Руководитель библиотечного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:20, реферат

Описание работы

Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает характеристику трудового, библиотечного коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированием положительных или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. Но более всего личностей различают по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.docx

— 129.06 Кб (Скачать)

 

Понятие «ценностные ориентации», широко применяемое в социальной психологии, выражает положительную  или отрицательную значимость для  человека разнообразных предметов  и явлений окружающей его действительности. В ценностных ориентациях заключена  внутренняя основа отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного  порядка.

 

Вполне естественно предположить, что именно ценностные ориентации определяют состояние морально-психологического климата в коллективе. Это вытекает из предложенного выше определения  коллектива, в основе которого лежит  представление о ценностно-ориентационном единстве его членов. Логика данной закономерности состоит в том, что  если достигнута достаточно высокая  степень единства ценностных ориентаций членов того или иного коллектива, то тем самым исключены условия  для формирования отрицательного морально-психологического климата. Там, где такое ценностно-ориентационное единство не достигнуто и в человеческих отношениях преобладают индивидуальные, личностные ценности, а тем более  эгоистические интересы, в коллективе всегда будет сохраняться почва  для развития отрицательного морально-психологического климата.

 

Морально-психологический  климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его  членов, проявляющийся во всех многообразных  формах их деятельности (66, с. 112).

 

Важнейшая особенность морально-психологического климата в том, что он дает наиболее интегральную и динамичную характеристику психического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как аккумулирует в себе в конечном итоге взаимодействие всех факторов и компонентов внутриколлективной жизни: самочувствия и деятельности, руководства и лидерства, и др. В первую очередь на состоянии  климата отражаются все достижения или, наоборот, просчеты коллектива в  целом и его руководства в  частности. Любое действие руководителя или члена коллектива, особенно действие отрицательного характера, прежде всего, сказывается на состоянии морально-психологического климата, деформирует его. И наоборот, каждое положительное управленческое решение, положительное коллективное действие улучшает морально-психологический  климат.

 

Морально-психологический  климат - один не только из наиболее подвижных, но и из наиболее значимых компонентов  в структуре социально-психологических  условий и важнейших факторов всей жизнедеятельности трудового  коллектива. Высокая значимость МПК  обусловлена, прежде всего, тем, что  он отражает господствующее внутреннее состояние трудового коллектива, его психологическую атмосферу (41, с. 198). А поскольку трудовая деятельность занимает в нашей жизни важнейшее  место и совершается через  участие каждого в совместной работе трудового коллектива, то и  характеристики утвердившегося в данном коллективе морально-психологического климата представляют собой значимую социально-психологическую составляющую образа жизни каждой личности.

 

Процесс формирования личности всегда длителен, сложен, требует коллективных усилий. Его эффективность зависит  от многих факторов, таких, как уровень  развития коллектива, личность руководителя (его профессионализм, опыт, социальные установки, нравственные качества) и  др. Среди этих факторов на одно из первых мест надо поставить морально-психологический  климат, который не только формирует  непосредственное отношение окружающих к тому или иному человеку, не только дает оценку его деятельности, но и является своеобразным механизмом обратной связи, который через нравственно-психологическую  атмосферу оказывает огромное воздействие  на каждого члена трудового коллектива. Морально-психологический климат влияет на процесс реализации разнообразных  отношений в коллективе, которые, в конечном счете, приводят к тем  или иным изменениям в психологическом  состоянии каждого его члена.

 

Но, как указывает в  своих работах профессор Б.Д. Парыгин (66, с. 141), морально-психологический  климат коллектива - не простая сумма  психических состояний составляющих его индивидов. Общность - мощный фактор умножения, значительного усилия психического настроя его членов.

 

Через морально-психологический  климат опосредуется любая деятельность коллектива. При этом преобладающий  психический настрой той или  иной группы людей определяет собой  не только меру включенности каждого  индивида в деятельность, но и в  конечном итоге эффективность. Исходя из этого, морально-психологический  климат может быть фактором не только роста производительности труда, мобилизации  внутренних резервов трудового коллектива, но и усиления трудовой дисциплины. В зависимости от характера морально-психологического климата его воздействие на личность будет различным: стимулировать  к труду, поднимать настроение, вселять  бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать  активность и энергию, приводить  к производственным и нравственным потерям. Эффект воздействия может  быть положительным или отрицательным, благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Значения, определяющие состояние климата, поляры. В них отсутствуют полутона, которые  позволили бы сделать плавный  переход от положительного к отрицательному, от благополучного к отрицательному. Это происходит потому, что морально-психологический  климат, прежде всего, выражается в  различного рода эмоциональных проявлениях, в эмоциональном оценивании существующих отношений. О состоянии климата  можно узнать, прежде всего, по тем  эмоциональным оценкам, которые  дают различным явлениям, происходящим в коллективе, его члены. А на уровне эмоций всегда решается «нравится - не нравится», «приятно - неприятно», «доставляет  удовольствие - не доставляет удовольствия». На эмоциональном уровне именно такие  полярные определения значимы для  человека.

 

По существу, морально-психологический  климат - интегральный показатель уровня развития трудового коллектива. Это  закономерность находит отражение  и в содержании предложенных выше определений климата и коллектива, фундаментальной основой которых  служат ценностные ориентации составляющих его людей. Достижение определенного  уровня единства именно в этой области - это одновременно и цель на пути становления коллектива, и показатель состояния его морально-психологического климата. Ясное понимание и принятие членами коллектива его основных целей и задач, достаточная гибкость в выборе средств и способов их достижения характеризуют высокий  уровень развития коллектива. Эти  же показатели служат основой формирования положительного морально-психологического климата.

 

Основная связь между  уровнем развития группы, коллектива и состоянием морально-психологического климата заключается в том, что  чем выше уровень развития, тем  выше, тем благоприятнее в нем  морально-психологический климат. Однако эта зависимость носит односторонний  характер. Высокий уровень развития коллектива предполагает и в высшей степени благоприятный, положительный  морально-психологический климат, но и невысокий уровень развития группы не обязательно сопровождается неблагоприятным морально-психологическим  климатом. Вполне благоприятный морально-психологический  климат, например, в функциональной группе может сложиться за счет определенного  подбора людей, симпатизирующих  друг другу, людей с одинаковыми  интересами, близкими устремлениями  и т.д. Но в таких группах, как  правило, остаются в стороне интересы производства, коллектива, общества. Единство таких групп достигается не на деловой, не на принципиальной основе, а это четкий критерий весьма невысокого уровня развития данного подразделения (группы).

 

Так же на морально-психологический  климат влияют мотивы деятельности, под  которыми следует понимать психологические  причины, определяющие целенаправленные действия человека. Так мотивами могут  выступать потребности и интересы, убеждения и стремления, идеалы и  установки, эмоции и влечения. Естественно, каждый человек обладает своим, индивидуальным набором мотивов, который определяет в целом направленность его личности, в том числе и в области  трудовой деятельности.

 

Формирование единства мотивации  у членов коллектива и должно стать  важнейшей задачей руководства.

 

Положительный морально-психологический  климат не является продуктом спонтанного  развития группы, не может быть достигнут  сам собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности.

 

3.3 Влияние стиля руководства  на морально-психологический климат  в коллективе

 

 

Одно из важнейших направлений  повышения эффективности роли и  значения человеческого фактора  в условиях современного производства лежит в сфере оптимизации  управления морально - психологическим  климатом трудового коллектива.

 

Важнейшая роль в формировании морально-психологического климата  отводится руководителю организации  или подразделения. На нем всегда лежит персональная ответственность  за состояние психологической атмосферы  в трудовом коллективе.

 

Рассмотрим влияние на психологический климат в коллективе на примере трех классических стилях руководства.

