Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 02:25, курсовая работа
Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 – 28 января (8 февраля) 1725) – царь Московский из династии Романовых и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.
Введение
Глава 1. Сенат - высшее правительственное учреждение
§1. Учреждение Сената
§2. Начало реорганизации Сената
§3. Появление новых должностных лиц в Сенате
Глава 2. Создание коллегий
§1. Подготовка к проведению реформы
§2. Организация коллегий
§3. Генеральный и Адмиралтейский регламенты
§4. Образование Синода. Духовный регламент
Глава 3. Учреждение прокуратуры
§1. Должностные лица прокуратуры
§2. Функции прокуратуры
Глава 4. Другие высшие государственные институты России в XVIII столетии
§1. Учреждение института фискалов
§2. Главный магистрат. Преображенский приказ и Тайная канцелярия
Заключение
Список источников и литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Московский государственный университет
путей сообщения (МИИТ)
Институт транспортной техники и организации производства (ИТТОП)
по дисциплине
МОСКВА 2009
Содержание
Введение
Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 – 28 января (8 февраля) 1725) – царь Московский из династии Романовых и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.
Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте и стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и западному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в Европу. По возвращению из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада.
Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Через 4 года император Пётр I скончался, но созданное им государство продолжало интенсивно расширяться на протяжении всего XVIII века.
Утверждение о том, что царствование Петра явилось поворотным пунктом в истории России, при котором ход государственного корабля резко изменил свое направление и при этом исключительно по воле державного властелина, вошло в сознание всего XVIII и XIX вв. как непреложная истина.
Эта «непреложная истина» признавалась в равной степени как поклонниками Петра, так и его противниками: так называемыми «западниками» (употребляя старую терминологию) и «славянофилами». Это истина была распространена в самой царствующей семье (особенно у Елизаветы Петровны, Екатерины II, у Николая I) и в народе.
Образ Петра вошел в официальную историю, в литературу и фольклор как образ о царе-антихристе.
Сам Петр позаботился о том, чтобы создать о себе именно такие представления. Однако Петр подчеркивает в себе свое гражданственное служение России, свое бесстрашие в опасностях ради родины, свое народолюбие, свою любовь к наукам и пр.
Петр постоянно чувствовал себя в поле зрения не только своего народа, но и всей Европы. И он умел придать своим преобразовательным начинаниям ярко демонстративный характер. В нем была своего рода артистичность. И гигантская фигура Петра действительно заслонила собой историческую перспективу. Только по мере удаления от Петровской эпохи стали возможны более трезвые оценки: и заслоненной Петром Древней Руси, и всего исторического развития России.
Петровские реформы, несомненно, оказали значительное воздействие на все сферы жизни России.
Если пронаблюдать за социологическими опросами, которые касаются истории России, то можно смело сделать вывод, что общественное мнение в России по-прежнему остается антидемократическим, наивным и капризным. Однако примечательны явные перемены в исторических симпатиях общества. К примеру, резко упал «рейтинг» (если так можно сказать) Ленина, Сталина, Столыпина и неуклонно, год от года, растет «рейтинг» Петра Великого. В опросе 1997 года людей спрашивали: «Какой период в истории России вызывает у вас наибольшее чувство гордости?» И 54,3 % респондентов уверенно ответили: «Эпоха Петра Великого». Лишь 6,4% опрошенных считают лучшим временем в истории России эпоху Ленина и революции.
То, что сейчас на первое место в опросах выдвинулся Петр Великий со своей эпохой реформ, кажется в высшей степени примечательным. Это означает, что народом признается сама необходимость именно мирных преобразований – реформ, тем самым утверждается ненужность революций, гражданской войны и репрессий.
Одновременно, в любви русского народа к первому императору видна тоска, сожаление о потускневшем блеске империи, об ее утраченном огромном пространстве, которое в России всегда было символом могущества и силы.
Наконец, есть еще две важные причины симпатий современного общественного мнения к Петру Великому. Во-первых, это вполне традиционная любовь к сильной личности, харизматическому лидеру, хозяину, который наводит в своем доме порядок. Во-вторых, это безупречная государственная репутация Петра. Его нельзя упрекнуть в том, что она заботился о своем благе, славе и наградах. Он остается и до сих пор непревзойденным образцом жертвенного служения России. В этом служении он был беспощаден, в первую очередь, к себе, а его скромность, неприхотливость, простота стали легендой, укором всем последующим правителям России. Нельзя сбрасывать со счета и необыкновенное обаяние личности этого человека.
Целеустремленность, отвага, цельность натуры Петра и до сих пор глубоко симпатичны русским людям. Его царствование наполнено такой массой событий, что Александр Пушкин как-то сказал: «Об этом государе можно написать больше, чем об истории России».
Три столетия продолжаются в русском обществе, в русской науке споры о наследии Петра. Одни историки считают, что Петр Великий продолжил и развил сделанное ранее его предшественниками на троне. Другие обвиняет Петра в том, что он грубо прервал естественный ход развития России.
Но, как известно, историю повторить невозможно. Мы никогда не сможем узнать, какие были иные варианты развития, какие пути лежали перед Россией в конце XVII века. После Петра все варианты, все возможности, все пути оказались уничтоженными, неиспользованными, растоптанными и мы до сих пор движемся только по одной исторической просеке, которую когда-то прорубил для нас Петр Великий.
