Разработка стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

цель курсового проекта – построение эффективной стратегии развития предприятия на основе многостороннего анализа внешней и внутренней среды, конкурентных сил в отрасли на примере ОАО «Пермский Моторный Завод». Поставленная цель определила постановку следующих задач:
- изучение сложившейся экономической ситуации на ОАО «Пермский Моторный Завод»;
- выявление возможностей, опасностей, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения;
- анализ конъюнктуры рынка предприятия для определения его последующей стратегии;
- выработка стратегических мероприятий, повышающих конкурентоспособность бизнеса, и оценка их эффективности;
- установление миссии организации и ее корректировка в соответствии с реализуемой стратегией, построение дерева целей ОАО «Пермский Моторный Завод».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации 5
1.1. Общие сведения об организации ОАО «Пермский Моторный Завод»» 5
1.2. Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли 9
1.3. Анализ внутренней среды организации 14
Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации 26
2.1. Установление миссии и целей организации 26
2.2. Подбор стратегий организации 30
2.3. Стратегическое планирование конкретного бизнеса организации 33
Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации 35
3.1. Стратегические изменения в организации 35
3.2. Оценка эффективности стратегии 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 46
Приложение 2 47

Работа содержит 1 файл

78Б.doc

— 831.50 Кб (Скачать)

     В 2009 году объём производства составил более 14,1 млрд. руб., при этом индекс производства промышленной продукции достиг уровня 115,5% по сравнению с прошлым годом. Выручка от реализации выросла на 4,7%. Рост объёмов производства и реализации обуславливается увеличением объёмов выпуска основных изделий, в соответствии с заключенными контрактами и договорами, исходя из плана производства согласно срокам отгрузки продукции заказчику. Выполнение этих работ позволило достичь стабильно высокого уровня экономического развития предприятия.

     Основными направлениями производственной программы являлись выпуск и сервисное обслуживание авиационных двигателей, в том числе в рамках передачи лицензионного производства и ремонта данной продукции для нужд инозаказчика. Доля экспортной продукции в общем объёме товарного выпуска – 91,2 %. В течение года поставка авиадвигателей осуществлялась в такие страны как Китай, Индия, Венесуэла, Малайзия, Алжир. Контрактные обязательства объединения в рамках экспортных поставок продукции выполнены в полном объёме.

     В структуре себестоимости компании наибольшую долю занимают расходы на комплектующие и агрегаты для двигателей (45% в 2008 г. и 36% в 2009 г.). Учитывая, что риск зависимости от поставщиков значителен, ПМЗ предпринимает шаги по снижению доли агрегатов и комплектующих, закупаемых у других компаний за счет налаживания собственного производства. Как результат, расходы на сырье и материалы увеличились с 10% до 15%, тогда как доля комплектующих и агрегатов снизилась с 45% до 36% в 2009 г. Тем не менее, достижение полной обеспеченности собственными комплектующими по данным компании в ближайшей перспективе маловероятно.

     Значительная  доля издержек приходится на общехозяйственные  и общепроизводственные расходы (вода, электроэнергия, горюче-смазочные материалы, заработная плата административно-управленческого персонала и т.д.), на которые в 2008-2009 гг. приходилось порядка 40% себестоимости ПМЗ.

     Расходы на оплату труда составляют незначительную долю в структуре затрат. По сравнению с 2008 годом средняя заработная плата увеличилась на 21 % и достигла уровня в 13 тыс. руб. Среднесписочная численность предприятий – 19 130 чел., темп роста к 2008 году – 102,5 %. Производительность труда выросла на 14 %.

     Задолженность объединения по текущим налоговым  платежам в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней отсутствует. Объединение своевременно и в полном объёме выплачивает налоговые платежи в бюджеты всех уровней.

