Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:15, реферат
Соотношение этих феноменов скорее обсуждается в литературе (причем очень часто в научно-популярных изданиях), нежели исследуется реально. А между тем обращение к этому вопросу подразумевает не только решение интересной научной задачи, но и предполагает получение ответа сугубо прикладного характера. Действительно, если посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора организации официальной структуры, каково в таком случае оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы?
Поскольку Родительское и Детское состояния порождают безответственное поведение, то они должны порождать разные наборы игровых ролей. Таких ролей будет по четыре для каждого состояния. Самое интересное, они были описаны и выделены достаточно давно, но по отдельности, без связи с теорией группового процесса. Детские роли были описаны Теренс Горски в работах по терапии зависимого поведения; роли Родительские стали одной из ключевых тем семейной терапии Вирджинии Сатир.
Не претендуя на уровень открытия, замечу, что компиляция этих двух теорий для описания ролевого поведения индивида в рабочей группе будет весьма полезна.
Наиболее вероятно, что Детские позиции в группе займут Новички, а Родительскую роль — Специалисты. Видимо, это не жесткое правило, хотя мне исключения из него пока не встречались.
Детские роли
Любая детская роль в группе — метод ухода от ответственности путем принятия на себя образа, несовместимого с этой ответственностью.
Ребенок-герой
Такие индивидуумы попадаются сплошь и рядом, тем более, что наша культура, фактически, поощряет такое поведение. Представьте себе, взрослую компанию, в которой маленького ребенка ставят на стул, чтобы он прочитал стишок про елочку. Стишок прочитан, компания умилилась, родители горды. Герой всегда предоставляет лидеру возможность гордиться чем-либо. В первую очередь собой. Он всегда лучший, но это первенство не есть результат реальных достижений. Героя очень удобно использовать как предмет демонстрации, одушевленную потемкинскую деревню. Однако, очень скоро становится понятно, что от вас требуется все больше энергии на поддержание его достижений. А поскольку мотивация у Ребенка-Героя не в грамотном выполнении своих обязанностей, а в чувстве собственной значимости для вас и команды, он изрядно расстраивается, когда его перестают гладить по головке и начинает искать новые способы выделиться. Новые способы будут, по-прежнему, лить руководителю бальзам на душу.
Тут возникает
реальная опасность попадания
Вопрос — насколько роль Героя является следствием установок лидера по отношению к Новичку и желания Новичка этим установкам следовать. В семье так и бывает: ребенок начинает соответствовать невысказанным ожиданиям родителей и получает за это подкрепление. В какой-то момент времени роль становится привычной — и начинает эксплуатироваться индивидом и во взрослой деловой жизни.
Почему можно сказать, что Герой отказывается от ответственности? Потому что он теряет индивидуальность в погоне за удовлетворением чужих ожиданий, а ответственность без индивидуальности не существует.
Надо заметить, что у Новичков, с удовольствием играющих Детские роли, мотивация — быть хорошими.
Козел Отпущения
Если запрос на соответствие ожиданиям представляется индивиду невыполнимым, он может избрать стратегию ухода от ответственности под маской вечного бунтаря. Модель «бунтующего подростка», казалось бы, только и ждущего, чтобы можно было вспылить и хлопнуть дверью. Если у вас в группе есть сотрудник, проигрывающий эту роль, то он регулярно будет находиться в центре внимания.
Он очень удобен для группы, поскольку покупает членство в ней занятием роли, в которой его можно пинать за что угодно. Его поведение будет регулярно предоставлять такую возможность.
Не надо путать роль Козла с позицией лидера оппозиции. Хотя, если не будет никаких достойных кандидатур, Козел может ее занять. Кроме чисто логического различия есть большое при внешнем анализе группы отличие: лидеру оппозиции свойственна постоянная критика внешнего и внутреннего процессов, Козлу — нигилизм.