Нужно согласиться со словами русского историка XIX века Николая Погодина, который писал: «Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальной фигурою, которая отбрасывает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже закрывает нам древнюю историю. Эту фигуру никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли мы в будущее».
1. Сенат – высшее
правительственное
учреждение
1.1 Учреждение Сената
В конце XVII в. вместе с падением роли Земских соборов в России ограничилось значение Боярской думы как органа феодальной аристократии. Наряду с ней функционировали, хотя и непродолжительное время, совещания при царе в виде Ближней, или Тайной думы, Расправной палаты. Отмена местничества окончательно ликвидировала последние остатки аристократизма в московском правительстве. Петровская Боярская дума была уже мало похожа на тот пышный синклит (собрание высших сановников) родовитых советников, которые окружали трон московских царей.
Появление второй столицы (Санкт-Петербург был основан в 1703 году) с ее новыми учреждениями, заменяющими прежнее средоточие управления – приказы, создало нарушение состава и формы деятельности Боярской думы. На смену гордому правилу прежних времен, что царь жалует за службу землей и деньгами, а не званием, выступило новое, гласящее, что государь волен жаловать чины и не по родам. Старая Боярская дума была не приспособлена ни к новому языку правительственных актов, ни к их новым формам, ни к новым учреждениям с их странными для старинного русского уха названиями – Ратуша, Бурмистерская палата и т. п. Боярская дума, как ее привыкла представлять и понимать допетровская Русь, стала лишним и ненужным звеном в системе государственного управления как орган, прежде всего, боярской оппозиции.
В результате царь все реже обращался к услугам Боярской думы. Пожалования в бояре при Петре I прекратились. Он поручал важнейшие государственные дела наиболее преданным ему лицам, не слишком считаясь с их родословной и ценя прежде всего способности помощников.
С 1696 г. приговоры Боярской думы стали весьма редкими. Место боярских приговоров заменяют отныне именные указы и высочайшие повеления. Из учреждения законодательного, вырабатывающего законы под руководством или по поручению царя, Боярская дума, таким образом, превращается в учреждение распорядительное, ответственно обязанное исполнять волю законодателя, выражающуюся в его указах и повелениях.
Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления.
22 февраля 1711 г. Петр I, покидая по случаю войны с Турцией пределы России, дал этому учреждению новые права и название.
Для управления государством на время отсутствия государя вместо его царского величества собственной персоны учреждался Правительствующий Сенат 1 – высший распорядительный и исполнительный орган при царе. В его составе находились две генерации (поколения) высших лиц государства – представители старой аристократии, с одной стороны, и выдвинувшиеся при Петре I незнатные люди – с другой.
Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально.
В кратчайший срок из временного, только для отлучек государя учрежденного, Сенат стал учреждением постоянно действующим и в присутствии государя, как высшее правительственное учреждение государства. Согласно своему происхождению и назначению, Сенат получил обширные полномочия. В отсутствие государя он заменял его, и все должны были беспрекословно повиноваться повелениям Сената, как повелениям самого государя. До возвращения царя никто не имел права жаловаться даже на явно незаконные действия Сената, что делало его центром всего управления государством, высшим руководителем управления и суда, высшим контролером казны. Сенат смотрел за государственными доходами и расходами, заботился об умножении первых и сокращении вторых, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, осуществлял общий надзор за ходом и развитием народного хозяйства, промышленности, торговли, просвещения.
При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.
Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: «Наш народ яко дети неученые ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...». Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.
Сенат явился как первой инстанцией по наиболее важным делам, так и высшей апелляционной инстанцией по делам обыкновенным. Однако, по крайней мере в первое время, решение сената не были окончательными, так как допускались жалобы еще и самому императору, но уже с 1718 года жалобы на решение сената были запрещены под страхом смертной казни на том основании, что «тот вышний сенат от его царского величества высокоповеренным есть и в особах честных и знатных состоит, которым не токмо челобитчиковы дела, но и правление государства поверено есть». Это запрещение однако не распространялось на всякого рода жалобы; так, жалобы на медленность судопроизводства или на отказ в правосудии не воспрещались.
Наконец, административная деятельность сената была крайне разнообразна; так, по отношению к военным делам на сенате лежала обязанность собирать людей для войны, пополнять армию офицерами, замещать происшедшую в войсках убыль, снабжать армию всеми необходимыми припасами и даже делать распоряжение чисто военного характера. С учреждением коллегий круг ведомства сената в военных делах несколько сузился. В финансовом отношении на сенат возлагалось заведывание приходами и расходами государства; он имел в этой сфере не только контролирующее значение, но мог самостоятельно распоряжаться государственной казной. Кроме того, изыскание источников государственных доходов и распоряжение последними, сенат был обязан также прилагать свои заботы к поощрению торговли и промышленности, наконец, на нем же лежала забота о чеканке монеты. С учреждением коллегий и в этой сфере вся масса мелких дел перешла из сената в эти учреждение. Помимо дел военных и финансовых сенат должен был заботиться о благосостоянии и безопасности государства, куда относились заботы о путях сообщения, благоустройстве городов, народном продовольствии, народном образовании, о создании условий безопасности жизни я собственности всех и каждого и многое другое.
Информация о работе Реформы Петра I по совершенствованию управления в России