Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:55, курсовая работа
цель курсового проекта – построение эффективной стратегии развития предприятия на основе многостороннего анализа внешней и внутренней среды, конкурентных сил в отрасли на примере ОАО «Пермский Моторный Завод». Поставленная цель определила постановку следующих задач:
- изучение сложившейся экономической ситуации на ОАО «Пермский Моторный Завод»;
- выявление возможностей, опасностей, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения;
- анализ конъюнктуры рынка предприятия для определения его последующей стратегии;
- выработка стратегических мероприятий, повышающих конкурентоспособность бизнеса, и оценка их эффективности;
- установление миссии организации и ее корректировка в соответствии с реализуемой стратегией, построение дерева целей ОАО «Пермский Моторный Завод».
Введение 2
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации 5
1.1. Общие сведения об организации ОАО «Пермский Моторный Завод»» 5
1.2. Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли 9
1.3. Анализ внутренней среды организации 14
Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации 26
2.1. Установление миссии и целей организации 26
2.2. Подбор стратегий организации 30
2.3. Стратегическое планирование конкретного бизнеса организации 33
Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации 35
3.1. Стратегические изменения в организации 35
3.2. Оценка эффективности стратегии 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 46
Приложение 2 47
В 2009 году объём производства составил более 14,1 млрд. руб., при этом индекс производства промышленной продукции достиг уровня 115,5% по сравнению с прошлым годом. Выручка от реализации выросла на 4,7%. Рост объёмов производства и реализации обуславливается увеличением объёмов выпуска основных изделий, в соответствии с заключенными контрактами и договорами, исходя из плана производства согласно срокам отгрузки продукции заказчику. Выполнение этих работ позволило достичь стабильно высокого уровня экономического развития предприятия.
Основными направлениями производственной программы являлись выпуск и сервисное обслуживание авиационных двигателей, в том числе в рамках передачи лицензионного производства и ремонта данной продукции для нужд инозаказчика. Доля экспортной продукции в общем объёме товарного выпуска – 91,2 %. В течение года поставка авиадвигателей осуществлялась в такие страны как Китай, Индия, Венесуэла, Малайзия, Алжир. Контрактные обязательства объединения в рамках экспортных поставок продукции выполнены в полном объёме.
В структуре себестоимости компании наибольшую долю занимают расходы на комплектующие и агрегаты для двигателей (45% в 2008 г. и 36% в 2009 г.). Учитывая, что риск зависимости от поставщиков значителен, ПМЗ предпринимает шаги по снижению доли агрегатов и комплектующих, закупаемых у других компаний за счет налаживания собственного производства. Как результат, расходы на сырье и материалы увеличились с 10% до 15%, тогда как доля комплектующих и агрегатов снизилась с 45% до 36% в 2009 г. Тем не менее, достижение полной обеспеченности собственными комплектующими по данным компании в ближайшей перспективе маловероятно.
Значительная
доля издержек приходится на общехозяйственные
и общепроизводственные расходы (вода,
электроэнергия, горюче-смазочные материалы,
заработная плата административно-
Расходы на оплату труда составляют незначительную долю в структуре затрат. По сравнению с 2008 годом средняя заработная плата увеличилась на 21 % и достигла уровня в 13 тыс. руб. Среднесписочная численность предприятий – 19 130 чел., темп роста к 2008 году – 102,5 %. Производительность труда выросла на 14 %.
Задолженность объединения по текущим налоговым платежам в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней отсутствует. Объединение своевременно и в полном объёме выплачивает налоговые платежи в бюджеты всех уровней.
ПМЗ характеризуется умеренной долговой нагрузкой, позволяющей привлекать значительное долговое финансирование в модернизацию мощностей и на пополнение оборотного капитала в случае увеличения портфеля заказов. По итогам 2008 г. соотношение «Финансовый долг/операционная прибыль» составил 1,8х. За 9 месяцев 2009 г. финансовый долг почти удвоился, в результате чего этот показатель составил 2,1х. Это связано с увеличением портфеля заказов, разработкой двигателя АЛ-55 для учебно-боевых истребителей ВВС Индии, инвестициями в создание новых видов продукции (газотурбинные установки).
В
составе кредитного портфеля компании
преобладают краткосрочные займы банков.
Почти весь долговой портфель (99%) номинирован
в долларах США, что соответствует политике
ПМЗ по снижению влияния укрепления рубля
на рентабельность компании. Все кредиты
банков обеспечены валютной выручкой
по экспортным контрактам.
