Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:09, курсовая работа
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Руководство является наиважнейшей деятельностью для организации. Во всех организациях, за исключением самых маленьких, руководство занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять его мимоходом. Работа руководства, для того, чтобы организация могла действовать успешно, должна быть четко отделена от неруководственной работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственность.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Характеристика организации…… ………………………………………...........................5
Сущность, задачи, цели и модели руководства…………………………………………..9
2.1. Сущность, задачи и цели руководства………………………………...........................9
2.2. Модели руководства как средства анализа его эффективности…………………….13
3. Ситуативные модели руководства и их сравнительная характеристика
3.1. Модель Херси-Бланшара……………………………………………………………...16
3.2. Модель Врума-Йеттона………………………………………………..........................18
3.3. Модель Фидлера………………………………………………………………………..20
3.4. Модель Митчела-Хауса………………………………………………..........................23
3.5. Модель руководства ООО «Фриззанте» и рекомендации по совершенствованию
системы управления……………………………………………………………………26
4. SWOT-анализ ООО «Фриззанте»………………………………………….........................29
4.1. Оценка и анализ внешней среды……………………………………………………..29
4.2. Сильные и слабые стороны предприятия……………………………………………31
4.3. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии…………………………...33
5. Выводы и рекомендации…………………………………………………………………….38
Заключение…………………………………………………………………………………………39
Литература……………………………
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Фактор | Проявление | Возможные решения предприятия |
Переход государства на рыночную форму хозяйствования экономики. | Потеря планового
механизма распределения |
Создание на
предприятии эффективной и |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Фактор | Проявление | Возможные решения предприятия |
Тенденция роста значимости технологического потенциала предприятий. | Необходимость поиска финансовых средств в целях разработки новых видов продукции. | Производство наиболее рентабельной продукции, пользующейся высоким спросом на рынках сбыта. |
Совокупность внешних факторов, сложившихся в настоящее время, оказывают значительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях. Наиболее важными факторами можно считать такие, как резкое падение жизненного уровня населения, сроки и механизм акцизного сбора с предприятия, высокие барьеры проникновения на региональные рынки, кризис неплатежей, значительная роль государства в политике ценообразования и отсутствие эффективного контроля над нелегальными производителями. Произведенный анализ внешней среды позволяет определить условия, связанные с угрозами и возможностями предприятия.
Проводя анализ предприятия,
помимо анализа внешней среды необходимо
оценить сильные и слабые стороны в области
его внутренней среды.
4.1. Сильные и слабые
стороны предприятия.
Область деятельности | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
ПРОИЗВОДСТВО | 1. Наличие резервов
повышения производственных мощностей
предприятия;
2. Высокий уровень качества продукции. |
1. Относительно
невысокая емкость складского
хозяйства;
2. Низкий уровень
загрузки производственных 3. Значительный износ оборудования; 4. Отсутствие 4-х позиционного этикетировочного автомата; 5. Тяжелые условия труда на некоторых участках производства. |
ТЕХНОЛОГИЯ | 1. Наличие высокой
технологии на уровне НОУ-ХАУ;
2. Опытный коллектив
технологической службы 3. Широкие возможности в области расширения номенклатуры выпускаемых изделий. |
1. Нехватка свободных
денежных средств на 2. Отсутствие современного технологического оборудования. |
ПЕРСОНАЛ | 1. Устоявшийся
высококвалифицированный |
1.Незначительная
численность молодых специалистов;
2. Прекращение
программы повышения |
ОРГАНИЗАЦИЯ | 1. Годами отработанный
механизм управления кадрами;
2. Эффективное
распределение должностных |
1. Отсутствие эффективной маркетинговой службы на предприятии, предприятие фактически работает на заказ. |
МАРКЕТИНГ | 1. Высокая репутация
предприятия в области 2. Низкая цена
по сравнению со средней |
1. Отсутствие
программы маркетинга на предприятии;
2. Низкий уровень реализации. |
ФИНАНСЫ | 1. Финансовая
независимость от кредиторов, предоставляющих
кредит под процент;
2. Возможность
дифференцированной торговли |
1. Критическая
нехватка собственных оборотных
средств;
2. Огромная кредиторская задолженность; 3. Низкие темпы оборачиваемости активов; 4. Резкий рост задолженности дебиторов; 5. Высокая вероятность банкротства. |
На основе проведенного исследования
по макроокружению и выявлению сильных
и слабых сторон во внутренней среде предприятия,
можно сформировать SWOT—матрицу, отражающую
возможности и угрозы предприятия при
комплексном подходе к раннее описанным
негативам и позитивам.
SWOT-матрица:
ВОЗМОЖНОСТИ | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
1. Изменение
отношения государства к данной отрасли
путем максимального контроля над нелегальными
производителями;
2. Мощная поддержка Правительства; 3. Выпуск наиболее рентабельной продукции; |
1. Наличие возможности
наращивания производства до
максимального использования мощностей;
2. Высокий уровень
качества выпускаемой 3. Высококвалифицированный персонал; 4. Уровень технологии,
обеспечивающий минимизацию |
УГРОЗЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Угроза
банкротства предприятия в 2. Падение жизненного уровня населения; 3. Повышенная криминализация общества; 4. Высокие налоговые требования. |
1. Фактическое
отсутствие собственных 2. Незначительное
использование рыночного 3. Значительная зависимость от государства. |
Используя сводную матрицу, можно выявить те цели, которые предприятию необходимо незамедлительно достигать с учетом своих преимуществ и недостатков для увеличения объемов реализации:
- увеличение объемов выпуска и сбыта продукции, используя высокую
конкурентоспособность продукции в области ценового и качественного показателей (цена на 7 % ниже единой среднерыночной цены на аналогичную продукцию);
- расширение розничной фирменной торговой сети, как стратегического канала сбыта продукции, в целях получения повышенной прибыли в результате розничной торговой наценки;
- использование
свободных мощностей для расширения ассортимента
производства наиболее рентабельной и
пользующейся спросом продукции в целях
получения свободных оборотных средств.
