Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 экзаменационных вопроса по дисциплине "Управление персоналом"
1. Понятие и признаки персонала организации. Специфика человеческих ресурсов
2. Понятия «персонал», «кадры», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «человеческий капитал», «человеческий фактор», «трудовой потенциал»: сущность и различия в терминологии
...
42. Эффективность управления персоналом организации: сущность, методика оценки
Понятие персонала торгового
1)По категориям. В составе персонала
предприятий розничной
три категории работников:
a) персонал управления;
b) торгово-оперативный персонал;
c) вспомогательный персонал.
Деление персонала торгового
2) По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала – должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п.. В составе вспомогательного персонала – профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков ит.п.
3) По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют
экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе
продавцов выделяют специальности – продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров и т.п.
4) По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры – на 3;специалисты – на 4; грузчики – на 6 и т.п.).
5) По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на
предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупныхпредприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.
6) По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.
7) По отношению к собственности.
В зависимости от этого
предприятиях торговли выделяют работников – собственников его имущества и наемных работников.
8) По характеру трудовых
Специфика человеческих ресурсов - отличие
человеческих ресурсов от материальных,
финансовых, информационных и других
видов ресурсов:
- люди наделены интеллектом;
- люди способны к постоянному совершенствованию
и развитию;
- люди осознанно выбирают тот или иной
вид деятельности для достижения определенных
целей.
Персонал - это личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам.
Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют.
Человеческие ресурсы = количество людей (людские ресурсы) + человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию)
Трудовые ресурсы — это часть населения, способная работать (в соответствии с трудовым законодательством).
Рабо́чая си́ла (англ. Labor power, нем. Arbeitskraft) в экономической теории — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.
человеческий капитал - это
Основу менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности, к саморазвитию и творческой деятельности.
Трудовой потенциал работника — это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
3. Классификация и структура персонала организации. Характеристика категорий персонала.
Структура персонала – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Она может быть статистической и аналитической.
Основные признаки структурирования
персонала организации:
По признаку участия в производственном
или управленческом процессе, т.е. по характеру
трудовых функций, а следовательно, занимаемой
должности, персонал подразделяется на
следующие категории:
• руководители, осуществляющие функции
общего управления. Их условно подразделяют
на три уровня: высший (организации в целом
— директор, генеральный директор, управляющий
и их заместители), средний (руководители
основных структурных подразделений —
отделов, управлений, цехов, а также главные
специалисты), низовой (работающие с исполнителями
— руководители бюро, секторов; мастера).
К числу руководителей относятся лица,
занимающие должности менеджеров, в том
числе менеджера по персоналу;
• специалисты — лица, осуществляющие
экономические, инженерно-технические,
юридические и другие функции. К ним относятся
экономисты, юристы, инженеры-технологи,
инженеры-механики, бухгалтеры, диспетчеры,
аудиторы, инженеры по подготовке кадров,
инспектора по кадрам и др.;
• другие служащие (технические исполнители),
осуществляющие подготовку и оформление
документов, учет, Контроль, хозяйственное
обслуживание: агент по закупкам, кассир,
секретарь-стенографистка, табельщик
и др.;
• рабочие, которые непосредственно создают
материальные ценности или оказывают
услуги производственного характера.
Различают основных и вспомогательных
рабочих.
В отдельную категорию входят работники
социальной инфраструктуры, т.е. лица,
занятые неосновной деятельностью (культурно-бытовым,
жилищно-коммунальным обслуживанием персонала
организации). К ним относятся работники
ЖКО; лица, обслуживающие детские сады, базы отдыха и т.п.,
находящиеся на балансе организации.
4. Показатели, характеризующие персонал. Движение рабочей силы
Производительность труда |
Объем реализации на одного работника и его динамика; |
||
Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика. |
|||
Улучшение качества продукции, услуг |
Количество рекламаций и их динамика; |
||
Удельный вес брака и его динамика. |
|||
Издержки на персонал |
Общие издержки фирмы на персонал за период; |
||
Доля издержек на персонал в объеме реализации и ее динамика; |
|||
Издержки на одного работника и их динамика. |
|||
Эффективность управленческих программ |
Затраты на отдельные направления и программы деятельности служб управления персоналом в расчете на одного работника; |
||
Эффект воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом; |
|||
Показатели социальной эффективности |
Социально-психологический |
Взаимоотношения с коллегами; |
|
Взаимоотношения с руководством; |
|||
Взаимоотношения с общественностью, клиентами; |
|||
Соответствие организационных |
|||
Уровень удовлетворенности персонала |
Коэффициент текучести персонала и его динамика; |
||
Уровень абсентизма; |
|||
Уровень конфликтности в коллективе; |
|||
Количество жалоб от работников. |
Движение рабочей силы – это
процесс изменения или
5. Понятие, цель, функции и субъекты управления персоналом. Роль управления персоналом в системе управления предприятием
Управление персоналом, пишет Н. Маусов, это «…непрерывный процесс, направленный на целевое изменение мотивации людей, чтобы добиться от них максимальной отдачи, а следовательно, высоких конечных результатов» [9.С. 125].
В современной литературе, как правило,
выделяют две группы целей менеджмента
персонала: организационные и личные.
Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия.
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами -- должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней; службы персонала (отделы кадров); органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов; кружки качества, профсоюзы, женские организации, организации рационализаторов, ветеранов и т.п., действующие на предприятии.
В настоящее время службы управления
персоналом выполняют ряд функций,
которые раньше принадлежали экономическим,
производственно-техническим и
6. Эволюция и подходы (экономический, органический, гуманистический) к управлению персоналом. Концепции управления персоналом
Экономический подход- Суть: вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой.
Органический подход- В основе - теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через занимаемую им формальную роль - должность и обезличивался, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции). Именно организационный подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты и концепция управления человеческими ресурсами.
Гуманистический подход- Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.
Концепции управления
Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Одна из важнейших составных управленческой деятельности -- управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления -- обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации.
7. Философия управления персоналом: понятие, элементы, принципы. Место в философии организации
Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Иначе говоря, созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений в организации; каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки: каждый работник имеет возможность играть активную роль в принятии важных производственных решений; работники пользуются адекватными и справедливыми компенсациями; созданы безопасные и здоровые условия груда.
важнейшие элементы философии управления персоналом одного из российских промышленных предприятий, которая может служить образцом передового опыта.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление персоналом"