Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:07, шпаргалка
1. Менеджмент. Общая характеристика.
2. Теория иерархии потребностей Маслоу.
3. Организация, ее составные элементы и основные процессы.
4. Внутриорганизационный менеджмент.
5. Менеджмент и внешнее окружение организации.
6. Механистический и органический стили управления.
7. Процесс управления организацией.
8. Менеджер. Его роль и место в организации.
9. Основные принципы теории научного управления Ф. Тейлора.
10. Отличительные черты школы «человеческих отношений».
11. Бихевиористские теории менеджмента.
12. Принципы управления в теориях А. Файоля и М. Вебера.
13. «Синтетические» учения об управлении (П. Друкер, теории X, Y, Z).
14. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
15. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
...
Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила: 1. все высказываются по очереди; 2. говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею; 3. высказывания не критикуются и не осуждаются; 4. все предложения фиксируются.
Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.
Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товара привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствуй генерированию новых идей и альтернативных вариантов.
Одним из методов принятия решений в условиях рыночной конкуренции является использование методов из теории игр, суть которых состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.
Методы
принятия решений могут дополнять
друг друга и использоваться комплексно
при выработке важных управленческих
решений.
53. Конфликты и пути выхода из них.
Конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. Конфликт – это противоречие между двумя или более сторонами, т.е. противоречие между конкретными лицами или группами лиц.
Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей.
Причины конфликтов: 1. ограниченность ресурсов – материальные, трудовые и финансовые ресурсы всегда ограничены; 2. взаимозависимость задач - существует везде, где один человек или группа зависят при выполнении задачи от других; 3. различия в целях; 4. различия в оценке ситуации и мнениях; 5. различия в манере поведения и жизненном опыте; 6. неудовлетворительная коммуникационная связь – работники, обладающие неполной информацией неверно воспринимают ее.
Типы конфликтов: 1. внутриличностный конфликт – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы; 2. межличностный конфликт – столкновение между руководителями из-за распределения ресурсов, между претендентами на одну вакантную должность; 3. конфликт между личностью и группой; 4. межгрупповой конфликт – может быть между функциональными подразделениями.
Моделью построения конфликта
является метод картографии.
1. определяется проблема; 2. выясняются участники конфликта; 3. выясняются потребности каждой стороны и опасения. При их анализе выясняются мотивы их поведения. Выделяются точки совпадения интересов каждой стороны, после чего видно страхи и опасения. 4. Выявляются последствия конфликта.
В зависимости от исхода конфликты бывают позитивные и негативнее.
Позитивные (функциональные) последствия конфликтов приводят к повышению эффективности производна; разрядке напряженности между конфликтующими сторонами; сплочение коллектива при борьбе с внешним врагом; стимулирование к развитию или изменению; диагностики возможных оппонентов; снятие синдрома покорности у подчиненных.
Негативные последствия конфликтов: большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте; увольнение сотрудников; снижение дисциплины; ухудшение морально-психологического климата; «шлейф» конфликта – сложное восстановление деловых отношений.
Методы управления конфликтными ситуациями:
I группа
– структурные методы
II группа
– межличностные методы: 1. метод
уклонений (руководитель
54. Власть и влияние. Соотношение власти и авторитета.
Наиболее удобной для практического использования является классификация форм власти и влияния в менеджменте, предложенная Дж. Френчем и Б. Равеном. Согласно их концепции существуют пять основных форм: 1. власть, основанная на принуждении (влияние с помощью страха); 2. власть, основанная на вознаграждении (влияние с помощью позитивной поддержки); 3. власть, основанная на авторитете и знаниях (влияние с помощью веры в успех); 4. власть, основана на примере (влияние с помощью личных качеств лидера); 5. власть, основанная на законных правах (влияние с помощью традиций власти).
Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.
Руководитель должен
Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.
Обычно руководитель имеет
Формы власти. Власть может
принимать разнообразные формы.
1. Власть,
основанная на принуждении;
2. Власть, основанная на вознаграждении;
3. Должностная (традиционная) власть;
4. Власть авторитета.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
Власть, основанная на авторитете. Одной из форм осуществления власти является авторитет (лат. «власть», «влияние»). Авторитет — это положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений. Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.
Авторитет основан на двух источниках:
1. на
вере в личностные особенности
человека, его престиж;
2. на вере в способности человека, его
деловые качества.
Реальный авторитет
Среди положительных черт
1. функциональные
обязанности руководителя
2. компетентность руководителя вызывает
удовлетворение;
3. методы деятельности вызывают одобрение;
4. личные качества вызывают уважение.
Для приобретения авторитета
требуется время. На первом
этапе нужен внешний авторитет,
1. церемония
вступления в должность;
2. награды, знаки отличия, звания, должности;
3. большой рабочий кабинет;
4. ограничения в допуске посетителей;
5. служебная машина;
6. размер оклада и побочных доходов и т.д.
Эти внешние признаки на
Авторитет руководителя
1. на
убеждении доброжелательного
2. на убеждении, что руководитель обладает
широким кругозором;
3. на уверенности в том, что руководитель
принимает решения в некоторых случаях
потому, что он лучше знает вопрос, чем
подчиненные, а в других случаях привлекает
для этого подчиненных.
Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.
Характеристики влияющего
Вот некоторые характеристики харизматических личностей:
1. Обмен
энергией. Создается впечатление,
что эти личности излучают энергию
и заряжают ею окружающих людей;
2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно
красив, но привлекателен, обладает хорошей
осанкой и прекрасно держится;
3. Независимость характера. В своем стремлении
к благополучию и уважению эти люди не
полагаются на других;
4. Хорошие риторические способности. У
них есть умение говорить и способность
к межличностному общению;
5. Восприятие восхищения своей личностью.
Они чувствуют себя комфортно, когда другие
выражают восхищение ими, не впадая в надменность
и себялюбие;
6. Достойная, уверенная манера держаться.
Они выглядят собранными и владеющими
ситуацией.