кооперационные
(между подразделениями одного и того
же уровня).
В зависимости от характера
связей выделяются несколько основных
типов организационных структур
управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Матричная структура) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
26. Матричная организационная структура управления
Матричная структура представляет собой комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. Матричные структуры появились в 50-60-х годах в небольших по размеру авиакосмических фирмах США. Они были слишком малы, чтобы эффективно использовать чисто проектную (как правило, дорогостоящую) структуру. В корпорациях "Дженерал Электрик", "Шелл Ойл" и в других были проведены эксперименты по наложению проектной структуры на функциональную. Полученная схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
27. Адаптивная организационная структура
Адаптивная организационная структура — гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.
Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:
• проектная — временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;
• матричная — функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.
28. Дивизиональные организационные структуры управления
Потребность применения дивизиональной стр упр возникло в сязи с резким увеличением ресурсов предприятия, диверсификации их деятельности и усложнения технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении данной стр становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры возглавляемые производственые подразделения. Виды див стр: по выпуску продукции, по ориентации на потребителя, по обслуживанию рынка.
29. Централизованные
и децентрализованные
Степень централизации определяется степенью сосредоточения полномочий, необходимых для принятия важнейших решений высшим руководством. Степень централизации определяется относительной степенью делегирования прав и полномочий. Оценить степень централизации можно, определив следующие ее характеристики:
1. Количество решений,
принимаемых на нижестоящих
2. Важность решений, принимаемых
на нижестоящих уровнях. В
3. Последствия решений,
принимаемых на нижестоящих
4. Степень контроля за работой подчиненных. В децентрализованной организации высшее руководство редко проверяет оперативные решения подчиненных руководителей.
Преимущества централизации: 1) улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых неопытными руководителями; 2) позволяет избежать роста и развития одних подразделений организации за счет других; 3) способствует использованию опыта и знаний персонала центрального административного органа.
Преимущества децентрализации: 1) управление крупными организациями централизованно просто невозможно из-за офомного количества требующейся для этого информации; 2) дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всех стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает; 3) стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией, поскольку при децентрализованном подходе руководитель подразделения может хорошо понимать процесс его функционирования, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения, может испытывать такой же энтузиазм, как и независимый предприниматель; 4) помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры, что обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей.
30. Управление как процесс воздействия 31. Содержание процесса управления
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит что любая организация представляет собой единство 2 подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей это взаимоотношения людей. Т.о. под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом на которую направлено управляющее действие. Субъект — это орган либо лицо, осуществляющее управленческое действие. В связи с этим одна и та же структура может быть объектом и субъектом управления.
Субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений классифицируются по нескольким признакам. 1)По уровню решаемых задач — экономика республики в целом, отрасли, региона, фирмы. 2)По видам регулируемой деятельности — доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т.д. 3)По адресату воздействия — частные национальные компании, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.
32. Процедуры и операции в процессе управления
Информация о работе Шпаргалка по "Международному менеджменту"