Роль стратегии в развитии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Менеджеры уделяют недостаточно внимания будущему предприятия. Это отмечают все руководители при оценке своего рабочего времени. Основное свое время менеджеры часто уделяют решению вчерашних проблем. Объективно это можно понять, так как сегодняшние проблемы являются итогом вчерашнего дня. Положение «белки в колесе» засасывает руководителя, и требуются усилия по организации своей деятельности, чтобы отключиться от текущих проблем и рассмотреть стратегические решения по достижению долговременных результатов. За невнимание к этим проблемам коллективы расплачиваются реальными потерями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3-4

1. Понятие, сущность и виды стратегий организации……………………….5-8

1.1 Классификация стратегий по уровням иерархии управления………..8-9

1.2. Классификация стратегий по М.Портеру……………………………9-15

1.3. Этапы процесса выбора стратегии………………………………….15-22

2.Функциональные стратегии развития предприятия (организации)……….23

2.1.Стратегия маркетинга…………………………………………………24-25

2.2.Финансовая стратегия…………………………………………………26-29

2.3.Инновационная стратегия…………………………………………….29-31

2.4.Стратегия производства………………………………………………31-33

2.5. Социальная стратегия………………………………………………...31-33

2.6. Стратегия организационных изменений……………………………33-37

3. Стратегия бизнеса компании McDonald's………………………………38-43

4. Заключение……………………………………………………………….44-46

5.Список используемой литературы…………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

     - Ограниченный рост. Эту стратегию  применяет большинство организаций  в сложившихся отраслях со  стабильной технологией. При стратегии  ограниченного роста цели развития  устанавливаются от “достигнутого”  и корректируются на изменяющиеся  условия (например, инфляцию).

     - Рост. Эта стратегия чаще всего  применяется в динамично развивающихся  отраслях с быстро меняющейся  технологией. Для нее характерно  установление ежегодного значительного  превышения уровня развития над  уровнем развития прошлого года.

     - Сокращение или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.

     - Комбинированная стратегия. Эта  стратегия представляет собой  любое сочетание рассмотренных  стратегий - ограниченного роста,  роста и сокращения. Комбинированной  стратегии придерживаются чаще всего крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.

     Каждая  их вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество  альтернативных вариантов.

     Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.

      В общем виде процесс разработки стратегии фирмы можно представить  в следующем виде (см. рис.2). 

     Рисунок 2. Процесс разработки стратегического  планирования.  

     Примечание: собственная разработка 

      Когда фирма работает несколько  лет, у нее уже сложились такие  основные ориентиры как: видение, миссия и цели. Поэтому процесс разработки стратегического плана начинается не с выработки этих основных ориентиров, а с анализа внешней и внутренней среды, т.е. сопоставления внешних угроз и возможностей с внутренними сильными и слабыми сторонами организации. Затем оценивается востребованность и происходит корректировка основных ориентиров фирмы, вырабатываются и оцениваются стратегические альтернативы, выбирается лучший вариант стратегии и  

     формализуется в стратегический план. Процесс разработки стратегического плана для вновь  созданного предприятия (см. рис.3.)  
 

     Рисунок 3. Процесс разработки стратегического  плана для вновь созданного предприятия 

     Примечание: собственная разработка

     Рассмотрим  каждый из этапов процесса стратегического  плана:

     - 1. - 2. Миссия и цели организации: 

     Видение – руководящая философия бизнеса, обоснование создания фирмы, идеальная картина будущего;

     - то состояние, которое может  быть достигнуто при самых  благоприятных условиях.

     Миссия  – более конкретный ориентир, чем  видение. Она имеет финишную черту, т.е. период времени, по истечению которого она должна быть выполнена. Она должна составлять на обозримый период времени. Миссия – это глобальная цель организации, повернутая лицом к потребителям.

     В качестве миссии нельзя принимать максимизацию прибыли, так как прибыль организации  – это ее внутренняя цель и отражает интересы только собственников фирмы. Содержание должно включать:

     -описание продукции или услуг, предлагаемых организацией на рынке;

     -характеристика рынка. Организация определяет своих потребителей, клиентов, пользователей.

     -цели организации, выражающиеся в терминах выживания, роста, доходности;

     -технология – характеристика оборудования и инноваций в области технологий;

     -философия бизнеса – базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации.

     -внешний образ организации, ее имидж перед партнерами, потребителями, инвесторами и другими контрагентами. В этой части фирма должна передавать то впечатление, которое она хочет произвести на внешний мир.

     3. Оценка и анализ внешней среды: 

     После установления своей миссии и целей  руководство должно начать диагностический анализ этап процесса стратегического планирования. Первым шагом в этом процессе является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

    • оценка изменений, которые воздействуют на разные аспекты реализации текущей стратегии;
    • оценка факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяют руководству быть готовыми к потенциальным угрозам.
    • Оценка факторов, представляющих дополнительные возможности для достижения общефирменных целей при соответствующей корректировке планов.
    • Грамотный анализ внешней среды дает для организации время для подготовки к использованию спрогнозированных возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности.

     С точки зрения оценки этих угроз и  возможностей роль анализа внешней  среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три вопроса:

      • где сейчас находится организация?
      • где, по мнению руководства, должна находиться организация в будущем?
      • что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

     Угрозы  и возможности, с которыми сталкивается организация, можно объединить в  семь областей факторов:

        • экономические факторы (текущее и прогнозируемое состояние экономики);
        • политические факторы (законодательные основы и тенденции их изменения, политическая расстановка сил сейчас и в будущем);
        • рыночные факторы. Например, на рынке товаров народного потребления: демографические условия, жизненные циклы различных изделий и услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.
        • технологические факторы. Анализ технологических изменений во внешней среде может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг, успехи в технологии средств связи.
        • Международные факторы. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым ресурсам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. В свете выбранной стратегии конкурентов собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.
        • -факторы конкуренции. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов.
        • Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношение и нравы общества. К некоторым наиболее важным в настоящее время факторам М.Х. Мескон относит преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движение в сторону защиты прав потребителей.

     4. Управленческое обследование внутренних  сильных и слабых сторон:

     Управленческое  обследование представляет методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для определения того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также для выявления внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы связанные с внешними опасностями.

     С целью упрощения в управленческое обследование предлагают включить пять функций: маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, а также культура и образ фирмы.

     После проведения оценки внутренних факторов по степени силы и взвешивания  их по степени важности, руководство определяет зоны, которые требуют немедленного внимания, зоны, которые могут подождать, и те зоны, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Функциональные  стратегии развития предприятия (организации) 

Функциональные  стратегии разрабатываются соответствующими

подразделениями предприятия (организации). В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров, поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и просто противоречат друг другу. Искусство руководства предприятием заключается в том, чтобы заставить функциональные подразделения сбалансировать и скоординировать разрабатываемые ими стратегии. Достигаться это может двумя основными путями: во-первых, руководители функциональных служб предприятия (организации) участвуют в обосновании и разработке базовой стратегии предприятия; во-вторых, процесс разработки окончательной стратегии развития предприятия должен быть многоступенчатым, включая этап согласования и координации.

Предприятие должно разрабатывать следующие основные виды функциональных стратегий:

1) стратегию  маркетинга

2) финансовую  стратегию

3) инновационную  стратегию

4) стратегию  производства

5) социальную  стратегию

6) стратегию  организационных изменений 
 
 
 
 
 

2.1. Стратегия маркетинга 
 

Стратегия маркетинга рассматривается в зарубежной литературе как

одна  из ведущих функциональных стратегий  развития предприятия.

Более того, многие маркетологи часто отожествляют стратегию маркетинга со стратегическим планом развития предприятия 4.

Важность  маркетинговой стратегии обусловлена  тем обстоятельством, что маркетинг обеспечивает информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Вследствие чего непосредственное функционирование маркетинга тесно связано с другими подсистемами управления деятельностью предприятия.

Основу  маркетинга составляет процесс непрерывного сбора, анализа и оценки информации, в первую очередь о состоянии рынка. Практически невозможно эффективно управлять маркетинговой деятельностью без постоянно обновляемой и достоверной информации. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке (требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией), а также за созданием новых изделий, введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть. Маркетинговая деятельность предприятия дает возможность лучше ориентироваться в конкретной рыночной среде.

В соответствии с этим в процессе обоснования и разработки маркетинговой стратегии предприятия решаются три взаимосвязанные

задачи:

• разработка комплекса маркетинговых мероприятий (разработка новых видов продукции; создание альянсов, дифференциация рыночной политики; диверсификация производства; преодоление барьеров при вступлении на рынок и т. п.);

• адаптация  деятельности предприятия к изменениям внешней среды (учет культурной специфики в контактах с общественностью, социальной ситуации в стране, экономической конъюнктуры и т. п.);

• обеспечение  адекватности маркетинговой политики предприятия меняющимся потребностям клиентов (изменение номенклатуры производимых товаров и услуг; знание потребностей клиентов).

Стратегия маркетинга, или маркетинговая стратегия  развития

предприятия представляет собой совокупность направлений его деятельности на рынке и принятия решений, ориентирующих отдельные

Информация о работе Роль стратегии в развитии организации