Риск-менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследование организации риск-менеджмента предприятия и системы минимизации риска, предвидеть ее возможности и перспективы, а так же разработка своевременного и оперативного совершенствования по управлению рисками.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты риск-менеджмента на предприятии
1.1 Сущность риск-менеджмента
1.2 Виды рисков
1.3 Способы оценки степени рисков
1.4 Управление рисками
2.Анализ риск - менеджмента на предприятии ООО « ПО АРИОН»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Система управления рисками на предприятии ООО «ПО АРИОН»
2.3Оценка риска предприятия ООО «ПО АРИОН» ПОЧЕМУ ОЦЕНКА РИСКА? ВЕДЬ ВЫ ДОЛЖНЫ АНАЛИЗИРОВАТЬ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ НА ЭТОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ВЫ ЖЕ НЕ РИСКИ ИЗУЧАЕТЕ ,А РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ!!!
2.4Выявление слабых и сильных сторон ООО « ПО АРИОН»
ЧТО КАСАЕТСЯ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН, ТО ЗДЕСЬ ТОЖЕ НЕ ОЧЕНЬ ПОНЯТНО, В ПОДПУНКТЕ 2.2 ВЫ АНАЛИЗИРУЕТЕ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, ДАЛЕЕ ВЫ ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ТОЖЕ О НЕЙ, О ЕЕ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ, ТО ЕСТЬ КАКИЕ НЕДОСТАТКИ В НЕЙ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ
3.Рекомендации по совершенствование риск-менеджмента
на ООО « ПО АРИОН»
3.1Способы минимизации рисков ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ОПЯТЬ СПОБОБЫ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ, ПОДПУКТ 3.2 У ВАС ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДПУНКТОМ 3.1, А ДАЛЕЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДПУНКТ 3.2 «РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФЕКТА ОТ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»
3.2Разработка рекомендации по совершенствованию риска менеджмента в ООО «ПО АРИОН».
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по риск-менеджменту.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Самострахование означает, что предприниматель  предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Самострахование логично, когда стоимость  страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего  бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В таблице 1.1. и в таблице 1.2 представлены способы уменьшения негативных последствий от различных видов риска, с которыми может столкнуться предприниматель.

Таблица 1.1Различные  виды риска, не связанные со страхованием

Вид риска

Способ уменьшения негативных последствий

Коммерческий риск

Правильное определение допустимого уровня соотношения финансовых коэффициентов. Правильный выбор способов повышения прогнозируемой рентабельности инвестиций в данный проект

Риск неоптимального распределения  ресурсов

Четкое и правильное определение  приоритетов при распределении  ресурсов в зависимости от их наличия. Правильные и четкие маркетинговые исследования для определения точного количества производимых продуктов. Использование матричной методики

Экономические колебания и изменения  вкуса клиентов

Эффективное прогнозирование и  планирование

Действия конкурентов 

Активная деятельность по изучению и предвидению возможных действий конкурентов и их учет в маркетинговой  и производственной деятельности

Недовольство работников, что может  привести к их уходу или забастовкам 

Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих, учет их требований и просьб, проблемы мотиваций, создание благоприятной психологической обстановки и т. д.

Финансовый риск, связанный с  пассивностью капиталов, с одновременным  размещением больших средств в одном проекте и т.д.

Правильное управление финансами, своевременное размещение пассивных  средств в приносящие прибыли  проекты или предоставление выгодных кредитов. Главное, чтобы капитал  не лежал «мертвым грузом», а работал. Передача части риска другом фирмам путем их подключения к участию в финансировании дорогостоящих и рискованных проектов, использование венчурного капитала

Ошибки менеджеров

Более тщательная система контроля и проверки, оправданного дублирования, особенно в ответственных узловых звеньях бизнеса, когда ошибка менеджера может очень дорого стоить. В этой связи полезно моделирование возможных финансовых последствий ошибок при выполнении наиболее дорогостоящих проектов

Изменения цен, спроса, уровня прибыли

Более тщательное прогнозирование. Хеджирование и другие способы смягчения последствий риска

Риск неправильно выбранного проекта

Тщательная проверка всех аргументов «за» и «против». Использование компьютерного  моделирования для более точного  просчета вариантов в случае особой сложности проектов

