Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:20, реферат
Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает характеристику трудового, библиотечного коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированием положительных или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. Но более всего личностей различают по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.
. Поездки, осмотры 3 - 7%;
. Незапланированные встречи 7%;
. Отдых 2%;
. Потери времени 2% (59, с. 220).
Приведенные выше данные характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности труда. Руководитель или исследователь, занимаясь анализом трудового процесса, должен учитывать особенности своей организации. Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.
библиотека трудовой коллектив руководство
2.2 Организация труда
Современное развитие общества
показывает, что успешная деятельность
организации во многом зависит от
умелого и грамотного руководства.
В свою очередь необходимо помнить,
что любая организация
Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.
Организационно-
-Установление программы
действий по достижению
-Наблюдение за исполнением
программы и координация
-Подбор кадров исполнителей в соответствии с их служебной ролью;
-Точное определение прав,
полномочий, обязанностей и
-Согласование и объединение усилий всех работников фирмы;
-Ясное, точное и четкое формулирование решений;
-Поощрение инициативы
и ответственности,
-Предупреждение ошибок и недоразумений;
-Обеспечение соблюдения
дисциплины и подчинения
-Осуществление контроля;
-Борьба с бюрократическим формализмом.
Вся организационно-
Но организационно-
Важен вопрос распределения обязанностей между руководителем и его заместителем (заместителями), возможная передача своих прав подчиненным. Распределение обязанностей в организации в основном зависит от следующих факторов:
-Числа сотрудников;
-Количества заместителей;
-Профессиональных и
Распределение обязанностей
между руководителем и его
заместителями закрепляется в должностных
инструкциях. В целом организационно-
-Служебно-коммуникационные
(передача и прием устной
-Распорядительные (доведение решений до исполнителей);
-Координационные (взаимная
увязка работы структурных
-Контрольно-оценочные (
Производственно-коммерческая
и финансово-экономическая
Содержание производственно-
Руководитель определяет основных потенциальных пользователей, покупателей с учетом транспортных возможностей и других условий, уточняет план загранкомандировок своих сотрудников, определяет формы осуществления взаимодействия, заключения договоров.
Естественно, выполнение производственно-коммерческой
и финансово-экономической
В конечном счете эффективность деятельности руководителя определяется через выполняемые им функции. В экономической литературе выделяют десять основных функций руководителя. Он должен уметь:
-Грамотно и рационально ставить цели и задачи;
-Анализировать ситуацию;
-Прогнозировать ход событий и последствий;
-Планировать свою
-Рационально принимать решения;
-Мотивировать персонал;
-Организовывать работу и налаживать руководство;
-Регулировать отношения и разрешать конфликты;
-Формировать организационную культуру и управлять ею;
-Вести постоянный учет и контроль.
Считается, что от указанных десяти функций руководителя зависит результативность работы любой библиотеки (68, с. 358).
Известный теоретик в области управления Г. Минцберг разработал теорию, согласно которой руководитель выполняет три роли: межличностную, информационную и управленческую.
Г. Минцберг провел фундаментальное исследование по изучению труда пяти разных руководителей высшего эвена. Он отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:
«Почти всякая работа в
обществе требует специализации
и концентрации. Станочники, овладев
техникой изготовления определенной детали
на своем станке, могут потом в
многие недели заниматься этой операцией,
инженеры и программисты порой затрачивают
месяцы на разработку какого-то сооружения
или компьютерной программы, торговцы
большую часть жизни проводят,
продавая один и тот же вид продукции.
А руководитель даже не может надеяться
на подобную однородность в своей
работе. Скорее характерным будет
для него кратковременность, разнообразие
и фрагментарность
Последовательность
Получатель информации производит ее поиск и сбор и передает ее связующему звену, который планирует деятельность предприятия, согласно указаниям главного руководителя. Далее от связующего информация обрабатывается распространителем и доносится до представителя, который занимается отчетностью и передает информацию о планах, нынешнем состоянии, результатах работы подразделений (организаций) внешним лицам и органам. Если нужно проводить важное взаимодействие с внешними организациями (заключение сделок, согласование и подпись контрактов), это поручается ведущему переговоры.
Вторая часть информационного потока - управленческая.
Начинается от главного руководителя.
Он создает дисциплину и отдает стратегические
распоряжения. Через лидера его указания
в мотивированном виде доносятся
до остальных менеджеров. В процессе
обязательно появляются проблемы, вызванные
внешними факторами. Инициатором их
решения выступает
К любой из приведенных управленческих ролей справедливы такие требования к профессиональной компетенции.
Первая группа: знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Состоит из:
а) Умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, с высокой динамичностью и неопределенностью;
б) Информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: научные исследования, техника, технологии, конкуренция, спрос на продукцию;
в) Способность управлять
материальными ресурсами, прогнозировать
и планировать работу предприятия,
владение способами и знание методик
повышения эффективности
г) Умение использовать современные информационные технологии, средства телекоммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и с самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые вызывают доверие и уважение со стороны других, такие как:
а) высокое чувство долга и преданность делу;
б) честность в отношениях и доверие к партнерам;
в) умение четко выражать свои мысли и убеждать других;
г) уважение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
д) способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы;
е) критически оценивать и повышать эффективность собственной деятельности.
Сравнение моделей А. Файоля и Г. Минцберга показывает, что А. Файоль отвечает на вопрос: «Что делать менеджеру?», а Г. Минцберг - «Какую роль должен выполнять менеджер?» (42, с. 39).
Руководитель как было
отмечено выше - особый работник в организации
и поэтому ему присущи
. Руководители непосредственно
не связаны с созданием
. Работа руководителя в основном умственная;
. Нелимитированность работы руководителя;
. Повышенные нервно-психические
усилия руководителя связанные
с управлением людьми и
. Труд руководителей не
подается количественному
. Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;
. Если рабочий в течении
своей рабочей смены выполняет,
. Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом.
В управлении коллективом библиотеки выделены три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.
Эвристический труд - прежде
всего труд руководителей, в полной
мере отражающий природу творческой
умственной деятельности. По своему функциональному
назначению он направлен на исследование
и разработку различных проблем
(например, пути развития библиотеки, анализ
состояние и определение