Если прямое противостояние в группе не представляется возможным, Козел Отпущения избирает тактику ухода из внутреннего процесса. Однако, он не покидает группу, а остается ее членом, регулярно появляясь и начиная «мутить воду». Козел способен на какое-то время притаиться и ждать своего часа.
Способ избегать ответственности здесь более прямолинейный, чем у Героя. Если Герою дополнительная ответственность как бы и не нужна, в рабочей группе он мастерски создает имитацию бурной деятельности, то Козлу Отпущения доверить дополнительную ответственность просто страшно. При этом, на эмоциональном уровне Козел имеет имидж «человека непутевого».
Клоун
Когда общая готовность внимания и к достижениям, и к бунту недостаточна, можно найти еще один способ привлечь общий интерес — вызвать общее веселье. Это срабатывает в группах с низким интеллектуальным багажом и авторитарным лидером. При высоком уровне напряжения, возникающего в межличностном общении, роль Клоуна всегда востребована. Соответственно, найдется индивид, который променяет личное достоинство на членский статус и снижение ответственности.
Разница между просто веселым человеком и игроком в Клоуна заключается в объекте веселья. Если весельчак всегда имеет наготове шутку направленную вовне группы, являющуюся просто методом снижения общего напряжения, то Клоун выберет объект шуточного поведения внутри группы.
Клоун может выбрать объектом веселья себя. Совершив для этого нелепое действие, которое не противоречит нормам группы. Более того, спустя какое-то время в неписаных нормах группы эта нелепица сделается обязательной именно для этого сотрудника. Если же объектом веселья выбирается другой член группы, шутка, как правило, будет обидной.
Как и Герой, Клоун жертвует частью себя во имя удовлетворения общих ожиданий. Даже когда нет необходимости в разрядке, он продолжает применять старые проверенные схемы.
Схема отказа от ответственности кажется очевидной: ну как передать ответственность дурачку. Но именно Клоун, как правило, не кажется окружающим играющим. Сам процесс отказа от чувства собственного достоинства представляется многим настолько невероятным, что Клоуну приписывается природная склонность к чудачеству.
Существующая роль Грустного Клоуна является лишь разновидностью Клоуна. Самым известным примером Грустного Клоуна является Пьеро. Грустный Клоун нелеп, неуместен. Романтические пассажи Пьеро про Мальвину внутри театрального представления Карабаса именно неуместны и, поэтому смешны.
Может возникнуть ощущение, что игра сама по себе есть нечто для человека неприятное и вызывающее желание из нее выйти. Однако, игра представляется многим лучшим средством выживания в группе. И действительно, на момент обретения и фиксации первых ролей, их применение — наилучший способ реагирования на внешнюю среду. Позволяющий, кстати, весьма полно компенсировать энергетические затраты, связанные с выработкой новых поведенческих схем.
Потерянный
Потерянный избавляется от ответственности максимально просто — «мимикрируя» под внешнюю среду. Его просто не заметно среди более активных коллег. Это регулярно встречающийся вариант в рабочих группах.
Потерянный живет в убеждении, что наилучшим способом оказаться полезным любому процессу — это ему не мешать. Как правило, отказ от ответственности для Потерянного — следствие низкого уровня самооценки. Потерянный что мало-помалу убеждает в своей никчемности всех окружающих. Если три предыдущих роли характеризовались активным отказом от ответственности, то Потерянный просто оставляет ее всем остальным, чтобы не испортить общее дело.
В отличие от Козла Отпущения, Потерянный при уходе не хлопает дверью. Он просто скрывается и это не сразу замечают. Потерянный — единственный персонаж совещания, которому позволят, если не спать, то, по крайней мере, подремывать.
Отличие Потерянного от Грустного Клоуна легче всего заметить по чувствам, возникающим при встрече с ними: Потерянного всегда немного жалко, а Клоун вызывает веселье публики даже трагичным поведением.
