Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникших конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.
На основе поставленной цели выделим следующие задачи:
- выявить и обобщить причину возникновения конфликта;
- распознать категорию конфликта и выбрать стратегию разрешения конфликта;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1. Теоретические аспекты управления конфликтами…………………………6
1.1 Понятие конфликта, его виды, причины и функции………………....….6
1.2 Методы разрешения конфликтов……………………………………….....11
2. Анализ конфликтных ситуаций ООО “Свиталь”……………………...…15
2.1 Общая характеристика предприятия ООО “Свиталь”…………………..15
2.2 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО “Свиталь”……..18
3. Разработка рекомендаций по предотвращению конфликтов в ООО
“Свиталь”……………………………………………………………………22
3.1 Методический подход к предотвращению конфликтов
в ООО “Свиталь”………………………………………………………….22
3.2 Экономическая эффективность от внедрения предложенных
мероприятий………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Функции конфликтов………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Оценка личностных качеств персонала по
результатам наблюдения…………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест № 1 К. У Томаса……………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тест№2 «Самоконтроль в общении»………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тест№3 «Твоя конфликтность»……………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анализ результатов тестирования………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Анкета……………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Количество конфликтов в ООО «Свиталь»
в 2007 – 2009гг……………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Экономическая эффективность мероприятий
по сокращению количества конфликтов...........41
Рассматривая
уровень самоконтроля в общении,
приходим к выводу, что большинство
сотрудников компании (7 человек) обладают
высоким уровнем
Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, мы выявили, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Три человека из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации.
Соперничество в конфликте характерно для трех сотрудников, а пять человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс.
Таким образом, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Последним этапом исследования было интервью, цель которого выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.
Вопросы анкетирования отображены в Приложении 7.
Результаты
анкетирования свидетельствуют
о том, что 45% конфликтных ситуаций
в компании ООО «Свиталь» возникают
в общении с коллегами по работе,
40% конфликтных ситуаций в компании
возникают в общении с
Для анализа конфликтов на предприятии, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено анкетирование персонала.
Основу коллектива составляют работники со стажем в компании от года до 3 лет. Почти столько же работают в компании менее года. В основном это менеджеры. Руководство же имеет более длительный стаж.
Основной контингент персонала составляют рабочие (78%), далее идут служащие - 16%. Руководство составляет наименьшую долю работников.
Большинство
сотрудников своей работой
80 % работников не считают себя конфликтными людьми. Возможно, такая самооценка была необъективна.
На вопрос: Легко ли Вы находите общий язык с коллегами? Ответы следующие: постоянно натыкаюсь на стену непонимания, всегда нахожу, чаще нет, чаще да. Что примечательно, сотрудники, отнесшие себя к высшему руководству, а также большинство рядовых работников, ответили «Всегда». А вот руководители среднего звена, а также часть служащих испытывают затруднения во взаимопонимании.
На вопрос: Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций. Ответы следующие: “моя хата с краю”, без меня не обходится, редко, часто.
Таким образом, до высшего руководства конфликты в коллективе доходят редко. Чаще всего вовлеченными оказываются руководители среднего звена (отделов), причем в основном или с рабочими, или между собой. Служащие же предпочитают придерживаться нейтралитета.
На
вопрос: Как часто происходят конфликты?
Ответы следующие: каждый день, раз
в неделю, два раза в неделю, реже.
В большинстве случаев
Почти 90% работников уверены, что кто-то или не исполняет свои обязанности, или выполняет чужие. Такая ситуация может быть при недостаточном знании сотрудниками своих должностных обязанностей. Однако 70% сотрудников заявляли, что довольны своей работой, они знают, что следует делать им и их коллегам. Следовательно, обязанности они знают, однако эти обязанности не согласованы между собой.
Работники осознают необходимость изменения, в первую очередь, системы распределения полномочий и ответственности.
Большинство работников убеждены, что возникающие конфликты не способствуют улучшению положения вещей. Однако, несмотря на это количество конфликтов растет.
Анализ
частоты возникновения
Таким образом, из таблицы 4 видно, что за последние два года число конфликтов в ООО «Свиталь» возрастает на 12-13% ежегодно. Главным образом, на это влияют конфликты между отделами - возросли на 8% в 2008 г. и на 22% в 2009 г. Темп роста числа конфликтов работников с администрацией имеет тенденцию к сокращению - 14% в 2008 г. и 6% в 2009 г. Число конфликтов среди работников незначительное - около 8 в год, и в 2009 г. сократилось на 11%.
Динамика роста общего числа конфликтов повторяет динамику роста конфликтов между руководителям. Таким образом, снизив число конфликтов между начальниками отделов можно повлиять на уменьшение общего числа конфликтных ситуаций в компании.
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что причинами конфликтов между руководителями отделов являются следующие:
а) Недостаточно четкое разграничение полномочий, формальный характер матрицы ответственности;
б) Дублирование функций;
в) Плохо соблюдается принцип единоначалия.
Это вследствие того, что на предприятии до настоящего времени нет четко проработанных и обязательных для исполнения должностных инструкций, регламентирующих права и обязанности каждого начальника отдела.
В
результате неслаженная работа начальников
отделов проявляется в
Таким образом, для изменения сложившейся ситуации необходимо предпринять меры организационного характера.
3.
Разработка рекомендаций по
3.1 Методический подход
к предотвращению конфликтов в ООО “Свиталь”
В первую очередь, предлагается разработать для начальников всех отделов четкие должностные инструкции, регламентирующие полномочия и ответственность конкретно каждого. Обеспечить принцип единоначалия, чтобы, например, руководитель одного отдела не вмешивался в работу другого.
Следует выделить отдельные помещения для работы с клиентами и иными деловыми партнерами. Провести систематизацию документов, касающихся клиентов компании, восстановить и упорядочить базы данных.
Это позволит постепенно сократить число конфликтов, определяющих снижение часовой и дневной выработки.
Следующим этапом должны стать мероприятия по предупреждению новых конфликтных ситуаций.
Управление
конфликтом предполагает не только регулирование
уже возникшего противостояния, но
и создание условий для его
предупреждения. Причем наибольшую значимость
из двух указанных задач управления
имеет профилактика. Именно хорошо
поставленная работа по предупреждению
конфликтов обеспечивает сокращение их
числа и исключение возможности
возникновения деструктивных
Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить - значит предвидеть [10, c. 388].
Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:
1) знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорией менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;
2) уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;
3)
глубиной анализа на этой
4)
степенью соответствия
Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают на этом пути.
Существует ряд препятствий, снижающих возможность предупреждения конфликтов, направление их развития в конструктивное русло.
Первое
препятствие имеет
Второе
- существование некоторых
Третье препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах с развитыми демократическими традициями некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.
Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых: 1) психологическими, 2) нравственными и 3) правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения [9, c. 326].
Профилактика конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально- психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.