Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:15, реферат
Соотношение этих феноменов скорее обсуждается в литературе (причем очень часто в научно-популярных изданиях), нежели исследуется реально. А между тем обращение к этому вопросу подразумевает не только решение интересной научной задачи, но и предполагает получение ответа сугубо прикладного характера. Действительно, если посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора организации официальной структуры, каково в таком случае оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы?
На формального члена группы распространяются все (или большинство) норм и санкций. При этом он может рассчитывать на защиту группы в случае внешнего давления, но не внутригруппового.
Фактически, формальный член признается принадлежащим к группе всеми, кроме ее действительных членов.
Истинные члены будут разделяться другой границей, так как некоторых мы отнесем к лидерам группы, а некоторых к ведомым членам.
Вообще,
понятие лидерства в
Мы будем относить к зоне лидерства тех членов группы, которые за счет договоренности или молчаливого соглашения имеют право представлять группу в какой-то сфере. Те же, кто им это право предоставили, будут ведомыми.
Окончательное разграничение будет выглядеть так:
Мы выделим именно зону лидерства. Несмотря на то, что, на первый взгляд в малой группе только один лидер, можно заметить, что это не всегда так.
Маленькое теоретическое отступление. Любую систему, хоть отдельного индивидуума, хоть малую группу, можно описать на нескольких уровнях..
Итак:
Если кому-либо показалось, что вышеприведенная классификация схожа с принятой в психотерапии схемой БПСД (био-психо-социо-духовный уровни), не пугайтесь: это она и есть.
Надо четко осознавать: любой уровень рассмотрения позволяет исследователю построить модель объекта. Четыре уровня рассмотрения — это, всего лишь, более точная модель. Любая группа будет проявлять свои собственные, уникальные черты, но модель продолжит оставаться актуальной.
Итак, мы очертили вопрос, то есть произвели базовое (структурное) описание группы. Теперь попробуем населить получившуюся «карту» разными персонажами.
Сначала составим матрицу, то есть выделим те характерные «клеточки», которые могут быть заполнены конкретными людьми. Эти «клеточки» мы будем называть позициями. Четыре таких позиции будут лидерскими, остальные — ведомыми.
Вернемся к лидерам. Раз группа описывается как минимум на четырех разных уровнях, то и сфер, в которых кто-то из группы волен принимать решения, будет также минимум четыре. Значит, возможно такое же число лидерских позиций. Но, для начала, надо провести «классификацию» лидеров. Итак, лидер может быть:
Кто из лидеров будет в группе «главнее» зависит от того, что является основной миссией группы. В большинстве коммерческих компаний рабочая группа имеет главной внешней целью решение спущенных сверху задач. Соответственно, наибольшую ценность для группы будет представлять организатор. Он и будет первым на диаграмме, в самом центре зоны лидерства. Конечно, главным в группе может становиться эмоциональный лидер или лидер оппозиции. Но чаще проявляется классическая схема.
Кроме того, бывает, что лидер сочетает в себе несколько ролей. Такое характерно для малых групп.
В социальной психологии групп выделяют еще один тип лидерства: Лидер Оппозиции или, как его называют в теории групповой психотерапии, «теневой» или «серый». Лидер оппозиции — фигура, противопоставляющая себя любому лидеру, признанному группой. Его цель — власть; но не столько над группой, сколько над самим собой, такое индивидуальное «движение неприсоединения».
Теперь у нас есть четыре лидерских позиции. Возникает желание связать их с четырьмя уровнями существования группы.
Какая лидерская позиция достанется официально назначенному руководителю группы? Неизвестно. Возможно никакая. Это нередко случается, особенно, когда руководитель приходит в уже сложившийся коллектив. Не факт, что это неэффективно для работы. В некоторых случаях группа может «не пойти» за назначенным лидером, тем самым, принося компании пользу. Что делать, если вы оказались в такой ситуации? Ниже будет схема действий, а пока — анализ.
Кому из членов лидерской зоны будет уготовано возглавить весь групповой процесс? Если в малой группе, предположим, семь человек, то четыре лидера — это многовато. В такой ситуации один человек может играть сразу несколько ролей. Как правило, это будут лидерские роли. Причина этого очевидна: лидеру проще принять дополнительную ответственность.