Любая детская роль — тот феномен, который Фрейд называл возрастной регрессией — применение поведенческих моделей, эффективность которых была испробована человеком еще в раннем детстве. Соответственно, для возникновения такой регрессии почти всегда достаточно поместить человека в ситуацию более или менее сильного стресса, когда у него не будет готовых поведенческих сценариев. Сила стресса, необходимая для адресации сотрудника к его прошлому опыту может быть разной. Предугадать наступление такой реакции практически невозможно. Поэтому необходимо пристальное внимание к поведению сотрудника со стороны руководителя.
Отказ от ответственности с использованием любой детской роли основан на принципе «я это не возьму». Соответственно, принятие этой позиции руководителем приводит к бесконечному процессу воспитания, улучшения сотрудника. И постоянной надежде, что вот еще чуть-чуть. Но именно надежде, причем, необоснованной. Человек выйдет из игры только в двух случаях: если перестанет получать подкрепление своим действиям и найдет новые способы участия во внутригрупповом процессе. Отсюда следует, что задача перевода сотрудника в доминирование Взрослого состояния, может и более сложная, но более свернутая во времени.
Основной минус Детских ролей в том, что играть их позволяется не очень долго. Если команда превращается в детский сад, а руководитель — в нянечку, кого-то могут уволить. Кроме того, Детское поведение достаточно явно; его легко вычислить. Поскольку, никто в реальной компании психотерапией заниматься не собирается, Дети регулярно пополняют собой рынок труда.
Но, как было уже сказано выше, человек — существо адаптивное. И в процессе адаптации к группе легко переходит к принятию ответственности и отправляется играть родительские роли.
Родительские роли
Если в Детской роли для оправдания безответственности используются причины субъективного свойства, то более высоким уровнем ролевого мастерства являются роли Родительские. Человек активно демонстрирует объективные причины, по которым он не может отвечать за сделанное. Если Ребенок с легкостью демонстрирует собственную непригодность к делу, то Родитель демонстрирует непригодность всех остальных.
Поскольку
большинство игроков
Вождь
Стратегия Вождя максимально проста: лучшая оборона от ответственности — наступление.
Если не получается выполнять свою работу так, как надо, надо найти того, кто в этом виноват.
При этом Вождь весьма недвусмысленно демонстрирует авторитарное поведение. Любимое слово у него — «лидер». Сам он, естественно, тоже лидер. Все должны идти за ним к светлому будущему. Но, к сожалению, до определенной части сотрудников — в силу их природной глупости — радужные перспективы не доходят. Это исключительно их личные проблемы, с ними проще расстаться, чем переучить, даже, если это ключевые фигуры отдела.
Вождь обычно крайне самоуверен, поэтому легко получает работу во многих компаниях. Он может полностью соответствовать имиджу успешного сотрудника достаточно долгое время. Неудачи его не сбивают с пути, так что, для перехода на Взрослый уровень, роль Вождя самая благоприятная.
Его навыки общения с людьми несколько ниже необходимого и для их усовершенствования он применяет большое количество несложных управленческих схем. Схемы эти, как правило, отлично работают и проверены временем.
В силу энергетики и могучей пробивной силы, Вождь легко захватывает позицию Лидера-Организатора. Но убежденность в собственной правоте заставляет его пытаться собрать «коллекцию корон», претендовать на позицию интеллектуального и эмоционального лидера. Более того, Вождь может пытаться монополизировать право на критику внутри группы, то есть присвоить себе ведущую функцию Лидера Оппозиции.
Компьютер
Если для Вождя органичной будет позиция Организатора, то для Компьютера — позиция Интеллектуального Лидера. Компьютер всегда все знает. Он имеет потребность доказать, что все остальные менее компетентны. Если бы все знали то, что знает он, проблем бы не было, но, — увы. Его личный уровень компетентности, которого он безуспешно пытается добиться от окружающих, — его щит на пути развития и обратной связи.
Как правило, Компьютер крайне некомпетентен в вопросах человеческих отношений. Эта особенность личности наиболее ярко проявляется в речи: у Компьютера она безжизненна, со слабовыраженными интонационными нюансами. Кроме того, Компьютер обожает безличные выражения.