Роль власти и личное влияние менеджера ПОП в условиях экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие подходы к определению и соотношению лидерства и власти в менеджменте.
Задачами курсовой работы являются:
- Изучить роль власти и лидерства в профессии менеджера;
- Исследование и оценка социально-экономической эффективности применяемых стилей управления ООО кафе «Ромашка»
Объектом исследования является российский менеджмент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Власть и личное влияние менеджера ПОП в условиях экономического кризиса 5
Власть и формы власти 5
Особенности менеджера в управленческой деятельности 10
Личное влияние менеджера в условиях экономического кризиса 12
Специфика ПОП 16
Роль власти и личное влияние менеджера ПОП в условиях экономического кризиса 21
Краткая характеристика ООО кафе «Ромашка» 21
Состав и функции управленческого персонала ООО кафе «Ромашка» 27
Форма власти и личное влияние менеджера в условиях экономического кризиса на примере ООО кафе «Ромашка» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Действительно, подчиненные имеют определенную власть над руководителем, поскольку последний зависит от них в таких вопросах, как получение необходимой для принятия решений информации, установление неформальных контактов с работниками других подразделений, чье содействие необходимо руководителю, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять свои задания.

В связи с этим опытный  менеджер, как в  кафе «Ромашка» всегда поддерживает разумный баланс власти - достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающий у подчиненных чувство незащищенности и, как следствие, сопротивляемости и непокорности.

Управление, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, зависит от объема и характера власти, которые раскрываются с помощью такой категории, как управляемость. Управляемость - это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления в целом. 

Иногда  можно услышать утверждения, что  обладание властью не требует знания и понимания интересов и потребностей людей - надо только более активно употреблять власть, проявлять волю и настойчивость. Это ошибочное мнение, которое, как правило, ведет к резкому снижению эффективности управления.

Действительно, менеджер сможет иногда навязать свою волю, не считаясь с интересами людей, - при этом, возможно, его решения будут реализовываться, т.е. мгновенной негативной реакцией не произойдет, ибо пока лишь складывается обстановка неформальной организации отрицательного типа. Далее возможно скрытое противодействие его решениям, которое, будучи замеченным менеджером, составляет его ужесточать требовательность, что еще более усугубляет проблему. Управляемость по-прежнему остается низкой или еще более снижается ввиду возникновения конфликтов. Часто в этих условиях менеджер теряет власть. В лучшем варианте его снимают с должности, в худшем возникает кризисная ситуация, которая, в конечном счете, существенно вредит делу, а, следовательно, и интересам организации.

В процессе управления власть менеджера реализуется  по-разному. Для того, чтобы обладать властью, необходимо не только иметь соответствующее должностное положение, но и быть способным использовать что-то, имеющее значение для исполнителя, создающее его зависимость и заставляющее его действовать так, как хочет руководитель..

 Анкетирование

 С целью определения, какие стили имеются в распоряжении руководителя кафе «Ромашка», был проведен анкетный опрос. Этот тест позволяет оценить стиль управления с точки зрения соотношения в нем демократических и формально - организационных факторов.

После проведения анкетирования с менеджером выяснилось по результатам теста, что  он пользуется авторитарной формой стиля. Он является руководителем-автократом., который заботится только о работе, о выполнении производственно- хозяйственных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллектива6. 

Заключение

Напомню, что цель данной курсовой работы сводилась к тому, чтобы показать какие стили, методы руководства имеются в распоряжении руководителя и какими основными качествами должен обладать современный руководитель.

Руководитель  организации - это человек, который  одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными.

Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Для того чтобы лидерство и влияние  были эффективными, руководители применяют  власть.

Власть - возможность влиять на поведение  людей.

Существуют  следующие формы власти:

1.      Власть, основанная на принуждении. Влияние посредством страха. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение денежного вознаграждения).

2.      Власть, основанная на вознаграждении. Награда дает положительные стимулы для качественного выполнения работы.

3.      Экспертная власть. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель обладает специальными экспертными знаниями.

4.      Эталонная власть. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать такими же как он.

5.      Законная (традиционная). Эта власть присуща всем руководителям, так как они наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняется руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания. Привитые ценности, традиции учат, что подчинение приводит к удовлетворению личных потребностей.

Стиль руководства - это обычная манера поведения руководителя, который  оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации. 

Существует  два подхода к определению  стилей руководства:

1. Поведенческий  подход выделяет автократичный, демократичный и либеральный стиль руководства. Автократичный (авторитарный) руководитель навязывает свою волю работникам. Такой руководитель не обращает внимания на суждения своих подчиненных, он обращается к низшим потребностям работников, постоянно оказывает давление. Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений. Он обращается к более высоким потребностям людей. При таком стиле обязательна система контроля. Либеральный стиль предполагает практически полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей своей работы и контроля над ее результатами.

В зависимости  от применяемых методов руководства, руководителей делят на сосредоточенных, на работе, и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей.

Выделяют  четыре разновидности стилей руководства: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая и основанная на участии.