Итак, начнем заполнять матрицу. Лидеров будем обозначать маленькими коронами с указанием типа лидерства. В самом центре лидерской зоны будет располагаться тот, кто в групповой картине мира будет самым значимым. Если по тем или иным причинам кто-то из членов группы примеряет на себя сразу две или три «короны», то на рисунке они будут надеты друг на друга. Ведомых классифицировать не будем, за исключением оппозиции: ее будем изображать окрашенной более тёмным оттенком серого.
Данное изображение даёт нам информацию только о том, что:
Конечно же, для адекватного описания, не говоря об анализе и управлении, этого не хватит. Поэтому необходимо указать, какими личными качествами обладает каждый член группы, какие ними взаимоотношения между членами. Таким образом, следующим действием будет наполнение образовавшихся позиций реальным содержанием: мы переходим на психологический уровень анализа.
Естественно, личность — понятие очень широкое; характеристик индивида и типологий этих характеристик — множество. Однако, для нашего рассмотрения значимыми будут не все возможные характеристики, а лишь те, которые:
Начнем с характеристик рабочего стиля по Херси — параметра от психологии, как таковой, казалось бы, далекого.
Немного истории
Американские консультанты по управлению Пол Херси и Ричард Бленчард выделили рабочий стиль сотрудника, как существенный параметр управления группой. При анализе сотрудников использовалось двойное разделение. В качестве параметров были выбраны:
Соответственно, выделялись четыре стиля деятельности:
Партнер, очевидно, самый продуктивный стиль деятельности, и каждый руководитель стремится привести своих сотрудников к этому стилю. Это получается далеко не всегда. Потому что нередко сотрудники много лет работают в других стилях, что заставляет менеджеров сетовать на «необучаемость» и/или безответственность своих подчиненных.
Причину такого неприятного положения в группе мы рассмотрим ниже.
Соответственно, авторы выделили четыре стиля управления (распоряжений, обратной связи):
Партнер и здесь оказывается самым выгодным, исходя из энергозатрат менеджера на одного работника. И каково же разочарование менеджера, когда спустя какое-то время опытный и ответственный сотрудник начинает проявлять не свойственное ему поведение.
Однако, «за кадром» в схеме остались два существенных вопроса:
Можно предположить, что разные стили деятельности порождаются либо разной мотивацией к этой деятельности, либо некоторыми внешними условиями. В ходе наблюдения за любой, достаточно долго существующей, малой группой можно заметить изменения мотивации каждого ее члена на протяжении его личного существования внутри группы. Из существующих моделей описания мотивации самой распространенной является, без сомнения, пирамидальная модель Маслоу. Но мы воспользуемся моделью Адлера, намного менее известной, но более подходящей нашей теме за счет того, что она центрируется на определении ведущей мотивации индивида внутри процесса социального взаимодействия; в отношении взаимодействия с другими людьми. Выделяется четыре мотивационных фактора, четыре ведущих желания:
Естественно, каждый человек все время живет под действием всех вышеперечисленных мотивационных факторов, но на каждом этапе его жизненного пути один из них будет доминантой. Это значит, что данному мотивирующему фактору будет приноситься в жертву какая-то часть потенциальных возможностей.
Какие же этапы включает в себя жизненный путь сотрудника в группе?
Нижеследующий материал имеет непосредственное отношение к теме адаптации персонала. Проблема адаптации персонала внутри компании освещена в бизнес-консультировании еще недостаточно полно. Отчасти, в связи со сложностью темы, отчасти, как мне кажется, с определенной «системной ошибкой». Многие знают, что адаптация как электрон, демонстрирующий одновременно свойства и волны, и частицы, является одновременно и процессом «…приспособления индивида к изменяющимся условиям внешней среды путем поддержания гомеостаза — то есть внутреннего динамического равновесия физиологических и психических процессов…», и методом контроля этого процесса. Но в трудах по теории адаптации неотмеченным осталось то, что сотрудник и Компания — явления разных логических уровней, они нигде не «соприкасаются» напрямую. Сотрудник, приходя в компанию, адаптируется к своим рабочим группам, и именно этот процесс будет определять его путь внутри предприятия.