Риск-менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследование организации риск-менеджмента предприятия и системы минимизации риска, предвидеть ее возможности и перспективы, а так же разработка своевременного и оперативного совершенствования по управлению рисками.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты риск-менеджмента на предприятии
1.1 Сущность риск-менеджмента
1.2 Виды рисков
1.3 Способы оценки степени рисков
1.4 Управление рисками
2.Анализ риск - менеджмента на предприятии ООО « ПО АРИОН»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Система управления рисками на предприятии ООО «ПО АРИОН»
2.3Оценка риска предприятия ООО «ПО АРИОН» ПОЧЕМУ ОЦЕНКА РИСКА? ВЕДЬ ВЫ ДОЛЖНЫ АНАЛИЗИРОВАТЬ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ НА ЭТОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ВЫ ЖЕ НЕ РИСКИ ИЗУЧАЕТЕ ,А РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ!!!
2.4Выявление слабых и сильных сторон ООО « ПО АРИОН»
ЧТО КАСАЕТСЯ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН, ТО ЗДЕСЬ ТОЖЕ НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНО, В ПОДПУНКТЕ 2.2 ВЫ АНАЛИЗИРУЕТЕ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, ДАЛЕЕ ВЫ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ТОЖЕ О НЕЙ, О ЕЕ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ, ТО ЕСТЬ КАКИЕ НЕДОСТАТКИ В НЕЙ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ
3.Рекомендации по совершенствование риск-менеджмента
на ООО « ПО АРИОН»
3.1Способы минимизации рисков ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ОПЯТЬ СПОБОБЫ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ, ПОДПУКТ 3.2 У ВАС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДПУНКТОМ 3.1, А ДАЛЕЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДПУНКТ 3.2 «РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФЕКТА ОТ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
3.2Разработка рекомендации по совершенствованию риска менеджмента в ООО «ПО АРИОН».
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по риск-менеджменту.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

 

В нашей ситуации мы наблюдаем, что  в 2011 году ООО «ПО «АРИОН» имело кризисно неустойчивое финансовое состояние.

 

 

2.2. Система управления рисками на предприятии ООО «ПО АРИОН»

 

На текущий момент нет комплексного подхода к управлению рисками. Процесс  выявления и управления рисками  происходит на интуитивном уровне руководством предприятия. Нет отдельной структуры, занимающейся управлением рисками. Также не существует официального документа, регулирующего процесс управления рисками.

Тем не менее, нельзя однозначно утверждать, что сам процесс управления рисками  в ООО «ПО «АРИОН» не осуществляется. В качестве основных вероятных рисков руководство организации рассматривает риски, возникающие в процессе производственной деятельности предприятия, а также риски, связанные с реализацией продукции.

Наиболее существенное влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности ООО «ПО «АРИОН» оказывает производственный риск. В рамках данного риска руководство выделяет риск поставки некачественного сырья. Организация успешно борется с данным видом риска. Чаще всего генеральный директор сам лично принимает поставляемое сырье и материалы. Если приходит некачественное сырье, то оно фотографируется и затем отправляется на склад на временное хранение, пока не договорятся с поставщиком по поводу замены или возврата денежных средств. Порядок возврата некачественного сырья прописывается в договоре на поставку. Обычно данная проблема решается в течение 2-4 дней. Практически все бракованное сырье и материалы выявляются до начала производственного процесса. Частота данной проблемы колеблется от 2-3 раз в месяц до  одного раза в 4-5 месяцев.

Предприятие обладает большим количеством по площади недвижимым имуществом, хотя занимает под производство и офисы небольшую часть от всей площади, содержание недвижимости обходится дорого (налог на имущество и коммунальные платежи). Поэтому организация сдает в аренду офисы и часть производственных площадей, включая склады. Однако доля неиспользуемых помещений остается еще высоким (около 20%).

Оборудование в основном у предприятия 20-летней давности, хотя несколько машин  удалось купить за последние 5-6 лет. Поэтому большая сумма уходит на ремонт оборудования.

Выход из строя оборудования в основном происходит из-за износа оборудования, в меньшей степени  из-за резкого  колебания напряжения в электросети, несоблюдения норм эксплуатации оборудования. Совокупные потери от данного вида риска составляют около 250000 рублей.

Для уменьшения  вероятности поломки  оборудования организация принимает  следующие меры:

ведет работы с оборудованием через  сетевой фильтр, стабилизирующий  напряжение;

ознакамливает работников предприятия  с нормами эксплуатации оборудования;

периодически производит осмотр оборудования и заменяет износившиеся детали.

