Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникших конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.
На основе поставленной цели выделим следующие задачи:
- выявить и обобщить причину возникновения конфликта;
- распознать категорию конфликта и выбрать стратегию разрешения конфликта;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1. Теоретические аспекты управления конфликтами…………………………6
1.1 Понятие конфликта, его виды, причины и функции………………....….6
1.2 Методы разрешения конфликтов……………………………………….....11
2. Анализ конфликтных ситуаций ООО “Свиталь”……………………...…15
2.1 Общая характеристика предприятия ООО “Свиталь”…………………..15
2.2 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО “Свиталь”……..18
3. Разработка рекомендаций по предотвращению конфликтов в ООО
“Свиталь”……………………………………………………………………22
3.1 Методический подход к предотвращению конфликтов
в ООО “Свиталь”………………………………………………………….22
3.2 Экономическая эффективность от внедрения предложенных
мероприятий………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Функции конфликтов………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Оценка личностных качеств персонала по
результатам наблюдения…………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест № 1 К. У Томаса……………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тест№2 «Самоконтроль в общении»………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тест№3 «Твоя конфликтность»……………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анализ результатов тестирования………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Анкета……………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Количество конфликтов в ООО «Свиталь»
в 2007 – 2009гг……………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Экономическая эффективность мероприятий
по сокращению количества конфликтов...........41
3) Упорядоченное распределение материальных ресурсов. Сформированные нормы упорядочивают отношения действующих лиц, так как принимаемые с их помощью решения выглядят как простая конкретизация общих правил. Такие решения спокойнее воспринимаются теми сотрудниками, кого они не устраивают и реже относятся ими на свой личный счет.
4) Полная и достоверная информация.
Не
имея достаточного представления о
том, как и когда может
5)
Неукоснительное соблюдение
Практика
показывает, что бесконфликтному
взаимодействию руководителей с
подчиненными способствуют следующие
условия: психологический отбор
специалистов в организацию; стимулирование
мотивации к добросовестному
труду; справедливость и гласность
в организации деятельности; учет
интересов всех лиц, которых затрагивает
управленческое решение; своевременное
информирование людей по важным для
них проблемам; снятие социально-психологической
напряженности путем проведения
совместного отдыха, в том числе
с участием членов семей; организация
трудового взаимодействия по типу "сотрудничество";
оптимизация рабочего времени управленцев
и исполнителей; уменьшение зависимости
работника от руководителя; поощрение
инициативы, обеспечение перспектив
роста; справедливое распределение
нагрузки между подчиненными [8, c. 247].
2.
Анализ конфликтных ситуаций на ООО “Свиталь”
2.1
Общая характеристика
ООО «Свиталь» существует как самостоятельное предприятие с 1991 г. В настоящее время ООО «Свиталь» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютные, печати, штампы, фирменные бланки, товарный знак. ООО «Свиталь» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась республика, и уставом. Общество зарегистрировано решением Мингорисполкома в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100092167.
Основным
направлением деятельности предприятия
является изготовление металлопродукции
для различных отраслей: атомной,
тепловой и промышленной энергетики,
химических, нефтехимических и
ООО «Свиталь» осуществляет следующие виды деятельности:
-
производство металлических
- производство компрессоров;
- производство вентиляторов;
-
производство газогенераторов,
-
производство оборудования и
аппаратуры для химических
-
производство двигателей и
-
производство деталей
-
монтаж, наладка, ремонт и техническое
обслуживание насосов и
-
монтаж, наладка, ремонт и техническое
обслуживание двигателей и
Материально-техническое обеспечение осуществляется, как правило, на основе прямых договоров.
Основными поставщиками сырья и материалов являются предприятия Республики Беларусь и России:
-
Жлобинский метталургический
- ЗАО «Белснабподшипник»»;
- ООО «Интерсталь»;
- ОДО «Агродорсервис»;
- ОАО «Крион».
Основной маркетинговой зоной рынка ОАО «Свиталь» является Республика Беларусь.
Основными потребителями являются промышленные предприятия, производственные объединения энергетики и электрификации.
Кроме них, потребителями являются предприятия стран СНГ, Российской Федерации, Прибалтики, страны ближнего и дальнего зарубежья.
Несмотря на специфичность изготавливаемой продукции, на рынке существует конкуренция.
Основными конкурентами ОАО «ЦЭМ» являются:
РУП
«Белоозерский
ООО «ЕвроТехПром»;
РУП
«Молодечненский завод
ООО «Свиталь» располагает мощной производственной и технической базой, имеет большой объем технической и справочной литературы. В структуре ООО «Свиталь» имеется служба контроля качества, на которую возложены задачи контроля качества ремонтных и сварочных работ, укрепление технологической дисциплины, предупреждение брака.
К числу конкурентных преимуществ ООО «Свиталь» следует отнести то, что в 1997 г. предприятие аттестовано по европейским нормам EN-729-2, TRD-201, HPO. Внедрена международная система качества ISO-9002.
Служба
контроля качества соответствует Системе
аккредитации поверочных и сварочных
лабораторий РБ «Правилам по межгосударственной
стандартизации ПМГ 15-96» и аккредитована
на техническую компетентность и
независимость. Виды контроля: радиография,
ультразвуковые контроль и толщинометрия,
магнитопорошковая
Основным направлением стратегии развития рынка для ООО «Свиталь» является задача выхода и закрепления позиций на рынках Украины, Литвы и других стран СНГ. Условиями, способствующими реализации запланированных мероприятий являются:
-
освоение новых сегментов
- повышение качества продукции;
-
обновление и расширение
-
проведение комплекса
Управление всем предприятием осуществляет генеральный директор, который наделен правами единоначалия. Директор распоряжается всеми средствами предприятия, контролирует деятельность подразделений и управляет службами.
Ему
подчиняется главный бухгалтер,
который ведет всю финансовую
отчетность предприятия, отвечает за ее
правильность и своевременность, осуществляет
анализ финансового состояния
Взаимоотношения
предприятия, как работодателя, с
работниками, определяются нормами
Трудового Кодекса РБ и постановлениями
Министерства здравоохранения и
Министерства социальной защиты. Конкретный
режим работы персонала определяется
штатным расписанием, которое утверждает
Генеральный директор. Деятельность
руководителей отделов, а также
других служащих, занимающих менее
ответственные должности, регулируется
должностными инструкциями.
2.2
Анализ конфликтных ситуаций
на предприятии ООО “Свиталь”
Для анализа конфликтов в компании, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено исследование, в котором принимал участие трудовой коллектив компании - менеджеры, руководители подразделений, рабочий состав.
Методы исследования:
1) Лонгитюдное наблюдение;
2) Психологическое тестирование. Психологическое тестирование сотрудников компании ООО “Свиталь” проводилось по трем методикам:
А) Тест описания поведения К. Томаса [10, с.146].
Б) Тест «Самоконтроль в общении» [10, с.62]
В) Тест «Твоя конфликтность» [10, с.91]
3) Анкетирование
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях. Оценка личностных качеств персонала по результатам наблюдения приведена в таблице (таблица 2).
Данные наблюдения свидетельствуют о том, что 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость.
Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.
Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60% бесконфликтные в общении.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников компании.
Задачи тестирования:
- выявить уровень общительности;
- определить уровень коммуникативного самоконтроля;
- определить стиль конфликтного поведения сотрудников компании.
Вопросы тестов отображены в Приложениях 3, 4, 5.
Анализ полученных данных показал, что 4 респондента обладают высоким уровнем общительности - эти люди всюду чувствуют себя в “своей тарелке”, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности - они замкнуты, предпочитают одиночество (таблица 3).