Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:07, шпаргалка
1. Менеджмент. Общая характеристика.
2. Теория иерархии потребностей Маслоу.
3. Организация, ее составные элементы и основные процессы.
4. Внутриорганизационный менеджмент.
5. Менеджмент и внешнее окружение организации.
6. Механистический и органический стили управления.
7. Процесс управления организацией.
8. Менеджер. Его роль и место в организации.
9. Основные принципы теории научного управления Ф. Тейлора.
10. Отличительные черты школы «человеческих отношений».
11. Бихевиористские теории менеджмента.
12. Принципы управления в теориях А. Файоля и М. Вебера.
13. «Синтетические» учения об управлении (П. Друкер, теории X, Y, Z).
14. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
15. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
...
Вопрос 47.
В последней четверти XX в. человечество вступило в новую ста
дню своего развития •— стадию построения информационного обще
ства. При формировании нового общества претерпевают ради
кальные изменения материальное производство, мировоззрение, быт
образование, искусство и культура.
новые требования предъявляет информационное общество
проектированию организации, к объединению или разделению работ
в ней. Если в доинформационном обществе действует принцип «каж-
дый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все»,
0 в информационном
обществе действует принцип «
знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем
рзаимодействии с другими» Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации. В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно Действующих в «информационной» среде. Ниже будут описаны организации такого рода: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.
47. эдхократические организации.
Эдхократия — это в то же время и управленческий стиль, и орга-
низационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и
она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддержи-
вается установлением целей, обычно напряженных. Средства дости-
ей выбираются самими исполнителями. Каждый непосред-
ственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто доби-
рается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает
сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой
работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и
вознаграждения, делится между участниками.
формальности не типичны для эдхократической организации и
сводятся в ней до минимума.
Идея
эдхократической среды в
ется американской компьютерной фирме «Хьюлетт-Паккард», начав-
шей проводить ее в жизнь еще в 40-х гг.
Эдхократической организации присуща высокая степень свобо-
ды в действиях работников, но ее вершиной являются качественное
выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Клю-
чевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:
• работа в областях с высокой или сложной технологией, требую-
щая творчества, инновационности и эффективной совместной
работы (групповая взаимосвязь работ);
• работники являются высококвалифицированными экспертами
в своем
деле, выполняют сложные
и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным
образом;
• структура имеет органическую основу и четко не определена,
преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархи-
ческое построение постоянно меняется. У многих менеджеров
нет жесткой привязки к какой-то одной работе.
• право принятия решений и власть основаны на экспертных
знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;
• система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкла-
де работника, его компетенции и степени участия в общей рабо-
те, вознаграждение носит групповой характер;
• отношения по вертикали и горизонтали преимущественно
носят неформальный характер, нередко отсутствует схема
структуры такой организации.
Наиболее пригодным этот дизайн является для организаций ц
таких
областях, как консультационно-
но-электронная, медицинская, исследовательская и опытно-кон-
структорская, производство фильмов и т.п.
Структура
эдхократической организации
со схемой концентрической формы. Круг для такой организации
является символом того, что все усилия ее работников ведут к одном1,
к успеху компании. В ней ценности (в первую очередь — качества ее
работников)
не ранжируются по уровням.
48 многомерные организации.
Впервые этот термин был использован в 1974 г. У. Гоггином при
описании структуры корпорации «Доу Корнинг».
Основой
многомерной организации
чая группа, одновременно выполняющая три задачи:
• обеспечение производственной деятельности необходимыми
ресурсами;
• производство для конкретного потребителя, рынка или терри.
тории продукта или услуги;
• обслуживание конкретного потребителя, развитие или проник-
новение на конкретный рынок, проведение операции в пределах
определенной территории.
По совокупности
выполняемых задач такие
получают обычно статус центра прибыли, а в отдельных случаях
могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих слу-
чаях- они тем или иным образом облагаются корпоративными нало-
гами.
В многомерной
организации бюджеты
ваются самими подразделениями, руководство организации только
инвестирует в них средства и дает деньги взаймы.
В многомерной организации отношения членов автономной группы с руководством орга-
низации и ее другими подразделениями ничем- не отличаются от
отношений с посторонним клиентом.
Примером многомерной организации могут быть упомянутые
ранее
экспериментальные бригады «
компании «Вольво».
Другая схема структуры многомерной организации приводится в
книге Р. Акоффа «Планирование будущего корпорации». каждое подразделение в многомерной орга-
лизации может быть организовано таким же образом, как и органи-
зация в целом. Многомерная структура применима к любому, вплоть
до мельчайшего, подразделению организации. Этот тип организации дает возможность даже небольшому
подразделению быть настолько автономным, насколько вообще это
возможно в структуре более крупной организации. Таким образом,
многомерная модель создает с максимально возможной степенью
приближенности свободный рынок внутри организации, который не
исключает возможностей для синергии и экономии на масштабе де-
ятельности.
Основными преимуществами многомерных организаций
Р. Акофф считает следующие:
• отсутствует необходимость в проведении каких-либо реоргани-
заций
с целью изменения
емых при проектировании работ.
• подразделения можно создавать, ликвидировать или модифи-
цировать
без серьезных изменений
делений. Чем больше частей организации контактируют с
«многомерной» группой, тем меньше воздействуют на нее изме-
нения в этих частях;
• создаётся
максимально благоприятная
вания полномочий при том, что рольруководства организации
остается ведущей;
• к каждому многомерному образованию применяется унифици-
рованная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффек-
тивности — получаемая прибыль, что предотвращает выполне-
ние псевдоработы и возникновение элементов плохой бюрокра-
тии. При этом прибыль, рассматриваемая как необходимое ус.
ловие развития бизнеса, не является единственным мерило^
успеха. Преобладающей целью выступает развитие многомер-
ной организации
и ее членов.
49. Партисипативные организации.
Партисипативная организация
организации, построенные на «учас-
тии работников в управлении», или так называемые партисипатив-
ные организации, от организаций, где посредством создания орга-
нов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешатель-
ство в работу других членов или частей организации.
Лежащее в основе партисипативной организации участие работ-
ников всех уровней в управлении предполагает:
• участие в принятии решений;
• участие в установлении целей;
• участие в решении проблем.
Степень и формы участия в управлении наполняют партисипа-
тивность определенным содержанием. Различается три степени
участия:
Первая степень — выдвижение предложений — не требует введе-
ния структурных и других изменений в традиционную организацию
и может осуществляться руководителем.
Вторая степень — разработка альтернатив — требует уже появ-
ления
в организации специальных
фективно решать эту задачу.
Третья степень — выбор альтернативы — предполагает, что учас-
тие в управлении осуществляется в форме работы специальных сове-
тов научно-технического, технико-экономического и управленческо-
го характера.