Реформы Петра I по совершенствованию управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 02:25, курсовая работа

Описание работы

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 – 28 января (8 февраля) 1725) – царь Московский из династии Романовых и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Содержание

Введение
Глава 1. Сенат - высшее правительственное учреждение
§1. Учреждение Сената
§2. Начало реорганизации Сената
§3. Появление новых должностных лиц в Сенате
Глава 2. Создание коллегий
§1. Подготовка к проведению реформы
§2. Организация коллегий
§3. Генеральный и Адмиралтейский регламенты
§4. Образование Синода. Духовный регламент
Глава 3. Учреждение прокуратуры
§1. Должностные лица прокуратуры
§2. Функции прокуратуры
Глава 4. Другие высшие государственные институты России в XVIII столетии
§1. Учреждение института фискалов
§2. Главный магистрат. Преображенский приказ и Тайная канцелярия
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Менеджмент.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Создание  Главного магистрата явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения (после Бурмистерской палаты). Подчинялся непосредственно царю и Сенату. Во главе Главного магистрата стоял обер-президент из дворян; магистратское правление состояло из крупнейших купцов. 16 января 1721 был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата, определивший его функции. По Регламенту Главного магистрата горожане делились на «регулярных граждан» (входивших в гильдии и цехи) и «подлых» (находившихся «в наймах» и «чёрных работах»), на местах учреждались Городовые магистраты. Главный магистрат руководил городовыми магистратами, координировал работу всех магистратов и являлся для них судебной апелляционной инстанцией (рассматривал апелляции на их судебные решения). В его ведении находились торговые, ремесленные и другие права горожан.

     Преображенский  приказ – центральное государственное учреждение России.

     Преображенский  приказ создан Петром I в 1686 в подмосковном селе Преображенском; ведал охраной порядка в Москве, расследовал особо важные судебные дела и др. С 1697 получил исключительное право следствия и суда по политическим преступлениям. Находился в непосредственном ведении царя. Сначала представлял род особой канцелярии государя, созданной для управления Преображенским и Семёновским полками. Использовался Петром в качестве политического органа в борьбе за власть с царевной Софьей. Название «Преображенский приказ» в ходу с 1695 года; с того же времени в его ведении охрана общественного порядка в Москве и наиболее значимые судебные дела. Однако в указе 1702 года вместо «Преображенского приказа» именуются съезжая изба в Преображенском и генеральный двор в Преображенском. Кроме дел по управлению первыми гвардейскими полками, Преображенскому приказу предоставлено было заведовать продажей табака, а в 1702 году необходимо было присылать в приказ всех, которые будут сказывать за собой «Слово и дело государево» (то есть обвинять кого-либо в государственном преступлении). Преображенский приказ находился в непосредственном ведении царя и управлялся князем Ф. Ю. Ромодановским (до 1717 года; после смерти Ф. Ю. Ромодановского – его сыном И. Ф. Ромодановским). Впоследствии приказ получил исключительное право на ведение дел о политических преступлениях или, как они тогда назывались, «против первых двух пунктов».

     Тайная  канцелярия – центральное государственное учреждение Российской империи, орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. В первые годы существовала параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции. Эта секретная служба занималась политическими антигосударственными преступлениями.

     Тайная  канцелярия была создана Петром I в феврале 1718 г. для ведения следствия по делу царевича Алексея Петровича. Располагалась в Петропавловской крепости в Петербурге. В Москве находилось ее отделение. Впоследствии в ведение Тайной канцелярии перешли следствие и суд по важнейшим политическим делам (покушение на царя, попытка переворота, государственная измена, дела о раскольниках и т.п.). Следствие в Тайной канцелярии проходило обычно с применением самых жестоких пыток.

     С 1725 года тайная канцелярия занималась и уголовными делами, которыми ведал А.И. Ушаков. Но при малом количестве людей (под его началом было не более десяти человек, прозванных экспедиторами тайной канцелярии) охватить все уголовные дела такому отделению было не под силу. При тогдашнем порядке расследования этих преступлений колодники, уличенные в каком-либо уголовном преступлении, могли по желанию продлить свой процесс, сказав «слово и дело» и совершив донос; они немедленно забирались в Преображенский приказ вместе с оговорёнными, причем очень часто оговаривались люди, не совершившие никакого преступления, но на которых доносчики имели злобу. Основное направление деятельности приказа – преследование участников антикрепостнических выступлений (около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I.