Такого рода профилактические мероприятия позволяют существенно уменьшить сумму понесенного ущерба, однако свести к минимуму этот риск не получается (сказывается возраст оборудования).

Генеральный директор выделяет такую  специфическую проблему в организации  как текучесть кадров среди зрячих работников. За год их состав обновляется  примерно на треть. Данные сотрудники испытывают проблемы с адаптацией к  работе среди инвалидов.

К основным методам управления рисками  в ООО «ПО «АРИОН» относится метод сокращения риска, подразумевающий определенную последовательность действий, приводящих уменьшению предполагаемого ущерба. Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет предприятию использовать такие виды передачи риска, как страхование и факторинг.

Организация распределяет общий риск путем сотрудничества с другими  участниками, заинтересованными в  успехе общего дела.

Следующим методом диссипации риска, применяемым на исследуемом предприятии являются различные варианты диверсификации. Так предприятие занимается несколькими видами деятельности. В зависимости от качественных характеристик цена может значительно меняться. Таким образом, ориентируется на потребителей с разными финансовыми возможностями.

Местоположение потребителей также  различается. Кроме того, организация  сотрудничает с промышленными предприятиями, оказывая производственные услуги по сборке электротехнических и других изделий.

Однако четкой сегментации потребителей предприятие не проводит.

Можно также отметить, что на данном предприятии используется диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость  предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.

Помимо методов диссипации риска  рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени  риска как самострахование. На предприятии  создан резервный фонд. Создание подобных фондов особенно актуально в условиях кризиса неплатежей. Однако размер резервного фонда является недостаточным по сравнению с возможными потерями в результате возникновения просроченной дебиторской задолженности, неисполнения договора или возникновения непредвиденных расходов.

Кроме вышеперечисленных методов  используется один из приемов компенсации  риска – «мониторинг социально-экономической  и нормативно-правовой среды».

Таким образом, руководство ООО  «ПО «АРИОН» осознает необходимость в управлении рисками, влияющими на деятельность организации, и стремится повысить эффективность управления рисками, но уйти от всех рисков у организации пока не получается.

Таким образом, основными  рисками, которые наиболее часто  встречаются в организации, являются:коммерческий риск (проблемы со сбытом продукции, возврат продукции, возможные колебания спроса на некоторые виды выпускаемой продукции), производственный риск (выход из строя оборудования), социальный риск (текучесть кадров [среди зрячих работников организации]).

 

 

2.3. Оценка риска предприятия

 

Анализ финансовых рисков проводится главным экономистом в процессе ежегодной подготовки бизнес-плана  предприятия на следующий год.

Для того чтобы оценить  риск и принять управленческое решение, необходимо собрать информацию о  носителе опасности. Выявление риска включает два основных этапа: сбор информации и выявление опасностей. Для этого на предприятии был составлен опросник для выявления производственных рисков (прил.1).

Рассмотрим один  из наиболее существенных на данном предприятии рисков – риск невостребованности продукции. Данный вид риска относится к коммерческому риску.

Анализ невостребованности продукции на нашем предприятии 
показал, что ее доля составляет от 6 до 50 процентов от произведенной продукции, что отрицательно сказывается на результатах производственно-хозяйственной деятельности ООО «ПО «АРИОН».

Существующий объем  продаж не может удовлетворить руководство предприятия. От 10 до 40% продукции возвращается на предприятие. Данные об отгрузке и возврате продукции приведены в табл. 2.5.

Таблица 2.5. Данные об отгрузке и возврате детского ассортимента с 1.01.2011 по 01.05.2011 года

№ п/п

Наименование магазина

Отгрузка

Возраст

 

 

Кол.. Ед.

Сумма Руб.

Кол. Ед.

Сумма Руб.

1

2

3

4

5

6

1

ЗАО «Виктория»

101

116145

65

25689

2

ПБОЮЛ Подорожный В.А.

