Шпаргалка по менеджменту в книжном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:07, шпаргалка

Описание работы

1. Менеджмент. Общая характеристика.
2. Теория иерархии потребностей Маслоу.
3. Организация, ее составные элементы и основные процессы.
4. Внутриорганизационный менеджмент.
5. Менеджмент и внешнее окружение организации.
6. Механистический и органический стили управления.
7. Процесс управления организацией.
8. Менеджер. Его роль и место в организации.
9. Основные принципы теории научного управления Ф. Тейлора.
10. Отличительные черты школы «человеческих отношений».
11. Бихевиористские теории менеджмента.
12. Принципы управления в теориях А. Файоля и М. Вебера.
13. «Синтетические» учения об управлении (П. Друкер, теории X, Y, Z).
14. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
15. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
...

Работа содержит 1 файл

MANAGE1.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

делить  для себя допустимые границы действий во взаимоотноше-

ниях  с другими субъектами права и  приемлемые методы отстаива-

ния своих  интересов. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государствонамерено проводить в жизнь свою политику.

Изучение  социальной компоненты макроокружения направлено

на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и

процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; сущест-

вующие  в обществе обычаи и верования; разделяемые  людьми цен-

ности; демографические структуры общества, рост населения, уро-

вень  образования, мобильность людей или готовность к перемене

места жительства и т.п.

Анализ  технологической компоненты позволяет своевременно

увидеть те возможности, которые развитие науки  и техники откры-

вает  для производства новой продукции, для усовершенствования

производимой  продукции и для модернизации технологии изготов-

ления и сбыта продукции.

Все компоненты макроокружения находятся

в состоянии  сильного взаимовлияния.

Во-вторых, это то, что степень воздействия отдельных компонент

Макроокружения  на различные организации различна. В частности,

степень влияния проявляется по-разному  в зависимости от размера

организации, ее отраслевой принадлежности, территориального рас-

положения и т.п. Например, считается, что крупные  организации

испытывают  большую зависимость от макроокружения, чем мелкие.

Для того чтобы организация могла результативно  изучать состо-

яние  компонент макроокружения, должна быть создана специальная

система отслеживания внешней среды. как  проведение специальных наблюдений, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состоянш отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направлена развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозь могут ожидать организацию и какие возможности могут открытьо перед ней в будущем.

Изучение  непосредственного окружения организации  направле-

но на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которы-

ми организация  находится в непосредственном взаимодействии. При

этом  важно подчеркнуть, что организация  может оказывать сущест-

венное  влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем

самым она может активно участвовать  в формировании дополни-

тельных возможностей и в предотвращении появления угроз ее даль-

нейшему существованию.

Анализ  покупателей как компоненты непосредственого окруже-

ния организации  в первую очередь имеет своей  задачей составление

профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.

Анализ  поставщиков направлен на выявление тех аспектов в дея-

тельности субъектов, снабжающих организацию  различным сырьем,

полуфабрикатами, энергетическими и информационными  ресурса-

ми, финансами  и т.п., от которых зависят эффективность  работы •

организации, себестоимость и качество производимого  организа-

цией  продукта.

Изучение  конкурентов, направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке.

Анализ  рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его

потенциальные возможности в обеспечении организации  необходи-

мыми  для решения ею своих задач  кадрами.  

20. Анализ внутренней  среды.

Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

  Она оказывает постоянное

и самое  непосредственное воздействие на функционирование орга-

низации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из кото-

рых включает набор ключевых процессов и элементов  организации,

состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те

возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез

внутренней  среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие-

менеджеров  и рабочих; найм, обучение и продвижение  кадров; оцен

ка результатов  труда и стимулирование; создание и поддержание

отношений между работниками и т.п. Организационный срез включа-

ет в  себя: коммуникационные процессы; организационные структу-

ры; нормы, правила, процедуры; распределение  прав и ответствен-

ности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изго-

товление  продукта, снабжение и ведение  складского хозяйства; об-

служивание  технологического парка; осуществление исследований и

разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации ох-

ватывает  все те процессы, которые связаны  с реализацией продукции

Это стратегия  продукта, стратегия ценообразования; стратегия про

движения  продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распре

деления. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с

обеспечением  эффективного использования и движения денежны>

средств в  организации. В частности, это поддержание  ликвидности i

обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможное

тей и т.п.

Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организаци

онной культурой, которая так же, как вышеперечисленные  срезы

должна  подвергаться самому серьезному изучению в процессе анали

за внутренней среды организации. 

