Развитие персонала и совершенствование опалты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование систем и форм мотивации и оплаты труда в условиях рыночных отношений. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

изучить теоретический материал;
рассмотреть сущность, задачи и средства развития персонала;
исследовать экономическую природу заработной платы, ее функций и принципов;
рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда;
показать необходимость совершенствования оплаты и мотивации труда;
показать преимущества, которые дает продуманная и взвешенная работа по мотивации персонала;
сделать выводы и рекомендации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
1. Совершенствование оплаты труда – главный фактор повышения мотивации труда……………………………………………………………….
5
1.1 Сущность, задачи и средства развития персонала…………………………. 5
1.2 Экономическая сущность заработной платы, её функции и принципы….. 7
1.3 Современные системы и формы оплаты труда…………………………….. 11
1.4 Способы повышения мотивации труда………………………………........... 21
2. Материальное стимулирование в условиях рыночной экономики…......... 29
Заключение……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ.doc

— 191.50 Кб (Скачать)
"justify">     Различают следующие факторы мотивации:

  • заработная плата;
  • рабочая среда;
  • стабильность;
  • собственное развитие;
  • полезность работы;
  • интерес к работе.25

     Одним из основных факторов мотивации труда  является заработная плата. Заработная плата – основной источник стимулирования и дохода работающих на предприятии. При регулировании заработной платы основываются на следующих принципах: равная оплата за равный труд; опережающий рост производительности труда перед ростом заработной платы; дифференциация заработной платы в зависимости от уровня труда и квалификации работника; связь заработной платы каждого работника с общими итогами работы предприятия; сочетание материальной заинтересованности с материальной ответственностью.26

     Суть  успешной работы современного предприятия  в первую очередь подразумевает  справедливое вознаграждение за труд. Между тем, труд всегда индивидуален. Для того чтобы труд был адекватен результатам и получил объективную оценку в форме соответствующей оплаты, нужно учитывать многие показатели. Это могут быть: квалификация, стаж работы, образование, качество и количество труда, инициатива, способность и др.

     В последние десятилетия вознаграждение за труд принимает иную форму, чем  просто заработная плата и прочие выплаты. Все большее значение приобретают  дополнительные стимулы. Компания может предложить ценному работнику варианты компенсации его труда, которые, возможно, будут иметь для него большее значение, чем эквивалентная сумма денег. Это жилье, медицинское обслуживание, страхование жизни и имущества, персональные автомобили, оплаченное питание и отдых, низкопроцентные кредиты и др. Используя эти возможно поощрения работников, менеджер может решить сразу две задачи: материальное поощрение труда и создание здорового социально-психологического климата, атмосферы доверия и сотрудничества в коллективе.27

     Тем не менее, заработная плата остается приоритетным фактором мотивации.

     Трудовое  поведение работника в значительной степени определяется не только материальными, но и социальными стимулами, рабочей средой. Обстановка, в которой осуществляется работа, существенно влияет на отношение персонала к труду. Менеджерам предприятия следует прикладывать необходимые усилия для создания такой обстановки, которая будет содействовать решению стоящих задач и отвечать потребностям сотрудников.

     Одним из вариантов организации работы сотрудников, способствующей более  высокой мотивации труда, является работа по гибкому графику. Такой метод предусматривает определенные промежутки времени, в течение которых может начинаться и заканчиваться работа, вместо точно установленного начала и конца работы, а также фиксируемый период, когда сотрудник должен находиться на своем рабочем месте. Предоставление возможности работать по нестандартному режиму является хорошим моральным стимулом повышения производительности и качества работы. Доверие к сотрудникам, проявляемое менеджером, укрепляет их веру в свои силы, дает возможность рационально распределять рабочее и личное время.