     ПМЗ характеризуется умеренной долговой нагрузкой, позволяющей привлекать значительное долговое финансирование в модернизацию мощностей и на пополнение оборотного капитала в случае увеличения портфеля заказов. По итогам 2008 г. соотношение «Финансовый долг/операционная прибыль» составил 1,8х. За 9 месяцев 2009 г. финансовый долг почти удвоился, в результате чего этот показатель составил 2,1х. Это связано с увеличением портфеля заказов, разработкой двигателя АЛ-55 для учебно-боевых истребителей ВВС Индии, инвестициями в создание новых видов продукции (газотурбинные установки).

     В составе кредитного портфеля компании преобладают краткосрочные займы банков. Почти весь долговой портфель (99%) номинирован в долларах США, что соответствует политике ПМЗ по снижению влияния укрепления рубля на рентабельность компании. Все кредиты банков обеспечены валютной выручкой по экспортным контрактам. 

     Таблица 1.11. – Анализ деятельности руководства организации

Факторы управленческого  потенциала Примеры альтернативных характеристик
1. Организационный климат (желание реагировать)
1) характер  мышления Ориентация  на прошлый опыт
2) полномочия Сила власти в должностной иерархии фирмы  умеренная
2. Компетенция (способность  реагировать)
1) таланты  (способности) Упорны в  своих начинаниях
2) умения /знания Личный опыт и профессиональные навыки
3) метод  решения проблем фирмы Апелляция к  прошлому опыту
4) процедура  решения проблем Отдельно в  каждом подразделении предприятия 
5) информация, используемая для управления На основе фактических (бухгалтерских) данных
6) определение  должностных обязанностей Четкое описание работ и обязанностей по каждой специальности в должностной инструкции
7) технические  средства, облегчающие принятие решений Правила и модели
8) стиль  управления Авторитарный 
3. Возможность действовать  (диапазон реакции) 
1) личная  работоспособность Высокая
2) вознаграждение  и экономические стимулы Фиксированный размер оплаты труда
3) манера  работать В строгие временные  рамки
4) определение  должностных обязанностей Узкое и конкретное
5) рычаги  руководства Контроль 
 

     Из  данной таблицы можно сделать  вывод, что руководство данной организации полностью зависимо от правительственных указаний, проявление личной инициативы не приветствуется. Стиль, применяемый на предприятии является авторитарным, т.е. даются четкие указания подчиненным, и проводится жесткий контроль за выполнением и результатами труда. 

     Таблица 1.12. – Анализ функции маркетинга

Факторы Успех Неудачи
Реакция на рыночный спрос +  
Применяемые концепция и стратегии   -
Политика  цен, конкурентоспособность цен +  
Рекламная деятельность   -
Степень известности, работа с общественностью +  
Каналы  распределения   -
Сбыт  и техника продаж   -
Работа  с клиентами +  
 

     Подводя итоги данной таблицы, можно сделать  вывод, что предприятие имеет  успех во многих областях, таких  как реакция на рыночный спрос, полтика цен, а также степень известности продукции ПМЗ.

     Неудачами для предприятия являются проведение рекламной деятельности, каналы распределения, сбыт и техника продаж (ввиду ограничения внешнеэкономической деятельности) и применяемые концепции и стратегии. Руководству компании следует уделить должное внимание нерешенным вопросам, иначе они могут привести к непоправимым последствиям.

     При оценке потенциала персонала выяснилось, что на предприятии степень мастерства выше среднего, применяется сдельная оплата труда, низкая текучесть кадров, а обучение и переподготовку персонал проходит в соответствии с разработанным графиком. Предпочтение при найме на работу отдается кандидатам, имеющим стаж работы и высшее или средне-специальное профильное образование, также первые 1-2 месяца принятые работники работают в статусе испытуемых.

