Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:07, шпаргалка
1. Менеджмент. Общая характеристика.
2. Теория иерархии потребностей Маслоу.
3. Организация, ее составные элементы и основные процессы.
4. Внутриорганизационный менеджмент.
5. Менеджмент и внешнее окружение организации.
6. Механистический и органический стили управления.
7. Процесс управления организацией.
8. Менеджер. Его роль и место в организации.
9. Основные принципы теории научного управления Ф. Тейлора.
10. Отличительные черты школы «человеческих отношений».
11. Бихевиористские теории менеджмента.
12. Принципы управления в теориях А. Файоля и М. Вебера.
13. «Синтетические» учения об управлении (П. Друкер, теории X, Y, Z).
14. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
15. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
...
Советы имеют следующие функции:
• несут ответственность за координацию деятельности подразде-
лений, подчиненных руководителю, к которому относится этот
совет;
• отвечают за интеграцию деятельности подразделений, пред-
ставленных в нем, с деятельностью одного или двух вышестоя
щих уровней управления и одного или двух нижестоящих
(обычно руководитель каждого уровня представительствует по
мимо «своего» совета еще в двух — «нижнем» и «верхнем»);
• определяют политику (правила и процедуры) подчиненных им
подразделений, совместимую с двумя другими уровнями.
Важно отметить, что советы не принимают решения за подотчет
ные им подразделения, они принимают решения только относитель
но процессов, происходящих на их уровне.
Некоторым советам поручается оценка и одобрение деятельности
подотчетного им руководителя. Однако право уволить остается за
вышестоящим руководством. Таким образом, каждый отдельныи
руководитель получает поддержку как сверху, так и снизу.
Описанные
условия придают структуре
ческий характер: каждое лицо в организации, которое имеет власть
над другими, подотчетно их совместному контролю. Это предотвра-
щает произвол по отношению к любому члену организации со сто
роны любого вышестоящего лица.
Партисипативные организации имеют и другие важные преиму-
щества. При правильно организованной работе участие в управле-
нии повышает качество принимаемых решений. ослабляет тем самым давление на руководителя со стороны подчи-
ненных. У работников появляется чувство собственника, повыш?ет-
ся мотивация деятельности, они лучше выполняют принимаемые
ими же решения. Создается атмосфера групповой, совмест-
ной работы, значительно улучшающая трудовую мораль и произво-
дительность.
Однако же при неправильном проектировании партисипативные
организации сталкиваются с рядом проблем. Так, несовместимость
иерархии и демократии, заложенная в мышлении человека, может
постоянно возвращать его к допущению, что власть всегда идет в
одном направлении. В таком случае трудно спроектировать демокра-
тическую
организацию, в которой сохраняется
иерархия.
50. Предпринимательские организации.
Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно
опосредованный
характер (аренда, займ и т.п.). Структура
управления предпринимательской
делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок, на котором они занимаются поиском и реализацией возможностей. Такое структурное построение редпринимательской организации поворачивает ее лицом к потребителю, приближает к нему и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований.
При этом
осуществляется максимально возможное
делегирование прав и ответственности
тем, кто непосредственно делает
бизнес. Резко повышается мотивированность
людей и эффективность их работы.
Вопрос 52. Организации, ориентированные на рынок (движимые рынком).
По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком) это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. И наконец, по характеру взаимодействия индивида с организацией это индивидуалистский тип. Принципиальным отличием данного типа организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка или рынков. При неразвитых рыночных отношениях такой тип организации Может иметь ряд преимуществ. Он позволяет работать по принципу Разделяй и властвуй в управлении компанией. В этом случае можно контролировать все. Требования от организации, ориентирующейся на рынок, трех главных качеств: гибкости, адаптивности и инновационности. Тенденции: усиливается группирование работ по рынкам. Больше усилий для приспособления продукта к потребителю. Ускоряются потоки информации. Структура организации начинает все больше носить сетевой характер.
Система управления становится главным ресурсом предприятия.
сближение тех, кто принимает решение, с потребителями.
уменьшения
числа уровней управления в организации
и передачи ответственности на нижние
этажи иерархии Важное значение приобретает
групповая работа, ролевое поведение
и взаимодействие, основанное на доверии.
Развитие указанных тенденций меняет
структуру рыночно ориентированной организации
в следующих направлениях. Связи в структуре
организации формируются больше под воздействием
отношений организации с потребителем
(процессы), а не отношений между функциями.
Организация проектируется, исходя из
потребностей потребителя. В результате
чего вместо жесткой иерархии возникают
достаточно автономные группы Сами группы,
в которых все отвечают за все, функционируют
в рамках закрепленного за ними процесса.
Образуется, таким образом, сетевая схема
структуры.
Вопрос 53. Организационные процессы: обобщенный взгляд.
Коммуникации в управлении
Принятие решений
Власть и влияние
Управление конфликтом
Процессы, протекающие в организации, отражают динамику организационной системы. В то же время эти процессы сами должны быть управляемыми. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом. Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации наиболее эффективным образом в соответствии со сложившейся ситуацией. Существуют различные стили управления, использование которых также носит ситуационный характер. Порой ключевую роль в коммуникации играют ее невербальные формы.
Принятие
решения играет центральную роль в
совокупности всех организационных процессов.
Все остальные процессы как бы разворачиваются
вокруг него. Сам этот процесс может протекать
по-разному. Однако при этом он обязательно
проходит все стадии и этапы, которые ему
присущи как организационному процессу.
51. Коммуникации в управлении.
По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние.
ВНЕШНИЕ:
С потребителями- реклама и другие
программы продвижения товаров.
В сфере отношения с
ВНУТРЕНИЕ: коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие (текущих задачах, рекомендуемых процедурах) Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей (влияние на производительность). Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок. В дополнение к обмену информацией по нисходящей и восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений.
Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальные коммуникации
отражают связи, необходимые для выполнения функций и полномочий, связи, определяемые характером и системой распределения функций. Такие коммуникации обычно бывают в виде письменного сообщения. Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения по различным интересам: житейским, психологическим, ситуационным. Это коммуникации, незафиксированные ни в каких организационных документах или официальных требованиях. Главное достоинство
таких
устных коммуникаций состоит
в возможности быстрого и полного
обмена информацией. К каналу неформальных
коммуникаций можно отнести канал распространения
слухов. По условиям возникновения и характеру
проявления в деятельности человека коммуникации
могут быть ситуационными и постоянными.
Ситуационные коммуникации нередко отражают
возникновение конфликтов и тем самым
требуют дополнительного внимания. Коммуникации
могут быть мнимыми и реальными. В качестве
мнимых коммуникаций выступают те связи,
которые существуют по каким-то установленным
организационным положениям, но не реализуются
в практической деятельности, не оказывают
заметного влияния на взаимоотношения
служащих.
52. Методы принятия решений.
Наиболее распространенными методами принятия решений являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
Методы экспертных оценок обычно применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.
Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Наиболее эффективен метод экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.