Таблица 1.11. – Анализ деятельности руководства организации
Факторы управленческого потенциала | Примеры альтернативных характеристик |
1. Организационный климат (желание реагировать) | |
1) характер мышления | Ориентация на прошлый опыт |
2) полномочия | Сила власти в должностной иерархии фирмы умеренная |
2. Компетенция (способность реагировать) | |
1) таланты (способности) | Упорны в своих начинаниях |
2) умения /знания | Личный опыт и профессиональные навыки |
3) метод решения проблем фирмы | Апелляция к прошлому опыту |
4) процедура решения проблем | Отдельно в каждом подразделении предприятия |
5) информация, используемая для управления | На основе фактических (бухгалтерских) данных |
6) определение должностных обязанностей | Четкое описание работ и обязанностей по каждой специальности в должностной инструкции |
7) технические средства, облегчающие принятие решений | Правила и модели |
8) стиль управления | Авторитарный |
3. Возможность действовать (диапазон реакции) | |
1) личная работоспособность | Высокая |
2) вознаграждение и экономические стимулы | Фиксированный размер оплаты труда |
3) манера работать | В строгие временные рамки |
4) определение должностных обязанностей | Узкое и конкретное |
5) рычаги руководства | Контроль |
Из
данной таблицы можно сделать
вывод, что руководство данной организации
полностью зависимо от правительственных
указаний, проявление личной инициативы
не приветствуется. Стиль, применяемый
на предприятии является авторитарным,
т.е. даются четкие указания подчиненным,
и проводится жесткий контроль за выполнением
и результатами труда.
Таблица 1.12. – Анализ функции маркетинга
Факторы | Успех | Неудачи |
Реакция на рыночный спрос | + | |
Применяемые концепция и стратегии | - | |
Политика цен, конкурентоспособность цен | + | |
Рекламная деятельность | - | |
Степень известности, работа с общественностью | + | |
Каналы распределения | - | |
Сбыт и техника продаж | - | |
Работа с клиентами | + |
Подводя итоги данной таблицы, можно сделать вывод, что предприятие имеет успех во многих областях, таких как реакция на рыночный спрос, полтика цен, а также степень известности продукции ПМЗ.
Неудачами для предприятия являются проведение рекламной деятельности, каналы распределения, сбыт и техника продаж (ввиду ограничения внешнеэкономической деятельности) и применяемые концепции и стратегии. Руководству компании следует уделить должное внимание нерешенным вопросам, иначе они могут привести к непоправимым последствиям.
При оценке потенциала персонала выяснилось, что на предприятии степень мастерства выше среднего, применяется сдельная оплата труда, низкая текучесть кадров, а обучение и переподготовку персонал проходит в соответствии с разработанным графиком. Предпочтение при найме на работу отдается кандидатам, имеющим стаж работы и высшее или средне-специальное профильное образование, также первые 1-2 месяца принятые работники работают в статусе испытуемых.
Таблица 1.13. – Оценка потенциала персонала
Факторы потенциала персонала | Потенциал персонала высокий |
Степень мастерства | Выше среднего |
Условия найма | 1-2 испытательных месяца |
Политика комплектования кадров | Отдается предпочтение кандидатурам с высшим и средним специальным образованием и наличием опыта работы |
Текучесть кадров | Низкая (7% по данным на 2009 г.) |
Обучение и повышение квалификации сотрудников | Обучение и переподготовку персонал проходит в соответствии с разработанным графиком |
Система оценки персонала | Оценка персонала проходит по объективным показателям |
Оплата труда и ее мотивация | Оплата труда сдельная, высокий уровень мотивации и подкрепления персонала – за счет сохранения социальной инфраструктуры предприятия (санатории, лечебно-профилактические центры, детские сады, спортивно-оздоровительные центры, досуговые центры) |
Финансовый потенциал фирмы устойчивый, что связано с увеличением объема реализации, в том числе, за счет государственных заказов. Планирование прибыли осуществляется на основе предыдущих периодов и опыта ведения дел. Отчетность составляется грамотными специалистами и оформляется по всем правилам и нормативам. Отсутствие финансовой отчетности по международным стандартам является негативным фактором кредитного профиля ПМЗ.
Для
выявления сильных и слабых сторон
организации предлагается использовать
SNW - подход (табл. 14).
