Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:20, реферат
Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает характеристику трудового, библиотечного коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированием положительных или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. Но более всего личностей различают по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.
-Удовлетворение потребностей
в групповой принадлежности, в
признании уважении и
-Создание благоприятной
среды деятельности и
-Адаптация и интеграция
новых и молодых сотрудников.
Принятие их в коллектив
Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:
-Слабые и сильные стороны
человеческой натуры (уважение, авторитет,
самолюбие, психологическая
-Система индивидуальных или коллективных ценностей;
-Лидерство.
Виды структур, осуществляющих управление неформальными группами:
1)Структуры по интересам
- отдельные лица, которые могут
не быть членами одной и
той же административной или
оперативной структуры, могут
объединяться для достижения
определенной совместной цели. Цели
таких структур не имеют
2)Группы на основе дружбы
- многие группы формируются на
основании, каких либо общих
интересов или признаков:
Основное свойство неофициальной
структуры - неоднородность личных позиций
ее членов. Так, одни работники - влиятельны
и авторитетны, другие - более зависимы
в своих личных мнениях от поведения
авторитетных коллег. В библиотеках
обычно работают люди разных возрастов
и различных интересов, что создает
неоднородность эмоциональных взаимоотношений.
Нельзя забывать и о таком понятии,
как психологическая
Неформальные группы существуют в коллективе любой библиотеки. Они могут быть замкнутыми или открытыми для других библиотекарей, активными или пассивными, устойчивыми или неустойчивыми, влиятельными или нет.
В неформальную организацию
включаются только те, кто «приемлемы»,
межличностные отношения
Структуру и тип неформальной
группы определяет различие социальных
контактов. Например, объединяться в
неформальные группы заставляет одна
из самых сильных эмоциональных
потребностей - чувство принадлежности
и связанная с ним
Когда люди объединены в неформальную группу, она обретает свойства, которые необходимо учитывать в управлении. Первое из них - социальный контроль, предписывающий каждому члену группы придерживаться строгих, хотя и негласных, правил относительно поведения, характера одежды. Вторая специфическая черта неформальной группы - сопротивление изменениям, поскольку грядущие перемены всегда таят угрозу самому существованию группы, как таковой. Еще одна важная особенность неформальной группы - наличие лидера. Он обладает властью и влиянием точно также, как и официальный руководитель, но опора неформального лидера - признание его группой, потому в своих действиях он может делать ставку только на людей и их взаимоотношения.
Руководителю библиотеки важно учитывать закономерности возникновения неформальных групп, чтобы сознательно тормозить или стимулировать их развитие. Неправы те руководители, которые считают существование неформалов просчетами управления. Современный менеджер знает не только отрицательные проявления неформальных объединений (сопротивление инновациям, распространение ложных слухов и др.), но и положительные моменты (сплоченность, высокий дух коллективизма).
Хотя группы друзей неформальны,
руководителям следует
Следовательно, руководителям необходимо:
·Признать существование неформальных групп, осознавая, что их подавление повлечет за собой нежелательные результаты;
·Выслушивать мнение лидеров и членов групп, отмечая и поощряя тех, кто способствует достижению целей библиотеки;
·Привлекать неформалов к принятию решений, ослабляя тем самым сопротивление инновациям;
·Оперативно выдавать точную информацию, используя и каналы неформального общения для того, чтобы препятствовать распространению ложных слухов.
Неформальные группы динамически взаимодействуют с формальными. Формирование коллектива в оптимальном режиме предусматривает высокий уровень совпадения формальных и неформальных структур. При этом обеспечивается тесное взаимодействие сотрудников, преследующих одинаковые цели, имеющих аналогичные устремления, что позволяет решать профессиональные вопросы с высокой эффективностью.
При резком расхождении формальной и неформальной структур нарушается гармония взаимодействия, часто возникают конфликты, а это негативно отражается на библиотечной работе.
Мотивы членства рабочих и служащих в тех или иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе. Неформальные группы имеют важное значение, удовлетворяя основную человеческую потребность в общении.
Формальное управление отличается от неформального стабильностью:
1)По целям - в формальных
организациях основное - достижение
целей организации, в
2)По источнику влияния
- неформальное управление
)По средствам контроля
- различаются на угрозу
)По коммуникациям - выделяются
официальные каналы, хорошо определенные
и передаваемые по официальным
линиям используемые в
Таким образом, можно сделать два вывода:
) Когда человеческие существа
сводятся вместе и часто
) Воздействие законности
и другие воздействия на
Непросто разграничить
случаи, где поведение служащего
отражает воздействие
Также непросто провести
разграничение между
Таким образом, видно,
что среда, в которой служащий
оказывается, придя в
Во-вторых, формальная и неформальная
структуры тесно переплетены
потому, что отношения, первоначально
вырастающие на неформальной основе,
могут быть «ратифицированы» и включены
в формальную структуру последующими
распоряжениями. Например, большинство
государственных кадровых систем предусматривает
формальную должностную классификацию
- детализированное описание обязанностей
и сфер ответственности для каждой
должности. Когда служащий «выбивается»
из классификации, т.е. выполняет обязанности,
не перечисленные в его
Дополняют общую картину взаимодействия и отношений между людьми в первичном трудовом коллективе личные отношения. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения: к кому-то мы испытываем особое расположение, кого-то, возможно, недолюбливаем. И эти личные отношения не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе. Именно поэтому, решая задачи по управлению различными процессами в коллективе, руководитель не должен пренебрегать какими-то аспектами взаимоотношений людей.
Каждый руководитель легко сможет составить для себя официальную схему делового взаимодействия членов своего коллектива: кто какие операции выполняет, какие контакты между работниками необходимы и так далее. Ну а неофициальные отношения? Конечно, руководитель замечает, что к кому-то в его коллективе испытывают большее расположение, кого-то недолюбливают, знает, кто давно дружит, и не только на работе, но и семьями, а кого в пару лучше не ставить - обязательно начнутся обоюдные претензии. Неофициальное взаимодействие людей в коллективе основывается на их взаимных личных предпочтениях, их дружеских отношениях, представлениях о личных качествах и особенностях друг друга.
В своем подразделении руководитель занимает особое положение: выполняет руководящие функции, принимает решения, несет за них ответственность и в силу этого обладает особыми правами. Все это создает официальный авторитет руководителя.
Но, будучи членом коллектива, руководитель, так же, как и все остальные члены группы, своими личными и деловыми качествами вызывает к себе, то, или иное неофициальное отношение. И поэтому, точно также, как и все другие члены коллектива, может занимать в нем разные психологические позиции - от лидерской до отвергаемого члена коллектива.