Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:20, реферат
Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает характеристику трудового, библиотечного коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированием положительных или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. Но более всего личностей различают по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.
. Документальный, складывающийся
у работника на основе веры
в то, что «хорошая бумага»
(правильно составленный
. Компромиссный - Его основу
составляет способность
. Коллегиальный - Девиз
руководителя - коллективиста можно
сформулировать так: «Моя
. Дипломатический - основан
на способности руководителя
к такой интеллектуальной
. Авральный - работа осуществляется
по правилу «давай, давай, потом
разберемся». Этот стиль
. Деловой - противоположен
авральному. Это стиль действия
в оптимальном режиме. Руководители,
умеющие трудиться по-деловому, за
одно и то же время выполняют
намного больший объем работы,
чем другие. Никакой опасности
в деловом стиле нет, если
руководитель постоянно
. Конструктивный - его главная
особенность - поиск и создание
условий для полезных
. Демонстрационный - хорошо
работает как средство
На практике эти стили в чистом виде в работе руководителей встречаются крайне редко. Скорее их следует отнести к элементам составляющим тому, что мы называем стилевой структурой деятельности работника. Жизнь, как известно, невозможно вместить в рамки совершенных научных формул. Скажем, не встречаются «в чистом виде» типы человеческого темперамента: флегматики, меланхолики, сангвиники, холерики. Так и стили управления коллективом. Они не обособлены, не изолированы друг от друга, а проявляются в смешанных формах. При этом какой-то из них доминирует. Рассмотрим их последовательно. Учитывая принцип единоначалия и специфику профессиональной культуры военной сферы в целом, нельзя не признать: подчеркнуто жесткий стиль руководства, и строжайшая дисциплина позволяют командиру того или иного подразделения добиваться от подчиненных максимальной результативности их действий. Обладая монополией на информацию ограниченного и засекреченного характера, руководитель этих структур всю возложенную на него сверху ответственность берет целиком на себя и решает вопросы единолично. Решения эти доводятся до исполнителей в форме команд и приказов. При этом всем ясно: «Приказы не обсуждаются!».
Для каждой сферы профессиональной
деятельности характерен свой стиль
управления, исторически закрепленный
и обусловленный
Наиболее распространенными и универсальными на практике считают выделенные немецким психологом К. Левиным три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (46, с. 136). Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным. Рассмотрим эти стили подробней.
Авторитарному стилю присущи
единоличное принятие руководителем
всех решений, а так же слабый интерес
к работнику как личности. Руководитель
сам, без обоснования перед
Демократический стиль характеризуется
стремлением руководителя к выработке
коллективных решений, интересом к
неформальным, человеческим отношениям.
Руководитель совместно с сотрудниками
согласовывает цели организации
и индивидуальные пожелания членов
группы, распределяет работу. При оценке
работников он руководствуется объективными,
известными всем критериями, оказывает
подчиненным необходимую
Попустительскому (либеральному)
стилю присущи: стремление руководителя
уклониться от принятия решений или
переложить эту задачу на других, а
также его абсолютно
Наиболее эффективным
считается демократический
В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией менеджера, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и прочее.
В связи с этим сегодня руководителям рекомендуется не придерживаться, по возможности, какого-то одного раз и навсегда принятого стиля, а применять в соответствующих условиях наиболее подходящие.
Так, по мнению Ф. Фидлера, поскольку руководитель изменить себя и свой стиль работы, как правило, не способен, его нужно исходя из ситуации и стоящей задачи, помещать в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить.
Когда задачи четко сформулированы,
должностные полномочия менеджера
значительны, а его отношения
с подчиненными благоприятны, так
что на последних легко
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчелл и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи для ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих стилях и возможности воздействовать на ситуацию предлагают четыре стиля управления:
1)Если у сотрудников
большая потребность в
2)Там, где подчиненные
стремятся к высоким
)Стиль руководства,
)В неоднозначных ситуациях
используется «
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях руководства:
1.2.Руководитель сам
2.2.Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение;
.2.Руководитель излагает
проблему подчиненным,
.2.Руководитель совместно
с подчиненными обсуждает
.2.Руководитель постоянно
работает совместно с группой,
которая или вырабатывает
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
5.1.Наличие достаточной
информации и опыта у
5.2.Уровень требований, предъявляемых к решению;
5.3.Четкость и
5.4.Степень причастности
подчиненных к делам
5.5.Вероятность того, что
единоличное решение
5.6.Заинтересованность
5.7.Степень вероятности
возникновения конфликтов
Нельзя подходить к управлению в различных библиотеках одинаково: в одной - демократичный стиль управления позволит повысить эффективность работы, а в другой - более успешным может стать директивное управление. Все это зависит от многих причин. Руководитель должен сам анализировать ситуацию, чтобы определить соответствующий курс действий, который зависит от ряда факторов - связанных с самим руководителем; связанных с подчиненными; обусловленных ситуацией управления. Чем больше руководитель уверен в подчиненных, тем демократичнее его стиль управления. Предоставлять свободу подчиненным следует в тех случаях, когда они чувствуют относительно большую потребность в самостоятельности, проявляют готовность взять на себя ответственность за принятие решений, испытывают интерес к решаемой проблеме и имеют опыт ее решения, привыкли считать необходимым свое участие в принятии решений.
.2 Морально-психологический климат коллектива
Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей, ориентаций.