2.    Ситуационный подход  уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:

а) отношения  между руководителем и коллективом;

б) структура  задачи;

в) должностные  полномочия руководителя.

Стиль руководства должен выбираться в  зависимости от конкретной ситуации.

Выделяют  четыре стиля руководства: стиль  поддержки (ориентирован на человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий участие людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное достижение целей.

Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять различные  стили, методы и типы влияния. Современный, адаптивный стиль руководства, ориентирован на учет реальности, и потому зависит от конкретной ситуации.                           

Эффективность применения конкретного стиля управления производством зависит от поставленной предприятием цели. Конкретные показатели эффективности управления выбираются по специально разработанным методикам. Однако наиболее применимыми оценочными показателями, как правило, выступают такие показатели, как:

-  снижение трудоемкости;

-  повышение производительности труда;

-  увеличение объема производства;

-  повышение качества труда и продукции;

-  снижение себестоимости продукции;

-   рост прибыли и др.

К частным  критериям оценки эффективности  управления можно отнести такие  показатели, как:

-  совершенствование структуры управления;

-  неуклонный рост квалификации работников;

-  сокращение численности аппарата управления;

-  повышение технической вооруженности труда;

-  совершенствование технологий управления;

- уровень совмещения профессий и должностей;

-  сокращение длительности производственного цикла;

-  повышение уровня трудовой дисциплины;

-  снижение текучести кадров;

-  сокращение потерь рабочего времени;

-  повышение ритмичности производства и т.д.

Проведенный анализ эффективности стиля управления ООО кафе «Ромашка» показал достаточную степень эффективности управления и выявил стиль управления предприятием как авторитарную форму стиля, использующую мягкое принуждение. 
 
 

ВЫВОДЫ  И РЕКОМЕДАЦИИ

В целом  можно сказать, что основной упор в руководстве должен делаться на

социально-психологические, экономические методы руководства  и на

демократичный стиль управления. Командный метод  не подходит, т.к. по-моему

мнению, нельзя заставить, чтобы новые идеи, нестандартные подходы к

бизнесу рождались по указке, только потому, что так хочет начальник.

 Опираясь  на демократический стиль, необходимо  максимально предоставить

 свободу  сотрудникам в выполнении поставленных  перед ними задач.

 Одновременно  необходимо определить контрольные  точки для проверки,                        а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой и даже попустительским стилем руководства                   подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

Как уже  было сказано, не может существовать единственного эффективного во

всех  ситуациях стиля руководства. Стиль  должен меняться, т.е. быть адаптивным. Стиль должен меняться в зависимости  от особенностей подчиненного и характера  выполняемого им задания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие, 2004

Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб: Издательство "Питер", 2000.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, Веснин В.Р.  В38 Менеджмент: Учебник. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

процесс. М.: МГУ, 2003.

Герчикова И. Н. Менеджмент / Учебник — М.: Банки  и биржи. ЮНИТИ, 2003. 

Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы   менеджмента/      Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2003.

Кнорринг  В.И. Искусство управления. - М., АСТ-Пресс, 2003.

Кнышова Е. Н. Маркетинг: Учебное пособие, 2008  

Ладанов  Н.Д.  Практический  менеджмент, - М.:"Элник", 2003.

Минцберг  Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб: Изд-во «Питер», Николаева Т.И.Менеджмент в торговле: учебное пособие / Т.И.Николаева. – М.:

2000.

Прыткин Б. В., Прыткина Л. В., Эриашвили Н. Д., Усман 3. А. Общий курс менеджмента / Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2003.

Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М. Кадры, 2000.

Шкатула В. И. Настольная книга менеджера  по кадрам М., Менеджмент и кадры, 2001. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Классификация типов структур организаций

Тип структуры Особенности структуры Упрощенная  схема структуры
1.  Линейная Планирование  работ и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя (нулевой  уровень) к производстваственным подразделениям (уровни 1,2,3 и т.д.), выполняющим управленческие функции Руководитель

2.  Функциональная Планирование  работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производстваственными подразделениями (1, 2, 3) по каждой функции
3.  Линейно-функциональная Планирование  работ осуществляют функциональные подразделения (А, Б, В), работы выполняют  производстваственные подразделения (1,2, 3). Все подразделения подчиняются  руководителю
4.  Матричная (штабная) К линейно-функциональной структуре добавляются генеральные  конструкторы или менеджеры по проектам (I, II, III и т.д.), которые отвечают за конкурентоспособность объектов. Точки  в пересечениях линий показывают открытость любых связей по вертикали и горизонтали
5.  Бригадная На предприятии (в организации) формируются комплексные  бригады из 10 — 15 чел. (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.) для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции.
6.  Дивизиональная Этот тип  структуры приемлем для диверсифицированных  концернов, подразделяющихся на производства (дивизионы) по типам продукции. Функциональные подразделения имеются как у  производстваств, так и у концерна в целом (АК, БК, ВК и т.д.)

Информация о работе Роль власти и личное влияние менеджера ПОП в условиях экономического кризиса