Непредвиденные политические события, имеющие тяжелые последствия  для данного бизнеса

Это не всегда можно предвидеть и  невозможно застраховать. Но это необходимо учитывать как форс-мажорное обстоятельство, то есть иметь какие-10 жизненные и психологические схемы

Непредвиденные экономические  потрясения и стихийные бедствия, экологические катастрофы

Это должно быть учтено как форс-мажорное обстоятельство

Национальные и межнациональные  волнения

Это можно учесть и предвидеть. Избежать тяжелых последствий можно с помощью правильной работы по связям с общественностью с учетом национально-психологических условий в данной местности

Непредвиденные правительственные  постановления (об изменениях в законах, ценах, налогах и т. д.)

В России это имеет особенно важное значение. Поэтому необходимо тщательно изучать подзаконные акты по основным законам, а также внимательно следить за ситуацией. Абсолютно непредвиденных постановлений не бывает. Они готовятся заранее после обработки общественного мнения

Риск уничтожения имущества, стоимость  которого невелика по сравнению с  финансовыми параметрами всей фирмы

Самострахование с помощью внутренних мер

Риск уничтожения большого количества однотипного имущества

Самострахование


 

Таблица 1.2. Различные  виды риска, которые целесообразно страховать с помощью страховых компаний

Вид риска

Способ уменьшения негативных последствий

Пожар и другое стихийные бедствия

Страхование сумм вероятных убытков

Автомобильные аварии

Страхование автомобиля

Риск уничтожения или порчи груза при транспортировке

Страхование стоимости груза (морская, авиационная и другое виды транспортной страховки)

Риск от небрежности работников фирмы

Страхование стоимости возможных  убытков от небрежности работников

Риск от вероятной нечестности служащих, что может нанести материальный и моральный ущерб фирме

Приобретение в страховой компании бондов «честности» 

Риск невыполнения обязательств одним  из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего  проекта

Приобретение бондов «гарантии»

Риск приостановки деловой активности фирмы (разные причины)

Страхование суммы возможных потерь за весь период остановки бизнеса 

Риск от возможной смерти или  заболевания руководителя, ведущего работника фирмы, от интеллектуальной или другой квалифицированной деятельности которых зависит успех фирмы

Страхование на сумму возможных  убытков. Это особенно важно в  наиболее ответственный период

Риск в связи с возможным  заболеванием, смертью или несчастным случаем с работником

Страхование в страховых компаниях


При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов  означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить  его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и  затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Вопрос о выборе оптимальной  политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением.

Однако, ввиду значительных информационных требований этот принцип трудно реализуем  на практике. Фактически применяются  более простые критерии, например, критерий минимума затрат на мероприятия  по снижению риска до приемлемого  уровня.

В конкретных случаях выбор средств снижения риска зависит от возможностей его предсказания. Так, известные, часто встречающиеся риски могут быть снижены с помощью специально разрабатываемых превентивных мер. Например, риск потери части активов предприятия вследствие хищений может быть снижен за счет установления сигнализации на складах, улучшения действующей системы учета и контроля за хранением и использованием материальных ценностей.

Предвидимые, но плохо контролируемые риски могут быть снижены за счет диверсификации производства и использования резервной системы поставки ресурсов.

Каждый из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков. В качестве ориентира при выборе средств снижения риска используют специальные схемы, подобные нижеприведенной.

Таблица 1.3.Схема  для выбора средств снижения риска

Возможные потери прибыли, ресурсов

Вероятность возникновения кризисной  ситуации

высокая

средняя

низкая

1. Сравнимы с суммой активов  проекта

отвергнуть проект

отвергнуть проект

анализ путей снижения риска

2. Не превышает суммы расчетной  выручки

превентивные меры

страхование риска

страхование риска

3.Не превышает суммы расчетной  прибыли

превентивные меры

применение политики резервирования, самострахования


 

Завершающим этапом в анализе средств  снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта .

Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска  проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.

Для принятия оптимального решения  по управлению риском важно иметь  четкую информацию о том, какой объект подвергается риску. Прежде чем оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Данный процесс называется выявлением риска и включает два основных этапа:

1) сбор информации о структуре объекта риска;

2) выявление опасностей или инцидентов.