     Люди  редко демонстрируют свои потенциальные  способности в атмосфере отсутствия стабильности. Если человек постоянно живет под реальной угрозой увольнения, от него невозможно ждать заинтересованности и максимальной отдачи в работе. Чувство стабильности не просто связано с наличием или отсутствием работы. Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. Большое значение имеет стиль работы менеджера, поскольку формальное, лишенное отзывчивости управление людьми может уменьшить чувство безопасности, что в свою очередь неблагоприятно отразится на производительности труда работников.

     Один  из наиболее эффективных способов увеличения вклада людей в работы фирмы заключается в оказании помощи их собственному развитию. Развитие и опыт неразделимы. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она может быть сильнейшим фактором мотивации для еще больших достижений. Какие-то из усилий, предпринимаемых для развития, могут не устраивать сотрудников или быть не слишком желанными для них, поэтому важно активно вовлекать людей в принятие решений по поводу их собственного развития и роста. Лучшее обучение – то, которое увязывается с непосредственными функциями сотрудника и осуществляется на рабочем месте. Поэтому менеджеру нужно давать подчиненным задания, связанные с реорганизацией производственного процесса. Сотрудникам следует поручать проекты, предполагающие необходимость проведения различных согласований. Это требует от специалиста умения находить компромиссы, преодолевать сопротивление, разрешать конфликты, что будет обогащать людей новым опытом и способствовать, в конечном счете, росту их мотивации.28

     Большинству людей нравится ощущение полезности работы; они хотят чувствовать себя частью организации, в которой они работают. Необходимо сообщать работникам информацию о работе предприятия, так как это помогает им понять суть происходящего. Менеджеру следует создавать условия, при которых сотрудники сами будут добровольно стремиться к достижению целей предприятия. При этом должна быть налажена обратная связь, обеспечивающая информацию о результативности и качестве труда.

     Немалую роль в поведении работников имеет  интерес к работе. Многие люди ищут такую работу, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может мотивировать работников.

     Практические  меры по собственному развитию в значительной степени увязаны с этапами  служебной карьеры человека. Отмечено, что человек в течение своей трудовой деятельности проходит различные этапы. По многим причинам критический этап приходится на середину карьеры. Разные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности. Решающим моментом является длительность выполнения человек одной и той же, не меняющейся по содержанию, работы.

     Одним из вариантов повышения интереса к работе и создания дополнительной мотивации к труду является ротация  персонала (замена одного сотрудника другим).

     С учетом сказанного выше можно сформулировать следующие основные критерии мотивации:29

  • большинство людей испытывают удовлетворение от выполненной работы. Особое значение имеет признание результатов деятельности сотрудника его коллегами и руководством;
  • на своем рабочем месте люди хотят показать, на что они способны; они стремятся  принимать участие в формировании решений менеджера по вопросам, касающимся их компетентности;
  • человек хочет выразить себя в результатах труда, если они будут замечены и одобрены другими людьми. Поэтому мерки к выполнению заданий должны быть всегда высокими, чтобы не страдало достоинство работника, а результаты деятельности – конкретными;
  • большинство людей имеют собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Менеджеру необходимо создать условия для реализации таких планов;
  • человеку важно чувствовать, что он незаменим для коллектива. Руководитель должен дать это понять каждому работнику и коллективу в целом;
  • люди стремятся к успеху, поскольку успех – это реализованная цель. Работник вложит максимум энергии в достижение, которое он сам перед собой поставил или в разработке которого он принимал активное участие;
  • успех без признания приводит к разочарованию. Признание и соответствующее поощрение могут быть как материальными, так и моральными;
  • по тому, каким образом и в какой форме сотрудники получают от менеджера информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства. Если доступ к информации затруднен, то степень мотивации труда сотрудников будет снижаться;
  • менеджеру нельзя принимать решения, касающиеся тех или иных изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если эти изменения позитивного характера;
  • каждому человеку необходима информация о качестве его труда. Рядовому работнику она нужнее, чем руководителю. Информация должна быть оперативной, масштабной и своевременной;
  • любая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля;30
  • повышенные требования к работникам, дающие шанс для дальнейшего развития, воспринимаются ими с гораздо большей охотой, чем заниженные. Это связано с тем, что большинство людей стремятся в процессе работы приобрести новые знания;
  • инициатива работников снижается, если их усердие приводит лишь к дополнительной нагрузке и не компенсируется оплатой труда;
  • организация производства должна позволять сотруднику быть хозяином на своем рабочем месте. Это повышает степень ответственности за результаты труда.31
  •  
  1. МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ

РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ 

     Место и роль материального стимулирования в бизнесе трудно переоценить. Для руководителя оно выступает мощным рычагом управления. Что же касается персонала, то на него оказывают воздействие несколько факторов: собственно деньги, позволяющие получать от жизни определенные блага, фактор оценки деятельности, заставляющий поддерживать определенное качество работы, и фактор социальной значимости – как в своем коллективе, так и в различных общественных кругах.32

     Материальное  стимулирование – это поощрение  работников денежными выплатами  по результатам трудовой деятельности.

     Внедрение материальных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат.

     Одной из самых распространенных форм стимулирования является материальное стимулирование. Роль данной формы стимулирования исключительно велика.

     Принципы  материального стимулирования  работников заключаются в следующем:

    • Это стимулирование высокой производительности работников.
    • Мотивация наемного работника к эффективному и качественному труду.

     Материальное  стимулирование имеет два основных вида:

    1. Материальное стимулирование денежными средствами (оплата по тарифам и окладам, премии, доплаты, штрафы и др.)
    2. Материальное стимулирование различными материальными благами (квартиры, предметы быта и д.р.)

     Материальное  стимулирование направлено на мотивацию наемного работника к эффективному и качественному труду, который позволяет получить определенную прибыль, но и покрыть издержки нанимателя.

     Важными инструментами материального стимулирования являются доплаты, надбавки к заработной плате, компенсации, премирование.33

     Доплатам свойственны черты поощрительных форм материального стимулирования, доплата является формой вознаграждения за дополнительные результаты труда. Доплаты же получают лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта.             Увеличение размера доплат зависит главным образом от роста индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты. При снижении показателей работы доплаты могут быть не только уменьшены в размере, но и  полностью отменены.

     Надбавка  к заработной плате – это денежные выплаты сверх нормированной заработной платы, которые стимулируют работника к повышению эффективности труда.

     Доплаты к тарифным ставкам позволяют поощрить эффективность труда работника. Доплата создает стимулы относительно длительного действия. Но для ее эффективного функционирования необходимо на предприятии иметь четкую систему аттестации работников всех категорий с выделением определенных признаков или даже критериев для установления того или иного вида доплат и с широким участием в этой работе трудового коллектива.

     Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими их обязанностей.

     Важнейшим направлением материально денежного  стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения.

     Премия  в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть различной, она может не начисляться. Это главное отличие премии от доплаты к зарплате. Применение премии призвано обеспечить оперативную реакцию на изменение условий и конкретных задач производства.

     При материальном стимулировании проявляются следующие психологические тенденции:

    • чем выше ценность и регулярность вознаграждения, тем выше эффективность работы рабочих;
    • эффективность труда наёмных рабочих при запоздалом вознаграждении ниже, чем при немедленном;
    • если высокие трудовые показатели со временем перестают  вознаграждаться, то эффективность труда работника постепенно возвращается к изначальному значению.

     Составляющими премирования являются: показатели премирования, условия его применения, источник и размер премии, круг премируемых.

     Показатель премирования – определяет трудовые показатели, которые подлежат специальному поощрению, т.е. премии. В качестве показателей премирования должны быть такие показатели производства, которые способствуют достижению высоких конечных результатов. Необходимо определиться, кто конкретно включен в круг премирования. Дело в том, что премированием охватываются только те работники, труд которых необходимо дополнительно поощрить. Эта необходимость обуславливается задачами и конкретными условиями труда и производства.34

Информация о работе Развитие персонала и совершенствование опалты труда