Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:07, шпаргалка
1. Менеджмент. Общая характеристика.
2. Теория иерархии потребностей Маслоу.
3. Организация, ее составные элементы и основные процессы.
4. Внутриорганизационный менеджмент.
5. Менеджмент и внешнее окружение организации.
6. Механистический и органический стили управления.
7. Процесс управления организацией.
8. Менеджер. Его роль и место в организации.
9. Основные принципы теории научного управления Ф. Тейлора.
10. Отличительные черты школы «человеческих отношений».
11. Бихевиористские теории менеджмента.
12. Принципы управления в теориях А. Файоля и М. Вебера.
13. «Синтетические» учения об управлении (П. Друкер, теории X, Y, Z).
14. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
15. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
...
Стратегичность управления 50-60-х гг. - это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.
В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.
В 80-е гг. динамизм внешней среды
настолько усложнил задачу
Вопрос 15. Сущность стратегического управления.
Термин "стратегическое управление"
был введен в обиход на стыке
60-70-х гг. для того, чтобы обозначить
разницу между текущим
Стратегическое управление - это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса В случае стратегического управления в каждый данный момент
фиксируется, что организация должна делать в настоящее время,
чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того,
что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е.
при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из
будущего в настоящее. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление
имеет ряд недостатков
стратегическое управление в силу своей сущности HI
дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. У него нет описательной теории, требуются огромные усилия и большие затраты вре-
мени и ресурсов. резко усиливаются негативные последствия оши-
бок стратегического предвидения.
Можно указать
на несколько конструктивных определений,
которые были предложены авторитетными
разработчиками теории стратегического
управления. Шендел и Хаттен рассматривали
его как "процесс определения и (установления)
связи организации с ее окружением, состоящий
в реализации выбранных целей и в попытках
достичь желаемого состояния взаимоотношений
с окружением посредством распределения
ресурсов, позволяющего эффективно и результативно
действовать организации и ее подразделениям".
По Хиггенсу, "стратегическое управление
- это процесс управления с целью осуществления
миссии организации посредством управления
взаимодействием организации с ее окружением"
(Higgens, p. 3), Пирс и Робинсон определяют стратегическое
управление "как набор решений и действий
по формулированию и выполнению стратегий,
разработанных для того, чтобы достичь
цели организации" (Pearce and Robinson, p. 6). Существует
еще целый ряд определений, которые делают
упор на те или иные аспекты и особенности
стратегического управления или же на
его отличия от "обычного" управления.
16.
Система стратегического
управления.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратеги-
ческого управления, так как он обеспечивает базу для определения
миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позво-
ляющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ
среды предполагает изучение трех ее частей: 1) макроокружения;
2) непосредственного окружения; 3) внутренней среды.
Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких
компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулиро
вание и управление; политические процессы; природная среда и ре
сурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-
техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура
и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим ос-
новным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок
рабочей силы.
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности
и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конку-
рентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволя-
ет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели орга-
низации.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
• организация управления;
• производство, включающее организационные, операционные и
технико-технологические характеристики, научные исследова-
ния и разработки;
• финансы фирмы;
• маркетинг;
• организационная культура.
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из про-
цессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов,
каждый из которых требует большой и исключительно ответствен-
ной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии
фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл суще-
ствования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс опре-
деления долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического
управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Опре-
деление миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится
ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится.
этап анализаи выбора стратегии. С помощью специальных приемов ор-
ганизация определяет, как она будет достигать своих целей и реали-
зовывать свою миссию.
Выполнение стратегии является критическим процессом, так как
именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к
достижению поставленных целей.
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически
последним процессом, осуществляемым в стратегическом управле-
нии. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь
между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями
организации.
17. Анализ сред: общий взгляд.
Любая организация находится и функционирует в среде. Внутренняя среда
организации заключа-
ет в себе тот потенциал, который дает возможность организации
функционировать, а следовательно, существовать и выживать в оп-
ределенном промежутке времени.
Внешняя среда является источником, питающим организацию
ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен-
циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по-
стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе
возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезгранич-
ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся
в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что
организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.'
Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным
для организации последствиям. Задача стратегического управления
состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со сре-
дой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне,
необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей
возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и
провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углуб-
ленное представление как о внутренней среде организации, ее потен-
циале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее
развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внут-
ренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управ-
лением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возмож-
ности, которые организация должна учитывать при определении
своих
целей и при их достижении.
18.19. Внешняя среда: две разновидности. Анализ внешней среды.
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как
совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: мак-
роокружения и непосредственного окружения.
Макроокруженне создает общие условия среды нахождения ор-
ганизации.
степень влияния состояния
организации различна. Это связано как с различиями в сферах дея-
тельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциа-
ле организаций.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет
понять
то, как формируются и
лагает анализ таких характеристик, как величина валового нацио-
нального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процент-
ная ставка, производительность труда, нормы налогообложения,
платежный баланс, норма накопления и т.п.
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение за-
конов и других нормативных актов, устанавливающих правовые
нормы и рамки отношений, дает организации возможность опре-