     Тайная  канцелярия имела те же предметы ведомства, как и Преображенский приказ в Москве, и также управлялась И. Ф. Ромодановским. Ведомство создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем ему были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно. Руководство Тайной канцелярией, также как и Преображенским приказом, осуществлялось Петром I, который нередко присутствовал при допросах и пытках политических преступников.

     Тайная  канцелярия упразднена в 1726 году, восстановлена в 1731 году как Канцелярия тайных и розыскных дел. Это было центральное государственное учреждение. После роспуска Тайной канцелярии она возобновила работу уже как Канцелярия тайных и розыскных дел под руководством А.И. Ушакова. К компетенции канцелярии отнесено следствие по преступлению «первых двух пунктов» Государственных преступлений (они означали «Слово и дело государево». 1-ый пункт определял, «ежели кто каким измышлениям начнет мыслить на императорское здоровье злое дело или персону и честь злыми и вредительными словами поносить», а 2-ой говорил «о бунте и измене»). Главным орудием следствия были пытки и допросы с «пристрастием». Упразднена Канцелярия тайных и розыскных дел манифестом императора Петра III (1762), одновременно запрещено «Слово и дело государево».

     Итак, борьба с государственной изменой, самозванцами и шпионами была только частью работы тайной канцелярии - главной их заботой были оскорбления личности государя и всевозможные «непристойные слова» в адрес властей.

     В начале царствования Екатерины I Преображенский приказ, сохраняя тот же круг действий, получил название Преображенской канцелярии. Последняя существовала до 1729 года, когда была упразднена Петром II при увольнении в отставку князя Ромодановского; из подведомственных канцелярии дел более важные были переданы в Верховный тайный совет, менее важные – в Сенат.

 

      Заключение 

     XVIII век был эпохой радикального  изменения многих сторон жизни  русского народа. С царствованием  Петра I наступает период так  называемой «европеизации» России. По образцу западноевропейских государств строится политическая жизнь страны, ее хозяйство. Энергично внедряются западноевропейские формы культуры. Хотя в России со многими из этих явлений западноевропейской жизни начали знакомиться еще в XVII веке, при Петре I все они стали насаждаться сверху – насильственно и немедленно. Предпринятая при этом ничем не обоснованная ломка культурных национальных традиций и форм государственной жизни указывает на одну из уязвимых сторон Петровской реформы.

     Главную роль в системе управления играл  сам царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия – Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

     Одна  из особенностей всех действий Петра  состояла в том, что он умел придать  демонстративный характер не только своей собственной фигуре, но и всему тому, что он делал. То, что ему, бесспорно, принадлежит – это смена всей «знаковой системы» Древней Руси. Он переодел армию, он переодел народ, сменил столицу, демонстративно перенеся ее на Запад. Также сменил церковнославянский шрифт на гражданский, он нарушил прежние представления о «благочестивом» царе и степенном укладе царского двора. Он разрушил церемониальность и степенность, заведя иные темпы жизни, создал новые представления и о времени, и о пространстве.

     Петр сознательно стремился к тому, чтобы оборвать все связи со старой Россией. Сохранившимся устоям он придавал отличные от прежних формы.

     Карамзин  в речи, произнесенной в 1818 году в  Российской академии, говорил: «Петр  Великий, могучею рукою своею, преобразовав отечество, сделал нас подобными европейцам, жалобы бесполезны. Связь между умами древних и новейших россиян прервалась навеки».

     Можно сделать только два очевидных  вывода: во-первых, накануне реформ Петра «ветер истории» дул уже в направлении преобразований, во всех сферах жизни русского общества проявился кризис, который требовал своего разрешения. Во-вторых, из всех возможных вариантов реформ Петр избрал вариант самый жесткий, бескомпромиссный и самый болезненный для русского общества.

     Несомненно, многое из того, что возникло или усилилось при Петре Великом, в ходе его реформ, существовало и до него. Это и самодержавие, которое, как зеницу ока, берегли все властители – умные и глупые, сильные и слабые. Это и крепостное право, которое столетиями разлагало русское общество изнутри, было постоянным, катастрофическим для национального самочувствия унижением человеческого достоинства, надругательством над личностью. Это и отсутствие частной собственности в России на протяжении столетий. Ведь в России всем владел государь, в любой момент он мог лишить имущества, свободы и жизни любого из своих подданных. Как тогда говорили «отписать на себя без поворота». В России ничего не принадлежало отдельному человеку, ибо только государь волен распоряжаться жизнью и смертью подданного.

     Но, все-таки, рассмотрим те новые черты  и явления, которые возникли при  Петре и повлияли на последующую русскую историю.

     Конечно, самое сложное в наследии Петра – это проблема сближения с Западом, восприятие его достижений и ценностей. Как известно, Петр решал эту проблему однозначно: или мы останемся чуждыми образованию, слабой нацией, или мы вольемся в семью просвещенных народов, войдем в общую культурную среду, достигнем их благополучия и комфорта, станем, как и они, вершителями судьбы мира.

     Не  трудно понять, что в основе стремлений Петра были и нам близкие идеи просвещения, веры в разум человека – творца собственной жизни. В желаниях Петра отражены естественное стремление русских людей жить по-человечески, в благополучии, чистоте, честности, порядке. Здесь была заложена и благородная цель достижения «общего блага», и такое понятное для молодой нации стремление к осознанию собственной национальной полноценности.

     Петр считал, что осуществить это можно преимущественно с помощью принуждения. Методы насилия казались Петру единственно возможными. Об этом ему говорил опыт других народов, протестантская и католическая нетерпимость которых проявлялась в Европе. Вот что пишет Петр: «Наш народ – как дети, чтобы не учиться, никогда за азбуку не возьмутся, если от учителя не будут приневолены. Им сначала кажется досадно, а когда выучатся, потом благодарят, что явно из всех дел видно: почти все сделано неволей, а уже за многое благодарность слышна».

     Итак, главным выводом всего множества  Петровских реформ в России стало установление режима абсолютизма, вершиной этого явления стало изменение в 1721 году титула российского монарха. Петр Первый провозгласил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было сделано то, к чему стремилсь царь на протяжении многих лет. Создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, которое способно оказывать влияние на международную политику. В результате реформ Петра государство не имело никаких запретов и имело возможность использовать любые средства для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, на котором все и вся подчинено воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

     Россия  стала самодержавным, военно-бюрократическим  государством, центральная роль в  котором принадлежала дворянскому  сословию. Однако отсталость России не была полностью преодолена, а реформы  проводились в большинстве случаев за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

     Роль  Петра Великого в истории России трудно переоценить. Несмотря на то, что  методы и стиль проведения им преобразований далеки от нормы, нельзя не признать –  Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.

 

      Список источников и литературы 

     1. Алексеев Ю. Г. Государь Всея  Руси. М.: ИНФРА-М, 2002.-658с.

     2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII первой половине XIX века: История. Историк. Документ. М.:МИРОС, 1994 г.;

     3. Баггер Ханс Реформы Петра Великого. Москва, 1985 г.;

     4. Геллер М. Я. История Российской Империи, - Москва, 2001 г.;

     5. Ключевский В. О. О Русской  Истории. СПб.: Дельта, 2003.-733с.;

     6. Новосельцев А. П., Сахаров А.  Н. История России. - М.: ИНФРА, 2002.-620с.;

     7. Павлов-Сильванский Н. Проекты реформы в записках современников Петра Великого. С-Пб, 1897 г.;

     8. Платонов С. Ф. Курс лекций по русской истории. М., 2000.-563с.;

     9. Чистяков А. С. История Петра Великого. - М., 1992 г.;

     10. Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв. Москва, 1995 г. 424с.

Информация о работе Реформы Петра I по совершенствованию управления в России