4.3. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии
После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать. На этом этапе руководство уже ответило на вопрос: «Каким делом мы занимаемся?» и теперь готово заниматься вопросами: «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из точки, где находимся сейчас, в точку, где мы хотим быть?»
Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа или оценки. На первом этапе создаются стратегии, которые позволяют достичь поставленных целей. На этом этапе важно разработать как можно большее число альтернативных стратегий. На втором этапе стратегии дорабатываются до уровня адекватности многообразным целям развития предприятия. Формируется общая стратегия. На третьем этапе анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. Здесь происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием.
Современная концепция стратегического планирования предусматривает при разработке стратегии организации использование эффективного методического приема — стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования.
Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) — отдельный сегмент окружения компании, на который она имеет или хочет получить выход. Параметрами выделения СЗХ из внешней среды компании являются: определенная потребность (например, потребность в пище или теплой одежде); технология, посредством которой эта потребность может быть удовлетворена. Так, потребность в пище может быть удовлетворена использованием технологий агропромышленной и перерабатывающей промышленности, а также вспомогательных технологий по производству бумажной, стеклянной и пластмассовой тары. Потребность в теплой одежде может быть удовлетворена использованием технологий текстильной, кожевенной и меховой промышленности); тип клиента (например, население, социальные организации, государственные организации); география потребности (рассматривается с точки зрения стадии жизненного цикла спроса и уровня удовлетворения спроса).
Одна и та же потребность может быть удовлетворена при различных технологиях производства продукции и различном их наборе. Искусство определения набора технологий при выделении СЗХ заключается в том, чтобы обеспечить предприятию достижение синергического эффекта от их взаимодействия.
Говоря о правильном выборе стратегии, следует отметить, что важной задачей стратегического управления является определение пропорций и темпов свертывания одного производства и развития другого производства. Предприятие может перейти из одной зоны хозяйствования в другую.
Анализ стратегических альтернатив. Оценка стратегии. В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов.
Ограниченный рост. Стратегической альтернативой, которой придерживаются большинство организаций, является ограниченный рост.
Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением. Организации выбирают такую альтернативу потому, что это самый легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Руководство, в общем-то, не любит перемен. Если фирма была прибыльной в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, то, скорее всего, она будет следовать этой стратегии и впредь.
Рост. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Стратегия роста является второй, наиболее часто выбираемой альтернативой. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации своих фирм, чтобы покинуть рынки, пребывающие в стагнации. В неустойчивой отрасли отсутствие роста может означать банкротство. В статичной отрасли отсутствие роста или неудача диверсификации могут привести к атрофии рынков и отсутствию прибылей. Исторически наше общество рассматривало рост как благотворное явление. Многие акционеры рассматривают рост, особенно краткосрочный, как непосредственный прирост благосостояния. К сожалению, многие фирмы предпочитают краткосрочный рост, получая взамен долгосрочное разорение.
Сокращение. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители и которую часто называют стратегией последнего средства, является стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически для многих фирм сокращение может означать здравый путь рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов:
- Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является полная распродажа материальных запасов и активов организации.
- Отсечение лишнего. Часто фирмы считают выгодным отделить от себя некоторые подразделения или виды деятельности.
- Сокращение и переориентация. При застойной экономике многие фирмы считают необходимым сократить часть своей деятельности в попытке увеличить прибыли.
К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
Сочетание. Эта стратегия представляет собой сочетание любой из трех упомянутых стратегий: ограниченного роста, роста и сокращения. Стратегии сочетания всех альтернатив будут, скорее всего, придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбор стратегии. После того как руководство рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Хотя выбор общей стратегии представляет собой как право, так и обязанность высшего руководства, окончательный выбор оказывает глубокое влияние на всю организацию. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми, концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. Приверженность к какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергнуться тщательному исследованию и оценке.
Выбор стратегии является центральным моментом стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. Как правило, выбор стратегии зависит от стартовых позиций предприятия применительно к новой выбираемой стратегии. Первый блок действий менеджера при выборе управленческой стратегии связан с фиксацией текущего состояния предприятия. Очень важно учитывать и личностные характеристики менеджера, который осуществляет выбор стратегии. Здесь важны логика, аргументация, выявляемые причинно-следственные связи, используемые менеджером. Второй блок действий менеджера-практика при выборе стратегии управления предприятием связан с необходимостью формулирования стратегической цели. Третий блок — формулирование стратегической цели в форме прообраза предприятия, которого хочет достичь менеджер. Четвертым блоком является выбор определенных средств (действий или форм воздействия), используя которые менеджер может оказать целенаправленное воздействие на выделяемый им в качестве доминанты объект управления.