     Таблица 1.13. – Оценка потенциала персонала

Факторы потенциала персонала Потенциал персонала высокий
Степень мастерства Выше среднего
Условия найма 1-2 испытательных  месяца
Политика  комплектования кадров Отдается предпочтение кандидатурам с высшим и средним специальным образованием и наличием опыта работы
Текучесть кадров Низкая (7% по данным на 2009 г.)
Обучение  и повышение квалификации сотрудников Обучение и  переподготовку персонал проходит в  соответствии с разработанным графиком
Система оценки персонала Оценка персонала  проходит по объективным показателям
Оплата труда и ее мотивация Оплата труда  сдельная, высокий уровень мотивации и подкрепления персонала – за счет сохранения социальной инфраструктуры предприятия (санатории, лечебно-профилактические центры, детские сады, спортивно-оздоровительные центры, досуговые центры)
 

     Финансовый  потенциал фирмы устойчивый, что  связано с увеличением объема реализации, в том числе, за счет государственных заказов. Планирование прибыли осуществляется на основе предыдущих периодов и опыта ведения дел. Отчетность составляется грамотными специалистами и оформляется по всем правилам и нормативам. Отсутствие финансовой отчетности по международным стандартам является негативным фактором кредитного профиля ПМЗ.

     Для выявления сильных и слабых сторон организации предлагается использовать SNW - подход (табл. 14). 

     Таблица 1.14. – Стратегический SNW- анализ внутренней среды организации ОАО «Пермский Моторный Завод»

Наименование  стратегической позиции Качественная  оценка позиции
S N W
1 2 3 4
Стратегия организации +    
Бизнес-стратегии +    
Организационная структура   +  
Общее финансовое положение   +  
Конкурентоспособность продукта +    
Структура затрат (уровень себестоимости)   +  
Дистрибуция как система реализации продукта     +
Информационная  технология   +  
Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов +    
Способность к лидерству руководителя +    
Способность к лидерству всего персонала   +  
Уровень производства (в целом), в том числе   +  
-качество  материальной базы     +
1 2 3 4
-качество  ключевых производственных специалистов +    
-качество  рабочих основного производства   +  
Уровень маркетинга   +  
Уровень менеджмента   +  
Качество  персонала +    
Качество  торговой марки +    
Репутация на рынке +    
Репутация как работодателя +    
Отношения с органами власти   +  
Отношения с профсоюзами +    
Отношения со смежниками     +
Инновации как исследования и разработки +    
Послепродажное  обслуживание   +  
Степень вертикальной интегрированности +    
Корпоративная культура   +  
Стратегические  альянсы +    
 

     Подводя итог данной таблицы можно сделать следующие выводы: к сильным позициям можно отнести стратегию организации, инновационную активность, способность к лидерству руководителя (недавно г-н Артюхов был избран депутатом Государственного собрания РБ), качество ключевых производственных специалистов, отношения с профсоюзами, качество персонала, способность к инновациям, исследования и разработки,  качество торговой марки, высокую степень вертикальной интегрированности, конкурентоспособность продукции, репутацию на рынке и репутацию как работодателя, наличие стратегических альянсов в отрасли.

     К нейтральной позиции можно отнести  организационную структуру организации, структуру затрат, уровень маркетинга и менеджмента, способность к лидерству всего персонала, качество рабочих основного производства, информационные технологии, послепродажное обслуживание, общее финансовое положение и корпоративную культуру.

     К слабой позиции можно отнести  качество материальной базы, отношения со смежниками, дистрибуцию.

     Далее проведем SWOT-анализ для сопоставления внешней и внутренней среды организации. 
 

     Таблица 1.15 – Матрица SWOT-анализа ОАО «ПМЗ»

     
ВОЗМОЖНОСТИ 

1. Вероятная консолидация в интегрированную двигателестроительную корпорацию (ИДК), создание которой предусмотрено стратегией развития авиационной промышленности России до 2015 г

2. Участие в производстве  двигателя для истребителя 5-го поколения. Планируется, что Су-35 будет переходным истребителем, на основе которого будет создаваться самолет 5-го поколения. Совместно с НПО Сатурн и АХК Сухой.

3. Увеличение портфеля заказов. Портфель заказов будет увеличиваться в первую очередь за счет спроса со стороны российского Министерства обороны, бюджет которого в ближайшие годы

будет расти не менее 30% в год.

