Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:15, реферат
Соотношение этих феноменов скорее обсуждается в литературе (причем очень часто в научно-популярных изданиях), нежели исследуется реально. А между тем обращение к этому вопросу подразумевает не только решение интересной научной задачи, но и предполагает получение ответа сугубо прикладного характера. Действительно, если посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора организации официальной структуры, каково в таком случае оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы?
Сама по себе роль Компьютера фактически безвредна для группы в целом, однако, в условиях «дефицита» лидеров, он может оказаться «у руля» группы. Это, в первую очередь, приведет к снижению уровня доверия существующего в группе.
Дело в том, что в условиях социального взаимодействия, каковыми являются условия любой управленческой работы, неумение строить отношения, эмоциональная некомпетентность с легкостью порождают низкую самооценку и снижают доверие.
Компьютер всегда гениальный «бумажный работник». Он очень грамотно составляет отчеты о проделанной работе, о перспективах дальнейшего развития и т.д. Единственный элемент его повседневной деятельности, которому в его бумагах места не найдется — человеческие отношения.
Герой тоже способен на бюрократические подвиги, если полагает, что это будет приятно лидеру или вышестоящему. Однако, Героя легко отличить от Компьютера по эмоциональному настрою: безудержный оптимизм первого против сухости второго.
Мученик
Мученик — роль с наиболее сложной поведенческой структурой. Если первые две роли в качестве объективных причин выдвигают некомпетентность окружающих (лидерскую или интеллектуальную), то Мученик идет по пути парадоксальному: он, фактически, оправдывает свою некомпетентность. Как и Потерянный, Мученик очень грамотно вызывает жалость к себе, но, в отличие от первого, демонстрирует свою беспомощность на каждом шагу.
Можно сказать, что любой элемент поведения Мученика несет в себе скрытое послание: «Я и так никчемный, не стоит меня и дальше нагружать вашими проблемами». Мученик никогда не откажет коллеге в помощи, но согласится с очень глубоким вздохом.
Эта роль самая очевидная, играть ее можно лишь какое-то время. В условиях российских бизнес-структур я встречал мучеников с многолетним стажем и на очень высоких позициях.
Рубаха-парень
Очень напоминает Клоуна. В первую очередь тем, что он внимателен к эмоциональной составляющей внутригруппового процесса. Но Рубаха-парень обладает более широким поведенческим репертуаром.
Рубаха-парень — психолог от природы. Он мастерски анализирует сильные и слабые стороны людей и использует результаты этого анализа для достижения личной популярности. Умение всем нравиться постоянно приводит к тому, что Рубаха-парень попадает в руководители среднего звена.
После назначения, он организует кипучую деятельность по поддержанию морального духа подчиненных. Для него очень просто освоить изящные техники манипуляции, но использует он их исключительно для поддержания личной преданности сотрудников.
Любимые слова: «мотивация», «внимание к персоналу», «гуманизм». За это имеет репутацию стойкого борца с произволом начальства, причем, в чем-то заслуженную. Главное отличие Рубахи-парня от трех других Родительских ролей — он единственный холит и лелеет безответственность не только в себе, но и в своих подчиненных/коллегах. Насколько опасны игроки этой роли — судить читателю.
Лучшим пособием по психологии Рубахи-парня является «Полёт над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в главной роли. Пересказывать сюжет не буду, но посмотреть рекомендую.
Основное отличие Родительских и Детских ролей — в негативном эффекте. Дети убивают производственный процесс непосредственно, а Родители — посредством ухудшения социального климата внутри рабочих групп.
После столь подробного описания резонен вопрос: «Как бороться с игроками, и возможно ли это?». Возможно. Если только не бороться, а грамотно построить процесс роста сотрудника в компании.
На этой жизнеутверждающей ноте мы перейдем на более высокий уровень анализа.
Роли, игры, сценарии
Перейдем к социальному уровню описания группы, к драме внутригруппового взаимодействия. Процесс этот настолько же интересен, насколько обширен, так что я постараюсь изложить все как можно более кратко.
Как существует индивидуальный путь сотрудника в группе, так существует и путь группы, от «рождения» до «смерти». Сразу условимся, что «рождение» группы происходит каждый раз при значимом внешнем воздействии, определяющем изменения на любом из четырех уровней описания группы. «Смерть» группы определяется завершением главного внешнего процесса, то есть удовлетворением принятой общей цели.
Стадии развития группы описаны неоднократно, в общем, все сходятся на том, что их четыре:
Интересно, что стадии жизни рабочей группы прямо напоминают стадии пути сотрудника в этой группе. Причины этому можно искать как в понятиях мистических, так и в сугубо земной реальности. Очень любопытные выводы получаются, если рассмотреть жизненный цикл группы с позиции описанных Берном техник структурирования времени:
Определив ведущий тип времяпровождения, можно очень точно понять, на какой стадии жизненного пути находится группа. Связь техник времяпровождения с этапами личного пути сотрудника в группе, на мой взгляд, настолько очевидна, что вышеизложенного материала достаточно, чтобы структурировать эту связь.