Таблица 1.14. – Стратегический SNW- анализ внутренней среды организации ОАО «Пермский Моторный Завод»
Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиции | ||
S | N | W | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Стратегия организации | + | ||
Бизнес-стратегии | + | ||
Организационная структура | + | ||
Общее финансовое положение | + | ||
Конкурентоспособность продукта | + | ||
Структура затрат (уровень себестоимости) | + | ||
Дистрибуция как система реализации продукта | + | ||
Информационная технология | + | ||
Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов | + | ||
Способность к лидерству руководителя | + | ||
Способность к лидерству всего персонала | + | ||
Уровень производства (в целом), в том числе | + | ||
-качество материальной базы | + | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
-качество ключевых производственных специалистов | + | ||
-качество рабочих основного производства | + | ||
Уровень маркетинга | + | ||
Уровень менеджмента | + | ||
Качество персонала | + | ||
Качество торговой марки | + | ||
Репутация на рынке | + | ||
Репутация как работодателя | + | ||
Отношения с органами власти | + | ||
Отношения с профсоюзами | + | ||
Отношения со смежниками | + | ||
Инновации как исследования и разработки | + | ||
Послепродажное обслуживание | + | ||
Степень вертикальной интегрированности | + | ||
Корпоративная культура | + | ||
Стратегические альянсы | + |
Подводя итог данной таблицы можно сделать следующие выводы: к сильным позициям можно отнести стратегию организации, инновационную активность, способность к лидерству руководителя (недавно г-н Артюхов был избран депутатом Государственного собрания РБ), качество ключевых производственных специалистов, отношения с профсоюзами, качество персонала, способность к инновациям, исследования и разработки, качество торговой марки, высокую степень вертикальной интегрированности, конкурентоспособность продукции, репутацию на рынке и репутацию как работодателя, наличие стратегических альянсов в отрасли.
К
нейтральной позиции можно
К слабой позиции можно отнести качество материальной базы, отношения со смежниками, дистрибуцию.
Далее
проведем SWOT-анализ для сопоставления
внешней и внутренней среды организации.
Таблица 1.15 – Матрица SWOT-анализа ОАО «ПМЗ»
ВОЗМОЖНОСТИ 1. Вероятная консолидация в интегрированную двигателестроительную корпорацию (ИДК), создание которой предусмотрено стратегией развития авиационной промышленности России до 2015 г 2. Участие в производстве двигателя для истребителя 5-го поколения. Планируется, что Су-35 будет переходным истребителем, на основе которого будет создаваться самолет 5-го поколения. Совместно с НПО Сатурн и АХК Сухой. 3. Увеличение портфеля заказов. Портфель заказов будет увеличиваться в первую очередь за счет спроса со стороны российского Министерства обороны, бюджет которого в ближайшие годы будет расти не менее 30% в год. 4. Производство газотурбинных установок. Начиная с 2000 г. компания развивает новое направление бизнеса в области газотурбинных установок наземного применения (газотурбинные приводы, газоперекачивающие агрегаты и газоэнергетические установки) на базе авиационных двигателей АЛ-31. 5. Производство нового двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов HJT-36 (Индия), Як-130 (Россия). В 2004 г. Россия выиграла тендер на разработку двигателя для учебно-боевого истребителя ВВС Индии. Головным предприятием по серийному производству и передаче лицензии определено ПМЗ. Предполагается, что передача лицензии индийской стороне принесет дополнительно US$25-50 млн. ежегодно, начиная с 2008 г. |
УГРОЗЫ 1. Укрепление рубля. Контракты ПМЗ на поставку двигателей номинированы в основном в долларах США, в то время как около 80% расходов производится в рублях. 2. Серьезная конкуренция на мировом рынке. Мировое авиастроение развивается в значительной мере циклически, испытывает избыток производственных мощностей и является чрезвычайно конкурентным. Разработка истребителя пятого поколения в России ведется менее активно, чем в США. 3. Ухудшение отношений России с основными покупателями военной авиации. Основными покупателями истребителей Су-30 и двигателей ПМЗ на сегодняшний день являются такие страны, как Индия, Алжир, Китай, Малайзия, Венесуэла и Индонезия, на которые приходится почти весь портфель заказов компании и более половины перспективных контрактов. Ухудшение отношений с Россией или значительное улучшение их отношений со странами-конкурентами по экспорту истребителей может существенно повлиять на финансовое положение и перспективы ПМЗ. 4. Возможный рост долговой нагрузки в случае увеличения портфеля заказов. Долговая нагрузка ПМЗ может вырасти в связи со следующими факторами. | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Уникальная продукция. Компания производит уникальный двигатель AЛ-31ФП для Су-30МК с поворотным соплом и управляемым вектором тяги. Такой двигатель позволяет добиться более высоких маневренных характеристик истребителя по сравнению с аналогами. Этот двигатель используется в самых последних модификациях истребителя поколения «4+» и будет устанавливаться на истребители поколения «4++». ПМЗ является единственным предприятием в мире, освоившим серийное производство двигателей с поворотным соплом. 2. Государственная поддержка. В результате отсутствия госзаказа у компании образовалась значительная задолженность перед бюджетом в конце 90-х гг., которая была реструктурирована в 2001-2002 гг. В 2005 г. после досрочного погашения основной суммы реструктуризированной задолженности, компании были списаны пени и штрафы по просроченным налоговым платежам на сумму около 1,3 млрд. рублей. 3. Умеренная долговая нагрузка. В соответствии с внутренней финансовой политикой ПМЗ, компания намерена удерживать соотношение «Долг/Собственные средства» в пределах 1,0х. По итогам 9 месяцев 2006 г. этот показатель составил 0,6х. 4. Собственное инструментальное производство. Компания обладает собственным инструментальным производством, на котором занято 2 тыс. человек (10% всего персонала). Наличие инструментального производства обеспечивает большей гибкостью основное производство в процессе доведения продукции до требований заказчика в сжатые сроки. 5. Удачное месторасположение. 6. Эффективная связь с местными органами власти. 7. Эффективная кадровая политика. Статус «социально ответственного работодателя» за счет сохранения социальной инфраструктуры предприятия |