4. Производство газотурбинных установок. Начиная с 2000 г. компания развивает новое направление бизнеса в области газотурбинных установок наземного применения (газотурбинные приводы, газоперекачивающие агрегаты и газоэнергетические установки) на базе авиационных двигателей АЛ-31.

5. Производство нового двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов HJT-36 (Индия), Як-130 (Россия). В 2004 г. Россия выиграла тендер на разработку двигателя для учебно-боевого истребителя ВВС

Индии. Головным предприятием по серийному производству и передаче лицензии определено ПМЗ. Предполагается, что передача лицензии индийской стороне принесет дополнительно US$25-50 млн. ежегодно, начиная с 2008 г.

 
УГРОЗЫ 

1. Укрепление рубля. Контракты ПМЗ на поставку двигателей номинированы в основном в долларах США, в то время как около 80% расходов производится в рублях. 2. Серьезная конкуренция на мировом рынке. Мировое авиастроение развивается в значительной мере циклически, испытывает избыток производственных мощностей и является чрезвычайно конкурентным.

Разработка истребителя пятого поколения в России ведется менее активно, чем в США.

3. Ухудшение отношений России с основными покупателями военной авиации. Основными покупателями истребителей Су-30 и двигателей ПМЗ на сегодняшний день являются такие страны, как Индия, Алжир, Китай, Малайзия, Венесуэла и Индонезия, на которые приходится почти весь портфель заказов компании и более половины перспективных контрактов. Ухудшение отношений с Россией или значительное улучшение их отношений со странами-конкурентами по экспорту истребителей может существенно повлиять на финансовое положение и перспективы ПМЗ.

4. Возможный рост  долговой нагрузки в случае увеличения портфеля заказов. Долговая нагрузка ПМЗ может вырасти в связи со следующими факторами.

 
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 

1. Уникальная продукция. Компания производит уникальный двигатель AЛ-31ФП для Су-30МК с поворотным соплом и управляемым вектором тяги. Такой двигатель позволяет добиться более высоких маневренных характеристик истребителя по сравнению с аналогами. Этот двигатель используется в самых последних модификациях истребителя поколения «4+» и будет устанавливаться на истребители поколения «4++». ПМЗ является единственным предприятием в мире, освоившим серийное производство двигателей с поворотным соплом.

2. Государственная поддержка. В результате отсутствия госзаказа у компании образовалась значительная задолженность перед бюджетом в конце 90-х гг., которая была реструктурирована в 2001-2002 гг. В 2005 г. после досрочного погашения основной суммы реструктуризированной задолженности, компании были списаны пени и штрафы по просроченным налоговым платежам на сумму около 1,3 млрд. рублей.

3. Умеренная долговая нагрузка. В соответствии с внутренней финансовой политикой ПМЗ, компания намерена удерживать соотношение «Долг/Собственные средства» в пределах 1,0х. По итогам 9 месяцев 2006 г. этот показатель составил 0,6х.

4. Собственное инструментальное производство. Компания обладает собственным инструментальным производством, на котором занято 2 тыс. человек (10% всего персонала). Наличие инструментального производства обеспечивает большей гибкостью основное производство в процессе доведения продукции до требований заказчика в сжатые сроки.

5. Удачное месторасположение.

6. Эффективная связь с местными органами власти.

7. Эффективная кадровая политика. Статус «социально ответственного работодателя» за счет сохранения социальной инфраструктуры предприятия

 
1.Как  воспользоваться  открывающимися возможностями, используя сильные стороны? 

1. В  случае увеличения госзаказа  (в том числе и на новые  самолеты), компания сможет значительно  увеличить объем выпуска новых двигателей в сжатые сроки, благодаря сохраненному основному производственно-техническому персоналу.

2. Постоянное совершенствование и инновации в производстве и техническом перевооружении.

3. Ориентация на сервисное обслуживание СУ-30МК, т.к. устойчивый спрос на двигатели ПМЗ будет обеспечен со стороны стран, уже купивших Су-30МК ввиду того, что жизненный цикл самолета в 3 раза превышает жизненный цикл двигателя, т.е. спрос на Су-30МК в долгосрочном периоде обеспечивает троекратный спрос на двигатели.

