Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 02:25, курсовая работа
Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 – 28 января (8 февраля) 1725) – царь Московский из династии Романовых и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.
Введение
Глава 1. Сенат - высшее правительственное учреждение
§1. Учреждение Сената
§2. Начало реорганизации Сената
§3. Появление новых должностных лиц в Сенате
Глава 2. Создание коллегий
§1. Подготовка к проведению реформы
§2. Организация коллегий
§3. Генеральный и Адмиралтейский регламенты
§4. Образование Синода. Духовный регламент
Глава 3. Учреждение прокуратуры
§1. Должностные лица прокуратуры
§2. Функции прокуратуры
Глава 4. Другие высшие государственные институты России в XVIII столетии
§1. Учреждение института фискалов
§2. Главный магистрат. Преображенский приказ и Тайная канцелярия
Заключение
Список источников и литературы
Прочность и устойчивость, а равно и целесообразность этого учреждения вполне подтверждаются также и тем, что сенату приходилось переживать трудные времена. Например, когда на поверхность государственной жизни выступали старые начала московского управления, когда сенату приходилось вести неравную борьбу, из которой в конце концов он все же вышел победителем. Борьба эта началась непосредственно после смерти Петра Великого.
Вплоть до воцарения Екатерины II (1725—1762) на троне сменилось шесть государей и государынь.
Это были лица разных возрастов, несхожих характеров и вкусов, тем не менее, они имели много общего. Прежде всего, никто из них не отличался высоким интеллектом, большинство оказалось на троне по воле случая. И еще одно объединяло их: в годы их правления абсолютная власть монарха была использована не во благо нации и государства, а для удовлетворения личных прихотей.
В этот период происходит ожесточенная борьба придворных группировок за власть, за право безнаказанно расхищать казну и грабить государство. Их борьба сопровождалась дворцовыми переворотами, чему в немалой степени способствовало то, что после Петра I не осталось прямых наследников по мужской линии.
Это открывало путь на престол огромной Российской империи различным авантюристам, людям, роль которых (государыней и государей) сводилась к тому, что они в соответствии со своими вкусами, симпатиями и антипатиями комплектовали штат фаворитов и вельмож. Решающей силой всех дворцовых переворотов была дворянская гвардия, сажавшая на трон очередного претендента и с такой же легкостью свергавшая его.
В этот период после смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала иметь все меньшее значение.
2. Создание коллегий
2.1
Подготовка к проведению реформы
Говоря о первых преобразованиях Петра 1, необходимо помнить, что их корни находились в уходящем XVII веке. Уже тогда были введены, полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железоделательные производства.
В том же XVII в. обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при Федоре, в 1681 году, было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появились немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основана Славяно-греко-латинская академия и т.д.
Преобразования
Петра 1 начались со строительства азовского
флота с помощью натуральной
государственной повинности и чрезвычайных
поборов – способах, типичных для
деспотического крепостнического государства.
Организация постройки
В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала, реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными и незаконными поборами архаичная машина государственного управления, Петр 1 решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И эта была главная задача. 30 января 1699 года Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров.
Избранники образовывали собой бурмистерскне палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистерская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладом, прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.
Сначала система бурмистерских палат вводилась на местах, на добровольных началах и с условием уплаты двойных налогов. В конечном счете, жизнь заставила и добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. Только тогда реформа городского управления получила реальное воплощение.
В
первые годы царствования Петра 1 громоздкая
и рыхлая приказная система
Немалая забота была проявлена и о казне. С легкой руки Алексея Курбатова, безвестного дотоле дворецкого Б.П. Шереметева, введена была гербовая бумага для деловых документов, что дало казне немалую выгоду: цена бумаги зависела от суммы заключаемой сделки. В 1700 году у владельцев территории торжков было отнято право сбора пошлин, отменены архаичные тарханы. В 1704 году все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).
Важные коррективы внесли в денежную систему. В конце ХVII века серебряных копеек и денежек не хватало и вместо них распространились суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, а также кожаные «жеребьи» («доли» копейки). По указу царя с марта 1700 года были введены вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700 года стали входить в оборот и крупные золотые и серебряные монеты. За 1700-1702 года денежная масса в стране резко увеличилась (почти в десять раз). Началось неизбежное, хотя и медленное обесценивание монеты.
Все эти события вели к началу преобразований в государстве. Реформы, которые проводил в стране Петр I, коснулись всех сфер жизни России. Особое внимание царь уделял изменениям в государственных органах страны. Существовавшие раньше в Москве боярские приказы упразднили, им на смену в 1718 году были созданы коллегии, каждая из которых ведала отдельной отраслью государственного управления.
В
1718 - 1719 годах проходила ликвидация
прежних государственных
Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления - коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:
Форма
новых центральных органов
Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.
Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов). Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.
2.2 Организация коллегий
Коллегии – центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства.
В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров.
В этом же 1718 году был принят реестр коллегий:
1) коллегия Чужестранных (иностранных) дел;
2) Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.);
3) Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);
4) Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);
5) Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);
6) Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);
7) Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);
8) Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода – содержание армии и флота);
9) Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов);
10) Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);
11) Духовная коллегия, или Синод (образованная в 1721 году, управлявшая делами церкви, занимала особое место).
В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.
Вотчинная коллегия была учреждена в 1721 году, заменяя Поместный приказ. А в 1722 году Берг-коллегия разделилась на две самостоятельных коллегии.
Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые, такие как Камер-коллегия и Юстиц-коллегия, располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.
Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.
Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.
Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.
Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.
Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат – единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.
При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.
Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль над их исполнением, хранение печати коллегии.
Информация о работе Реформы Петра I по совершенствованию управления в России