167

48985

17

8050

3

ООО Торговый центр ПБОЮЛ Александровой

105

44069

49

30085

4

ЗАО ТД «Смена - ДТ»

94

34840

46

17935

5

Магазин «Белый парус»

128

43270

12

5900

6

ООО «Серия» 

16

7960

25

12143

7

ООО Фирма «Надежда» 

48

19235

8

4404

8

ТОО «Дарина»

49

19464

6

3500

9

ООО «Уют»

39

15344

12

7325

10

ООО «Сеол»

38

13457

16

9275

11

ООО «Солнечный» 

68

31048

12

4935

12

ООО«Крепкий сон»

159

68400

25

9105

13

ООО «Лето»

96

35286

12

7325

14

ООО «Тон» 

61

28830

36

19660


 

Как видно из табл. 2.5, предприятие направляет свою продукцию в 36 магазинов, в 14 магазинах продукция не была реализована полностью. Возврат составил от 10 до 40% принятой к реализации продукции. Кроме того, следует отметить, что складские запасы готовой продукции в отдельные периоды превышают норматив.

Такое положение требует особого  внимания к изучению факторов, определяющих невостребованность продукции. Выявление  этих факторов, определение их значимости позволит разработать меры по минимизации, риска невостребованности продукции.

При построении причинно-следственной схемы факторов невостребованности продукции используется подход «от  обратного», сущность которого заключается  в том, что выявляются факторы, обеспечивающие полную востребованность продукции, когда  управленческое решение об ассортименте и объемах выпуска конкретных изделий принимается специалистами при условии полной исходной информации по каждому изделию. Факторы представлены над стрелками в схеме рис. 2.2.

 

 

Рис. 2.2. Причинно-следственная зависимость рисков невостребованности продукции

 

На   втором   этапе   исследования   была   определена   значимость факторов, на основании опроса по специально разработанным анкетам. Исследование проводилось на ООО «ПО «АРИОН» (образец одной из анкет приведен в прил.). Анкета содержала два вопроса.

По первому вопросу необходимо было определить важность проработки перечисленных направлений для  снижения риска невостребованности продукции. Второй вопрос был связан с оценкой уровня разработки на данном предприятии.

Средние    балльные    оценки    значимости    каждого    фактора    и ранжирование факторов приведены в табл. 2.7.

Таблица 2.7.Средняя балльная оценка и ранжирование факторов ООО «ПО «АРИОН»

 

№ п/п

Факторы, снижающие риск

невостребованности

продукции

Оценка

1

вопроса

Ранг

Оценка 2 вопроса

Ранг

1

Изучение спроса

4,9

1

3,76

1

2

Прогнозирование     объемов продаж

4,67

2

3,52

2

3

Организация рекламы

4,48

3

3,29

3

4

Оценка

конкурентоспособности

продукции

4,43

4

3,05

4

5

Каналы сбыта

4,29

5

3,05

5

6

Снабжение

4,14

6

2,95

6

7

Ценовая политика

4,1

7

2,57

7

8

Качество продукции

4,0

8

2,52

8

9

Неплатежеспособности  потребителя

3,43

9

2,48

9


 

Фактическое состояние  факторов на предприятии, как это  видно из оценки второго вопроса анкеты, весьма низкое.

В табл. 2.6 приведены данные по производству и объему продаж зимних рабочих комбинезонов. Как видно из данных табл. 2.8, невостребованность костюмов за 24 месяца составляет 863 ед. или 13,9% .

Таблица 2.8.Производство и объем продаж зимних рабочих комбинезонов ООО «ПО «АРИОН»

Месяц, год

Производство, шт.

Продажа, шт.

1

2

3

2009 август

150

85

Сентябрь

200

220

Октябрь

306

382

Ноябрь

396

424

Декабрь

480

510

2010 январь

600

500

Февраль

480

400

Март

430

200

Апрель

200

70

Май

100

40

Июнь

50

40

Июль

52

40

Август

52

62

Сентябрь

180

210

Октябрь

400

420

Ноябрь

540

400

Декабрь

550

500

2011 январь

500

382

Февраль

350

180

Март

230

110

Апрель

180

50

Май

80

40

Июнь

80

50

Июль

90

58

Август

200

160

Итого

6396

5533


 

Графики данных табл. 2.8 приведены на рис. 2.3. Как видно из графика, в летние месяцы спрос превышает предложение, а в зимние месяцы производство существенно превышает спрос. Это свидетельствует о неадекватности принимаемых решений по планированию производственной программы спросу.

Рис. 2.3. Временные ряды производства и продаж комбинезонов рабочих

 

Анализ данных, приведенных  в табл. 2.8, в блоке модуля временных рядов в системе  позволил выявить, что сезонные индексы продаж и выпуска продукции практически совпадают, однако имеется определенные отличия, что также позволяет делать предложение о наличии лага.

Информация о работе Риск-менеджмент