4. Проведение опытно-конструкторских работ по созданию изделия 117С – переходного от четвертого поколения к пятому двигателя для

истребителей. Данный двигатель можно будет  устанавливать на Су-30МК в случае их модернизации.

 
2. За счет каких  сильных сторон  можно нейтрализовать  существующие угрозы 

1. Усиление  конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение потребностей «потребителей» повлияют на проведение стратегии

2. Возможное  объединение предприятий в ОАК позволит устранить ненужную практику внутренней конкуренции за рынки сбыта.

3.Принятие мер к ограничению риска укрепления курса рубля путем заключения контрактов с поставщиками материалов, комплектующих и кредиторами в той же валюте, что и контракты на поставку своей продукции.

3. ПМЗ определено Правительством РФ основной компанией по разработке двигателя 5-го поколения.

4. Компания  уже имеет опыт передачи технологии и организации лицензионного производства авиационных двигателей в Индии. Поэтому ухудшение отношений на политическом уровне с рядом стран не помешает стратегическому долгосрочному партнерству ПМЗ с такими потребителями, как Индия

СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ

1. Высокая потребность  в оборотном капитале. В 2007 г. отношение запасов к выручке компании составляло 0,31х, тогда как в 2009 г. этот показатель вырос до 0,67х. Это связано с ростом портфеля заказов и необходимостью формировать запасы за 12-18 месяцев до момента поступления выручки. По мере более полной загрузки производственных мощностей и более равномерного характера поступления заказов риск рефинансирования оборотного капитала будет снижаться.

2. Зависимость от  поставщиков комплектующих. На долю девяти крупнейших поставщиков компании приходилось около 85% всех поставок в 2007 г.

3. Невозможность экспортировать  продукцию напрямую, минуя Рособоронэкспорт. Не обладая правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности в области продукции военного назначения, компания теряет часть доходов, выплачивая комиссию Рособоронэкспорту в объеме до 15% от суммы контракта.

4. Высокая степень  изношенности производственного оборудования. Степень износа оборудования по отдельным производственным мощностям составляет 80-90%, что определяет высокую потребность в инвестициях. В планах компании на 2009 г. предусмотрено порядка 500 млн. рублей на модернизацию производственных мощностей и закупку оборудования.

5. Ограниченность спроса  на продукцию   в силу геополитических  причин. Несмотря на высокую конкурентоспособность продукции ПМЗ, по геополитическим причинам рынок этой продукции ограничен Россией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

 
3. Какие слабые стороны  могут помешать  воспользоваться  возможностями. 

1. Продолжающаяся  в России тенденция реального укрепления рубля оказывает давление на показатели рентабельности ПМЗ.

2. В  долгосрочной перспективе в случае начала серийного производства в США истребителей 5-го поколения можно ожидать снижения цен на подержанные самолеты предыдущего поколения в результате замещенные более новой техникой. Это может составить значительную конкуренцию российской продукции на мировом рынке.

3. В  связи с длительным производственным циклом рост бизнеса ПМЗ связан с опережающим ростом запасов. Финансирование увеличения оборотного капитала происходит в том числе за счет заимствований, которые «дорожают» вследствие нехватки ликвидности на рынках капитала

4. Отсутствие  свободы в реализации внешнеэкономической деятельности создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента, добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг гражданского назначения

 
4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами, нужно больше всего опасаться? 

1. Запретные  меры Правительства РФ: возможное ухудшение дипломатических отношений со странами, являющимися основными потребителями военной продукции, поставляемой по экспортным контрактам и договорам.

2. Появление  новых конкурентов, низкий уровень  сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию.

3. Неполная  загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству.

4. Риск  возможных протекционистских мер как со стороны Правительств стран, в которых находятся основные потребители, так и Правительств других стран, входящих в различные военные блоки.

5. Неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия