Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:20, реферат
Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает характеристику трудового, библиотечного коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированием положительных или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. Но более всего личностей различают по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.
Однако изучение только личных качеств дало противоречивые результаты. Обнаружилось, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств», а» структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных.
В дальнейшем возник другой,
поведенческий подход, который создал
основу для более точного определения:
стиль управления - это относительно
устойчивая система способов, методов
и форм практической деятельности менеджера,
привычная манера поведения руководителя
по отношению к подчиненным, нацеленная
на влияние и побуждение их к достижению
целей организации (2, с. 146). Степень,
до которой руководитель делегирует
свои полномочия, типы власти, используемые
им, и его забота, прежде всего, о
человеческих отношениях или о выполнении
задач отражает стиль руководства,
характеризующий данного
Но и такой подход оказался не полным. В эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования, и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести себя в различных ситуациях.
Руководство или лидерство, - способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации (2, с. 24).
В «неофициальной» жизни группы в силу своего авторитета особую позицию занимает лидер. Лидер трудового коллектива - это человек, обладающий особым авторитетом в данной группе и поэтому имеющий особое влияние на происходящие в ней процессы.
Выделяют:
1)Лидер-организатор. Его
главное отличие в том, что
нужды коллектива он
2)Лидер-творец. Привлекает
к себе прежде всего
)Лидер-борец. Волевой,
уверенный в своих силах
)Лидер-дипломат. Если бы
он использовал свои
)Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера.
В коллективе необязательно существует только один лидер. Один может пользоваться особым авторитетом за свои деловые качества, другой - за личные, третий - за информированность по каким-то вопросам, к которым группа питает интерес, и так далее. Любой член группы может проявить себя в конкретной ситуации как лидер, но в коллективе всегда есть лица, которые чаще других берут на себя лидерские функции, и группа ждет этого от них, отдает им предпочтение. Их-то и можно назвать лидерами группы.
Помимо лидеров, в группе можно выделить людей, которые хотя и не являются лидерами, но пользуются расположением группы, «приняты» в коллективе и, соответственно, чувствуют себя в нем уверенно. Таких, как правило, большинство.
А руководитель? Каково его положение в коллективе? Он принадлежит как бы к разным группам одновременно: с одной стороны, занимает особое руководящее положение в своем коллективе, с другой - сам подчинен вышестоящему руководителю, он также коллега тех, с кем связан по работе, с кем взаимодействует его подразделение.
Если руководитель более ориентирован на группу управленцев, то он прежде всего озабочен своими отношениями в этой группе, а по отношению к подчиненным может держаться более официально и дистантно. Если же руководитель «своим» считает коллектив, которым он руководит, то и настроен он будет больше на улучшение взаимодействия и расширение контактов в этой среде, в том числе и неформальных.
Конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации - это и есть стиль управления коллективом.
Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.
.1 Факторы, определяющие стиль руководства
Существует множество моделей, классифицирующих управленческие стили, причем каждая из них имеет своих приверженцев и критиков. Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве.
Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Основными типами руководителей являются:
·Демократ;
·Диктатор;
·Пессимист;
·Организатор;
·Манипулятор.
Как видно, стиль руководства
- явление строго индивидуальное, так
как он определяется специфическими
характеристиками конкретной личности
и отражает особенности работы с
людьми и технологию принятия решения
именно данной личности. В процессе
трудовой деятельности формируется
некоторый строго индивидуальный тип,
«почерк» руководителя, действия которого
повторить в деталях
В руководстве подчиненными
нет абсолютных истин, так как
поведение людей не только рационально,
но и иррационально, поэтому существует
большое множество
1.Либеральный (иронично
его называют «и вашим, и
нашим») - состоящий в предоставлении
подчиненным полной свободы
Принятое решение руководитель доводит до исполнителей, в основном, в форме просьбы. При этом начальник рассчитывает на инициативу своих подчиненных. Такой руководитель общается с сотрудниками часто как по своей, так и по их инициативе. Соблюдения трудовой дисциплины либерал требует достаточно формально. Главное для него - точное выполнение заданий, хорошие производственные показатели. Морально воздействуя на подчиненных, наказывать он не любит, зато старается использовать различные способы поощрения;
2.Демократический - такой
руководитель, как правило, хороший
дипломат, умеет договариваться
с самыми разными деловыми
партнерами. Иначе «не купишь
подешевле и не продашь
С подчиненными «демократ-технократ»
общителен, дружелюбен, ровен в отношениях,
так как всегда помнит о самоконтроле.
Перед принятием решения
Как показывает практика, демократический стиль управления, доминирующий в структурных подразделениях коммерческих предприятий, по сравнению с другими стилями руководства, наиболее эффективен при работе с персоналом. А благоприятный микроклимат в коллективе, в свою очередь, позволяет добиваться успешных трудовых результатов;
3.Авторитарный - характерной
особенностью которого
4.Тоталитарный («железная
рука») - основывается на трех
китах: принуждении,
5. Анархический - Как известно,
всякое сравнение «хромает»,
Анархический стиль управления
наиболее эффективно преобладает в
сфере интеллектуального, творческого
труда, потому что в условиях авторитаризма,
жесткой критики творческие идеи
плохо генерируются, необходим свободный
полет мысли. Хороший руководитель
научного или художественного
. Но любой творческий
коллектив - будь то НИИ, учебное
заведение, театр или