  Значение  стратегичного поведения, позволяющего  фирме выживать в конкурентной  борьбе в долгосрочной перспективе,  резко возросло в последние  десятилетия. Все компании в  условиях жесткой конкуренции,  быстро меняющейся ситуации должны  не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21. SWOT анализ

  Состояние  компании зависит от того, насколько  успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период  времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать  возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT анализ (СВОТ анализ).

     SWOT анализ является необходимым  элементом  исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами  при разработке стратегических целей и задач компании. Это настолько удобная универсальная методика, что она применима и в повседневной жизни.  Неплохо провести «SWOT самоанализ», для того, чтобы понять, куда двигаться дальше в карьерном развитии. Перед собеседованием при приеме на работу ситуационный анализ поможет реально оценить свои силы и возможности,  четко определиться на какие моменты Вам нужно будет акцентировать внимание, а что постараться оставить за кадром. Он поможет просчитать некоторые «каверзные вопросы» интервьюера и подготовится к логическому обоснование своих ответов. Даже во многих житейских проблемах освоенная простая методика поможет найти правильное адекватное ситуации решение.   Аббревиатура  SWOT означает:

Strengths - сильные стороныWeakness - слабые стороныOpportunities- возможности Threats - угрозы

     Иначе говоря, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

     Пocлe тoгo, кaк cocтaвлeн кoнкpeтный cпиcoк cильныx и cлaбыx cтopoн opгaнизaции, a тaкжe yгpoз и вoзмoжнocтeй, нacтyпaeт этaп ycтaнoвлeния cвязeй мeждy ними. Для ycтaнoвлeния этиx cвязeй cocтaвляeтcя мaтpицa SWOT, кoтopaя имeeт cлeдyющий вид.

    Слeвa выдeляютcя двa paздeлa (cильныe cтopoны, cлaбыe cтopoны), в кoтopыe cooтвeтcтвeннo внocятcя вce выявлeнныe нa пepвoм этaпe cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции. В вepxнeй чacти мaтpицы тaкжe выдeляютcя двa paздeлa (вoзмoжнocти и yгpoзы), в кoтopыe внocятcя вce выявлeнныe вoзмoжнocти и yгpoзы. Нa пepeceчeнии paздeлoв oбpaзyeтcя чeтыpe пoля. Нa кaждoм из дaнныx пoлeй иccлeдoвaтeль дoлжeн paccмoтpeть вce вoзмoжныe пapныe кoмбинaции и выдeлить тe, кoтopыe дoлжны быть yчтeны пpи paзpaбoткe cтpaтeгии пoвeдeния opгaнизaции. В oтнoшeнии тex пap, кoтopыe были выбpaны c пoля "СИВ", cлeдyeт paзpaбaтывaть cтpaтeгию пo иcпoльзoвaнию cильныx cтopoн opгaнизaции для тoгo, чтoбы пoлyчить oтдaчy oт вoзмoжнocтeй, кoтopыe пoявилиcь вo внeшнeй cpeдe. Для тex пap, кoтopыe oкaзaлиcь нa пoлe "СЛВ", cтpaтeгия дoлжнa быть пocтpoeнa тaким oбpaзoм, чтoбы зa cчeт пoявившиxcя вoзмoжнocтeй пoпытaтьcя пpeoдoлeть имeющиecя в opгaнизaции cлaбocти. Еcли пapa нaxoдитcя нa пoлe "СИУ", тo cтpaтeгия дoлжнa пpeдпoлaгaть иcпoльзoвaниe cилы opгaнизaции для ycтpaнeния yгpoз. Нaкoнeц, для пap, нaxoдящиxcя нa пoлe "СЛУ", opгaнизaция дoлжнa выpaбaтывaть тaкyю cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлилa бы eй кaк избaвитьcя oт cлaбocти, тaк и пoпытaтьcя пpeдoтвpaтить нaвиcшyю нaд нeй yгpoзy. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и уг-

розы  могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользо

ванная  возможность может стать угрозой, если ее использует конку-

рент. Или  наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать

у организации  дополнительную сильную сторону  в том случае, если

конкуренты  ке устранили эту же угрозу. 

22. SWOT анализ матрица  возможностей

Для успешного  применения методологии SWOT-анатшза  окруже-

ния организации  важно уметь не только вскрыть  угрозы и возмож

ности, но и попытаться оценить их с точки  зрения того, сколь важным

для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из

выявленных  угроз и возможностей.

Для оценки возможностей применяется метод  позиционирова-

ния каждой конкретной возможности на матрице  возможностей

Данная  матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность органи-

зации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние); сбоку

откладывается вероятность того, что организация  сможет воспользо-

ваться  возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность,

Информация о работе Шпаргалка по менеджменту в книжном деле