Опасность является одним из факторов риска, но не единственным. Риск представляет собой наступление определенного  события. Каждое неблагоприятное событие  обладает такими свойствами, как  вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении. Ущерб — это ухудшение или потеря свойств объекта. В качестве объекта, обладающего риском, могут выступать: человек (персонал, руководитель предприятия, население), имущество (различные объекты, информация, нематериальные активы) и имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). Риск определяется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютная величина риска — это возможные потери в материально-вещественном или стоимостном выражении. Для определения относительной величины риска возможные потери относят к некоторой базе, в качестве которой целесообразно принимать стоимость основных и оборотных средств предприятия, или общие затраты, или ожидаемый доход.

Для определения источников риска  и его видов необходимо наличие  надежного информационного обеспечения. Вся информация о характеристиках  отдельных рисков может быть получена из различных источников: разовых  и постоянных, официальных и неофициальных, приобретенных и полученных, достоверных и сомнительных и др. В то же время, информация, используемая в риск-менеджменте, должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной.

 

Источники информации


 

 

Внутренние

 

Внешние


 

 

Данные производственного процесса

Бухгалтерский учет и отчетность

Материалы ревизий и аудита

Данные маркетинговых исследований

Личный опыт руководителя

Каталог факторов риска

 

Статистические данные

Прогнозная информация

Экономическая, политическая, демографическая ситуация

Сведения о конкурентах, партнерах, поставщиках, потребителях в СМИ


Рис. 1.5 Источники информации 

Каждое предприятие имеет свою информационную среду для определения  источников хозяйственного риска, и  одна из функций риск-менеджера как раз и заключаются в своевременном выявлении, группировке и ранжировании опасностей.

Важной составной частью организации  работ по сбору информации и выявлению  рисков является разработка специальной  программы по контролю и выявлению  новых рисков, которая имеет собственный бюджет и экономическое обоснование.

Итак, к основным методам получения исходной информации и выявления опасностей относятся:

1. Опросные листы. Существует два типа — стандартизированные и специализированные. Стандартизированные, или универсальные,листы разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных и применимы для большинства предприятий. Опросный лист включает несколько разделов, каждый из которых содержит перечень вопросов, позволяющих составить полное представление о структуре и количественных показателях описываемого объекта. Специализированные опросные листы разрабатываются для конкретных видов деятельности и стимулируют респондентов выявлять характерные для них особенности рисков.

2. Структурные диаграммы, позволяющие выявлять, прежде всего, внутренние риски, связаные с качеством менеджмента, маркетинга, организацией работы и т.д. Структурные диаграммы описывают особенности структуры предприятия и зависят от сложившегося типа управления и принципов разделения функций. В основном структурные диаграммы предоставляют возможность выявления внутренних рисков, таких как дублирование функций одного отдела другими, зависимость и концентрация, а также позволяют определить отсутствие или недостаточность хорошо налаженных связей между подразделениями.

3. Карты потоков или потоковые  диаграммы выявляют основные опасности производственного процесса и позволяют примерно оценить надежность и устойчивость узловых элементов производства. В то же время, без привлечения дополнительных источников информации потоковые диаграммы не дают возможности определить степень вероятности наступления риска. Виды карт потоков делятся на три группы: описывающие отдельный технологический процесс внутри предприятия; совокупность производственных процессов и элементов управления; технологическую цепочку, в которой предприятие является отдельным звеном.

4. Инспектирование дает возможность получения дополнительной информации и проверки ее достоверности и полноты на местах. Существует практика неожиданных инспекций объектов и заблаговременного извещения.В любом случае при планировании посещения объекта прежде всего необходимо четко определить перечень задач и вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе прямой инспекции. После предварительной оценки задач и учета различных особых факторов составляется программа посещения объекта, содержащая логическую схему выявления рисков, которая позволяет не упустить что-либо существенное. Все результаты инспекции оформляются в виде отчета, в котором указывается цель обследования, дата и место проведения, краткое содержание, результаты, заключение. Эффективность инспекции зависит от умения риск-менеджера отмечать важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов или специалистами, осуществляющими определенные технологические операции.

Информация о работе Риск-менеджмент