Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникших конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.
На основе поставленной цели выделим следующие задачи:
- выявить и обобщить причину возникновения конфликта;
- распознать категорию конфликта и выбрать стратегию разрешения конфликта;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1. Теоретические аспекты управления конфликтами…………………………6
1.1 Понятие конфликта, его виды, причины и функции………………....….6
1.2 Методы разрешения конфликтов……………………………………….....11
2. Анализ конфликтных ситуаций ООО “Свиталь”……………………...…15
2.1 Общая характеристика предприятия ООО “Свиталь”…………………..15
2.2 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО “Свиталь”……..18
3. Разработка рекомендаций по предотвращению конфликтов в ООО
“Свиталь”……………………………………………………………………22
3.1 Методический подход к предотвращению конфликтов
в ООО “Свиталь”………………………………………………………….22
3.2 Экономическая эффективность от внедрения предложенных
мероприятий………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Функции конфликтов………………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Оценка личностных качеств персонала по
результатам наблюдения…………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест № 1 К. У Томаса……………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тест№2 «Самоконтроль в общении»………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тест№3 «Твоя конфликтность»……………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анализ результатов тестирования………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Анкета……………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Количество конфликтов в ООО «Свиталь»
в 2007 – 2009гг……………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Экономическая эффективность мероприятий
по сокращению количества конфликтов...........41
ВВЕДЕНИЕ
Работа
с людьми – это одна из самых
сложных, трудных и многогранных
форм человеческой деятельности. Но порой
она совершенно не берется в расчет,
и руководители уделяют основное
внимание экономическим показателям
и технологическим процессам. Человека
же рассматривают просто как рабочую
силу, то есть не как цель, а средство
выполнения планов, заданий. Это приводит
к безынициативности, отчужденности.
Однако создать мощную систему мотивов
и стимулов, побуждающих всех работников
полностью раскрыть свои способности,
плодотворно трудиться и
Актуальность темы обосновывается тем, эффективная работа персонала, зависит от организационного и психологического климата в компании. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарного владения конфликтологией. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
Наверное, именно в связи с этим информация по теме конфликта актуальна в нынешнее время, значима, всегда имеет для сравнения личный опыт конфликтного взаимодействия и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.
Цель курсовой работы: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникших конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.
На основе поставленной цели выделим следующие задачи:
- выявить и обобщить причину возникновения конфликта;
-
распознать категорию
-
рассмотреть существующие
-
выработать рекомендации по
-
выработать рекомендации по
-
овладеть эффективными
В
структуре курсовой работы будет
рассмотрено: что же такое конфликт,
какие бывают конфликты, как они
могут развиваться, а также какие
пути разрешения конфликтов наиболее
эффективны. Люди различны, они по-разному
воспринимают реальную ситуацию, что
часто приводит к тому, что мы
по определенному поводу не соглашаемся
друг с другом. Конфликты возникают
не только в рамках переговоров, но
и в любых деловых и личных
контактах.
1. Теоретические аспекты управления конфликтами
1.1 Понятие конфликта, его виды, причины и функции
Конфликт - это весьма сложное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как системы отношений, процесса развития взаимодействия, заданных различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Здесь предполагается, что субъектом взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей [2, c.76].
Выделяется два признака, для уяснения сути конфликта.
Первый, это конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. Второй, это конфликт всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического).
Исходя
из выше сказанного, можно сформулировать
необходимые и достаточные
Необходимым
и достаточным условием возникновения
(наступления) конфликта являются наличие
у субъектов социального
Структурные
элементы конфликта:
Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, динамически взаимосвязанных и организующих конфликт в целостную систему и процесс.
Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, идей, идеалов, убеждений).
Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознание субъектов конфликтного взаимодействия.
Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или переговорном процессе.
В
социальной психологии существует многовариантная
классификация конфликтов в зависимости
от тех критериев, которые берутся за основу.
Классификация
конфликтов:
Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Конфликт может быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Различают так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и нормами поведения и труда, которые сложились в группе. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, между формальной и неформальной группами [9, c.328].
Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).
Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние [7,c. 106].
Конфликты
различают и по их значению для
организации, а так же по способу
их разрешения. Различают конструктивные
и деструктивные конфликты. Любой
конфликт конструктивен по своей
природе как инструмент развития.
Бывают конфликты, проходящие без кризисов,
но, правда, очень редко и, как
правило, характерны они для организаций
с очень высоким уровнем
У
всех конфликтов есть несколько причин,
основными из которых являются ограниченность
ресурсов, которые надо делить, различия
в целях, различия в представлениях
и ценностях, различия в манере поведения,
уровне образования и т.п.[10,
c.388]
Причины
возникновения конфликтов:
1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Поэтому, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным конфликтам.
2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Например, возможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.
3. Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её видов, т.к. это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты-эффективность выполнить легче, если ассортимент менее разнообразен.
4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.
5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.