 

Авторитарный стиль (единоличный, волевой, директивный) (48, с. 120). Для «директивного» лидера подчиненные ему люди - только исполнители. Руководитель с таким  стилем руководства подавляет у  сотрудников стремления работать творчески  и проявлять инициативу. Если она  возникает, то тут же подавляется  руководителем. Часто поведение  такого руководителя характеризуется  высокомерием по отношению к работникам, неуважение к личности подчиненного, преследование за критику и т.д. Все эти факторы в совокупности приводят к созданию отрицательного морально-психологического климата  внутри рабочих групп. Авторитаризм отрицательно сказывается на групповых  отношениях. Некоторые из исполнителей стараются перенять стиль своего руководителя в отношениях с коллегами, заискивают перед начальством. Другие стараются изолироваться от контактов  внутри группы, третьи впадают в  депрессию. Руководитель - автократ полностью  сосредотачивает в руках решение  всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая  исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. Понятно, что сотрудники относятся к такому руководителю негативно. В результате в коллективе формируется неблагоприятный  морально-психологический климат, люди находятся в постоянном напряжении, становятся нервными и вспыльчивыми, т.е. создается почва для конфликтов. Изменение дисциплинарных мер вызывает в человеке страх и злость, формируется  отрицательная мотивация к труду. Исполнители боятся задавать вопросы  руководителю-автократу, так как  боятся услышать в свой адрес нелицеприятные замечания и нарекания.

 

При данном стиле руководства  среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому  большинство людей требуется  принуждать различными методами, вплоть до наказаний, к выполнению возложенных  на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия.

 

Демократический стиль дает возможность почувствовать подчиненным  свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Организации, в которых доминирует демократический  стиль руководства, характеризуется  высокой степенью децентрализации  полномочий, активным участием сотрудников  в принятии решений. Руководитель пытается сделать обязанности подчиненных  более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу  формулировать собственные цели на основе целей организации. Свои отношения  с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих  полномочий. Среди стимулирующих  мер преобладает поощрение, а  наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены  такой системой руководства и  обычно оказывают своему начальнику посильную помощь. Все это сплачивает коллектив. Руководитель-демократ старается  создать внутри рабочих групп  нормальный психологический климат, основанный на доверии, доброжелательности и взаимопомощи (48, с. 122).

 

Такой стиль руководства  способствует повышению производительности, дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность трудом и своим  положением. Его применение снижает  прогулы, травмы, текучесть, создает  более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к  руководителю (11, с. 341).

 

Либеральный стиль, его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные  условия для работы (обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает), определяет ее правила и  задает границы решения, сам же при  этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

 

Подчиненные, избавленные  от тотального контроля, самостоятельно принимают необходимые решения  и ищут, в рамках предоставленных  полномочий, пути их реализации. Такая  работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует  благоприятный морально-психологический  климат в коллективе, порождает доверие  между людьми, способствует добровольному  принятию на себя повышенных обязательств.

 

Зависимость эффективности  деятельности группы от характера воздействий  на нее руководителя представлена в  таблице 1.

 

 

Таблица 1. Эффективность  взаимодействия руководителя и группы.

 

Характеристика деятельности группыПсихологические способы  воздействия руководителя на малую  группуПроявление свойств малой  группы Эффективная деятельность·  применяется стратегия сотрудничества; · делегирование ответственности; · отсутствие давления на подчиненных; · правдивая информированность  группы; · положительное мотивирование (индивидуальное и коллективное); ·  участие группы в коллективных решениях; · доброжелательный характер контроля; уважительное отношение к членам группы.· хорошая управляемость  группы; · высокая активность членов группы; · отсутствие конфликтности  внутри группы; · принятие членами  группы целей и средств деятельности; · ответственное поведение и  соблюдение дисциплины; · наличие  группового мнения; · принятие норм группы; · доброжелательные отношения  внутри группы; признание авторитета руководителя. Неэффективная деятельность·  применение неэффективных стратегий: компромисса, ухода, приспособления; ·  нежелание делегировать ответственность; · напряженные отношения с  персоналом; · неполное информирование подчиненных; · неправильное мотивирование; · не привлекает группу к решению  общих задач; · недоверие подчиненным; жесткий контроль за действиями подчиненных.·  плохая управляемость группой; ·  недостаточная сплоченность группы; · малая активность группы; · недостаточная  совместимость членов группы; · плохой психологический климат в группе; · наличие конфликтов в группе; напряженные отношения с руководителем.

Информация о работе Руководитель библиотечного коллектива