Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 экзаменационных вопроса по дисциплине "Управление персоналом"
1. Понятие и признаки персонала организации. Специфика человеческих ресурсов
2. Понятия «персонал», «кадры», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «человеческий капитал», «человеческий фактор», «трудовой потенциал»: сущность и различия в терминологии
...
42. Эффективность управления персоналом организации: сущность, методика оценки
* межорганизационная карьера -- вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, уход на пенсию;
* карьера профессиональная
(специализированная) -- вид карьеры; характеризуется
тем, что конкретный сотрудник в процессе
своей профессиональной деятельности
проходит различные ее стадии. Многие
фирмы, связанные с наукоемкой деятельностью,
чтобы сохранить высококвалифицированные
кадры и лучше использовать их творческий
потенциал, ставят в соответствие служебной
лестнице лестницу научных степеней и
званий («параллельная служебная лестница»,
высшие ранги на которой соответствуют
должностям вице-президентов). Это предотвращает
переход интеллектуальной элиты на административную
работу, хотя на низших этажах взаимный
переход еще возможен. Таким образом, можно
говорить о профессионально-
* карьера вертикальная -- подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда);
* карьера горизонтальная -- вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организации. Для руководителей и специалистов, чей «потенциал повышения» исчерпан, но которые могут принести большую пользу организации, все более широкое распространение в западных фирмах получает практика горизонтальной карьеры, обеспечивающей возможность овладения новыми сферами деятельности, повышения квалификации в одной специальности, наращивания операционного мастерства и постоянного поддержания интереса к работе. Горизонтальная карьера осуществляется прежде всего в форме ротации, которая имеет две разновидности.
* ситуационная карьера - поворотами в судьбе конкретного человека распоряжается случай, при котором не нужно заранее учитывать факторы планирования карьеры,
* «от начальника» - модернизация предыдущего варианта, здесь главное уделяется лицу, принимающему решение (от которого зависит карьера),
* «от развития объекта» - бывают
ситуации, когда карьера работника
находится в его собственных
руках. Например, возглавляя небольшое
подразделение, его
* «собственноручная карьера» - некоторые
люди работают настолько
* «по трупам» - карьерные интересы
человека настолько
Карьера имеет свои движущие мотивы, отталкиваясь от которых менеджеры принимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных целей. К таким мотивам относятся:
· Автономия. Человеком движет стремление к независимости, возможности делать все по-своему. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться.
· Функциональная компетентность. Человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать самые сложные проблемы. Для этого он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне дела такие люди в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и коллег.
· Безопасность и стабильность. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.
· Управленческая компетентность. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице.
· Предпринимательская креативность. Людьми руководит стремление создавать или организовать что-то новое, заниматься творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры - обретение необходимых для этого власти и свободы, которые предоставляет соответствующая должность.
· Потребность в первенстве. Человек стремиться к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, "обойти" своих коллег.
· Стиль жизни. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно высоко оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т.п. Если у человека нет семьи, то на первое место может выйти содержательность работы, ее увлекательность, разнообразие.
· Материальное благосостояние. Людьми руководит желание получить должность, связанную с высокой заработной платой или иными факторами вознаграждения.
· Обеспечение здоровых условий. Работником движет стремление достичь должности, которая предполагает выполнение служебных обязанностей в благоприятных условиях. Например, вполне понятно, когда начальник литейного цеха завода стремиться стать заместителем директора предприятия и уйти с экологически вредного производства, а руководитель филиала, находящегося за Полярным кругом, добивается должности, позволяющей быть поближе к югу.
27. Основные этапы профессиональной карьеры и ее планирование
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости.
Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности.
Этап сохранения характеризуетс
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.
28. Кадровая политика: сущность, цель, принципы, факторы ее определяющие. Направления кадровой политики
Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Целевая задача кадровой политики может
быть решена по-разному, и выбор альтернативных
вариантов достаточно широк:
При выборе кадровой политики учитываются
факторы, свойственные внешней и
внутренней среде предприятия, такие
как:
Практика показывает, что среди приоритетных
направлений кадровой политики часто называют:
29. Мотивация: сущность, виды, этапы. Характеристика основополагающей терминологии (потребности, мотивы, стимулы, вознаграждение)
мотивация - это не столько технологии,
процедуры, документы и регламент,
сколько искусство, потому что обращаться
приходится как к разуму, так и
к чувствам сотрудника, т.е. нужно
не просто ставить задачи перед подчиненными
и требовать их выполнения, а нужно
вовлекать сотрудников в
В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.
Внешнее мотивирование представляет собой своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю надо знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.
Внешнюю мотивацию можно рассматривать в двух формах: как административную и экономическую. Административная означает выполнение работы по команде или указу, т.е. в результате прямого принуждения с соответствующими санкциями за выполнение. Она опирается на дисциплину труда, требования трудового договора или контракта. Существует еще одна форма внешней мотивации - статусная, опирающуюся на служебное положение работника.
Внешние методы стимулирования и мотивации можно разделить на материальные и нематериальные. Рассмотрим их подробнее.
Материальные методы стимулирования и мотивации.
Мотивация, рассматриваемая как
процесс, теоретически может быть представлена
в виде ряда последовательно сменяющихся
этапов:
Первый этап - возникновение потребностей.
Потребность, какуказывалось выше, лежит
в основе возникновения мотива к осуществлению
действия.Однажды возникнув, она требует
от человека определенной реакции для
своего устранения, и может возобновляться
после устранения многократно.
Второй этап - поиск путей устранения потребностей.
Поскольку потребность возникла и создает
для человека состояние неудовлетворенности,
он начинает искать возможности устранить
ее: это может быть удовлетворение (действием),
сознательно-волевое подавление и др.
Третий этап - определение набора и направления
необходимых действий. Определяется, что
и какими средствами необходимо сделать,
чтобы в конечном итоге иметь возможность
нейтрализовать возникшую потребность.
На данной стадии у человека возникают
мотивы к конкретному набору действий,
и происходит сопоставление четырех вопросов:
а) что необходимо получить, чтобы устранить
потребность,
б) что необходимо сделать, чтобы получить
это,
в) насколько это реально сделать, каковы
средства, в какой мере можно достичь
результата,
г) в какой мере возможный результат способен
устранить потребность.
Четвертый этап осуществление действий.
На этом этапе человек затрачивает усилия
для того, чтобы осуществить те выбранные
им действия, которые в конечном итоге
дадут ему в качестве результата нечто,
при помощи чего возможна нейтрализация
потребности. Поскольку процесс работы
сам по себе тоже оказывает влияние на
мотивацию, на данном этапе может происходить
корректировка набора и направления необходимых
действий.
Пятый этап получение вознаграждения за
осуществление действий. Это может быть
как вознаграждение в прямом смысле, то
есть материальное поощрение, которое
в дальнейшем возможно обменять на необходимый
для устранения потребности объект, либо
другой желаемый результат, то есть сам
этот объект. На данном этапе выясняется,
насколько выполнение выбранных действий
привело к желаемым результатам.
Шестой этап устранение потребностей.
В зависимости от того, насколько ликвидировано
состояние неудовлетворенности, вызывавшееся
потребностью, а так же от того, вызывает
или нет устранение данной потребности
появление новых потребностей, не является
ли данная потребность возрастающей по
мере удовлетворения, человек либо прекращает
деятельность до возникновения новой
потребности, либо продолжает поиск новых
возможностей и осуществление новых действий
по устранению оставшихся потребностей.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление персоналом"