1.Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны? 1. В случае увеличения госзаказа (в том числе и на новые самолеты), компания сможет значительно увеличить объем выпуска новых двигателей в сжатые сроки, благодаря сохраненному основному производственно-техническому персоналу. 2. Постоянное совершенствование и инновации в производстве и техническом перевооружении. 3. Ориентация на сервисное обслуживание СУ-30МК, т.к. устойчивый спрос на двигатели ПМЗ будет обеспечен со стороны стран, уже купивших Су-30МК ввиду того, что жизненный цикл самолета в 3 раза превышает жизненный цикл двигателя, т.е. спрос на Су-30МК в долгосрочном периоде обеспечивает троекратный спрос на двигатели. 4. Проведение опытно-конструкторских работ по созданию изделия 117С – переходного от четвертого поколения к пятому двигателя для истребителей. Данный двигатель можно будет устанавливать на Су-30МК в случае их модернизации. |
2. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы 1. Усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение потребностей «потребителей» повлияют на проведение стратегии 2. Возможное объединение предприятий в ОАК позволит устранить ненужную практику внутренней конкуренции за рынки сбыта. 3.Принятие мер к ограничению риска укрепления курса рубля путем заключения контрактов с поставщиками материалов, комплектующих и кредиторами в той же валюте, что и контракты на поставку своей продукции. 3. ПМЗ определено Правительством РФ основной компанией по разработке двигателя 5-го поколения. 4. Компания уже имеет опыт передачи технологии и организации лицензионного производства авиационных двигателей в Индии. Поэтому ухудшение отношений на политическом уровне с рядом стран не помешает стратегическому долгосрочному партнерству ПМЗ с такими потребителями, как Индия |
СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ
1. Высокая потребность в оборотном капитале. В 2007 г. отношение запасов к выручке компании составляло 0,31х, тогда как в 2009 г. этот показатель вырос до 0,67х. Это связано с ростом портфеля заказов и необходимостью формировать запасы за 12-18 месяцев до момента поступления выручки. По мере более полной загрузки производственных мощностей и более равномерного характера поступления заказов риск рефинансирования оборотного капитала будет снижаться. 2. Зависимость от поставщиков комплектующих. На долю девяти крупнейших поставщиков компании приходилось около 85% всех поставок в 2007 г. 3. Невозможность экспортировать продукцию напрямую, минуя Рособоронэкспорт. Не обладая правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности в области продукции военного назначения, компания теряет часть доходов, выплачивая комиссию Рособоронэкспорту в объеме до 15% от суммы контракта. 4. Высокая степень изношенности производственного оборудования. Степень износа оборудования по отдельным производственным мощностям составляет 80-90%, что определяет высокую потребность в инвестициях. В планах компании на 2009 г. предусмотрено порядка 500 млн. рублей на модернизацию производственных мощностей и закупку оборудования. 5. Ограниченность спроса на продукцию в силу геополитических причин. Несмотря на высокую конкурентоспособность продукции ПМЗ, по геополитическим причинам рынок этой продукции ограничен Россией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки. |
3. Какие слабые стороны могут помешать воспользоваться возможностями. 1. Продолжающаяся в России тенденция реального укрепления рубля оказывает давление на показатели рентабельности ПМЗ. 2. В долгосрочной перспективе в случае начала серийного производства в США истребителей 5-го поколения можно ожидать снижения цен на подержанные самолеты предыдущего поколения в результате замещенные более новой техникой. Это может составить значительную конкуренцию российской продукции на мировом рынке. 3. В
связи с длительным 4. Отсутствие свободы в реализации внешнеэкономической деятельности создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента, добавлении дополнительных сопутствующих продуктов и услуг гражданского назначения |
4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами, нужно больше всего опасаться? 1. Запретные меры Правительства РФ: возможное ухудшение дипломатических отношений со странами, являющимися основными потребителями военной продукции, поставляемой по экспортным контрактам и договорам. 2. Появление
новых конкурентов, низкий 3. Неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству. 4. Риск возможных протекционистских мер как со стороны Правительств стран, в которых находятся основные потребители, так и Правительств других стран, входящих в различные военные блоки. 5. Неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли; |
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия