Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:55, курсовая работа
цель курсового проекта – построение эффективной стратегии развития предприятия на основе многостороннего анализа внешней и внутренней среды, конкурентных сил в отрасли на примере ОАО «Пермский Моторный Завод». Поставленная цель определила постановку следующих задач:
- изучение сложившейся экономической ситуации на ОАО «Пермский Моторный Завод»;
- выявление возможностей, опасностей, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения;
- анализ конъюнктуры рынка предприятия для определения его последующей стратегии;
- выработка стратегических мероприятий, повышающих конкурентоспособность бизнеса, и оценка их эффективности;
- установление миссии организации и ее корректировка в соответствии с реализуемой стратегией, построение дерева целей ОАО «Пермский Моторный Завод».
Введение 2
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации 5
1.1. Общие сведения об организации ОАО «Пермский Моторный Завод»» 5
1.2. Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли 9
1.3. Анализ внутренней среды организации 14
Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации 26
2.1. Установление миссии и целей организации 26
2.2. Подбор стратегий организации 30
2.3. Стратегическое планирование конкретного бизнеса организации 33
Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации 35
3.1. Стратегические изменения в организации 35
3.2. Оценка эффективности стратегии 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 46
Приложение 2 47
По данным таблицы 1.4. видно, что постепенно происходит снижение валовой и операционной рентабельности, в то же время чистая рентабельность за 2009 год выросла на 4% по сравнению с 2008 годом.
Таблица 1.5. – Показатели ликвидности и прибыльности
Показатели ликвидности | 2008 | 2009 |
Коэффициент общей ликвидности | 1,677 | 2,035 |
Коэффициент срочной ликвидности | 0,521 | 0,769 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,089 | 0,052 |
Показатели прибыльности | 2008 г. | 2009 г. |
Прибыльность всех затрат (Прибыль от основной деятельности/ Затраты), % | 28,345 | 16,312 |
Балансовая прибыль к общим затратам на реализованную продукцию, % | 20,775 | 14,775 |
Чистая прибыль к общим затратам на реализованную продукцию, % | 12,582 | 11,526 |
Прибыльность всей деятельности, % | 9,804 | 9,910 |
Нижняя граница прибыльности (точка безубыточности), тыс. руб. | 6 674 585 | 11 306 708 |
Абсолютное отклонение от точки безубыточности, тыс. руб. | 3 783 802 | 3 688 790 |
Запас прочности, % | 36,180 | 24,599 |
Прибыльность продаж % | 9,804 | 9,910 |
Данные таблицы 1.5 свидетельствуют о положительной в целом динамике развития предприятия по показателям прибыльности и ликвидности. Одной из негативных тенденций является снижение показателя прибыльности всех затрат в 2009 году на 12,033%.
Анализ
структуры имущества
Заёмные средства в ОАО «Пермский Моторный Завод»представлены кредиторской задолженностью: долгосрочные обязательства выросли в 4,2 раза (+421%). Краткосрочные займы и кредиты увеличились на 457 036 тыс. рублей (+7,2%).
В результате проведённого анализа можно сделать следующие выводы:
Внешняя
среда является источником, питающим
организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии постоянного обмена
с внешней средой, обеспечивая тем самым
себе возможность выживания. Но ресурсы
внешней среды не безграничны. И на них
претендуют многие другие организации,
находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда
существует возможность того, что организация
не сможет получить нужных ресурсов. Это
может ослабить ее потенциал и привести
ко многим негативным для организации
последствиям. Во избежание этого необходимо
проанализировать всевозможные факторы
внешней среды.
Таблица 1.6 – PEST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии ОАО «Пермский Моторный Завод»
Фактор | Возможность | Угроза |
Политические факторы | 1. Развитие тесного
технологического 2. Включение
отрасли авиации и 3. Возможность прямого экспорта отдельных видов продукции в обход Рособоронэкспорта 4. Вероятная
консолидация в |
1. Смена правительства,
как на федеральном, так и
на региональном уровнях
2. Принятие новых более «жестких» требований к производимой продукции 3. Ухудшение отношений России с основными покупателями военной авиации 4. Ограниченность спроса на продукцию в силу геополитических причин. Несмотря на высокую конкурентоспособность продукции ПМЗ, по геополитическим причинам рынок этой продукции ограничен Россией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки. |
Экономические факторы | 1. Увеличение
оборонного заказа со стороны
государства (по заявлению С. Иванова –
первого вице-премьера Правительства
РФ, в 2 раза в 2015 году)
2. Снижение инфляционных ожиданий в экономике, удешевление кредитов, переход на «таргетирование» инфляции 4. Рост темпов экономического развития в регионе, расширение инвестиционной деятельности предприятий в регионе, имеющих потребности в источниках инвестирования |
1. Ожидаемый
уровень инфляции 10 – 12 %
2. Удорожание кредитных ресурсов, необходимых для развития предприятия, в результате кризиса на мировых финансовых рынках и рецессии в США 3. Зависимость от поставщиков комплектующих 4. Отсутствие отчетности по МСФО 5. Укрепление рубля, т.к. контракты ПМЗ на поставку двигателей номинированы в основном в долларах США, а 80% расходов производится в рублях |
Социокультурные факторы | 1. Повышение
благосостояния населения региона
2. Реализация эффективной социальной политики на предприятии, позволяющей поддерживать в обществе статус ответственного работодателя 3. Корпоративные
ценности стали в жизни |
1. Дефицит грамотных
и высококвалифицированных кадров
в технической области в регионе
2. Производство
на предприятии считается 3. Численность
населения уменьшается, |
Технологические факторы | 1. Участие в
производстве двигателя для 2. Общая
мощность производственных 3. Производственная база ПМЗ позволяет без значительных инвестиций продолжать производство в течение 10 лет. 4. Создание
конструкторско- |
1. Учащаются
случаи техногенных катастроф и
аварий, наиболее ярко это выражено на
устаревших предприятиях
2. Высокая
степень изношенности |
Далее
проведем анализ конъюнктуры рынка,
на котором действует ОАО «Пермский
Моторный Завод» (таблица 1.7).
Таблица 1.7. – Анализ конъюнктуры рынка
Вопрос | Ответ |
1. Какова степень насыщенности рынка? | Практически полное заполнение |
2. Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 2-5 лет? | Произойдет увеличение рынка |
3. Какие признаки указывают на падение либо рост рынка? | Высокие темпы
развития стран региона «БРИГ» (Бразилия,
Россия, Индия, Китай) - укрепление суверенитета
стран за счет роста расходов на вооружение,
в первую очередь, российского производства
Увеличение расходов государства на модернизацию ВВС, в том числе, увеличение гос. заказов на истребители пятого поколения |
4.Какова общая тенденция спроса на продукт данной организации? | Продукты производства
пользуются стабильным спросом со стороны
Министерства обороны, оборонных структур
ряда зарубежных стран (Индия)
Сегмент гражданской продукции является востребованным на рынке, однако сохраняется невысокая доля его в выручке предприятия |
5. Экономическая ситуация в важнейших потребляющих регионах | Экономическое
укрепление стран, стремление к повышению
безопасности за счет современного вооружения,
военной авиации
Повышение уровней доходов государства, в том числе за счет благоприятной конъюнктуры цен на сырьевых рынках, как следствие, наращивание военного и оборонного потенциала страны |
В результате анализа конъюнктуры рынка можно сделать выводы: рынок данной продукции заполнен практически полностью, в ближайшее время произойдет увеличение емкости рынка, во-первых, из-за угрозы безопасности в некоторых регионах мира и стремления ее обеспечить за счет современного российского вооружения, в том числе, по геополитическим причинам (Венесуэла, Индия, Китай, ряд государств Аравийского полуострова, Иран), во-вторых, из-за увеличения военного бюджета РФ в последующее десятилетие в два раза, что соответственно, повлечет за собой увеличение оборонного заказа.
В
таблице 1.8 приведен более полный анализ
тенденций развития в сфере основной деятельности
ПМЗ.
Таблица 1.8. – Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «Пермский Моторный Завод»
Факторы | Характеристика |
Общие тенденции в отрасли авиационной промышленности | - привлечение
масштабных финансовых средств
на организацию крупных - ориентация производителей авиационной техники на государственную поддержку в плане стабильного финансирования и размещения государственного заказа на выпускаемую продукцию; - внедрение
в производство новых |
Прогноз в отношении будущего развития событий в отрасли | - возрастание
конкуренции на мировом рынке
вооружений со стороны ведущих предприятий
стран Германии, Франции, Великобритании
и США;
- возникновение в России крупных корпораций с определением головных предприятий по каждому направлению отрасли авиационной промышленности; - при
условии необходимой и |
Возможные негативные факторы, которые могут повлиять на сбыт предприятием его продукции (работ, услуг) | - действия организаций
- конкурентов;
- моральное старение продукции; - снижение качества продукции; - риск
инвестиционного климата ( - маркетинговый риск – сезонность продаж (спрос в весенне-летний период); - социальный риск: расслоение населения по уровням доходов; - риск
возможных протекционистских - запретные меры Правительства РФ: возможное ухудшение дипломатических отношений со странами, являющимися основными потребителями военной продукции, поставляемой по экспортным контрактам и договорам. (Китай, Индия и др.). |
Таблица 1.9. – Отраслевые риски предприятия
Внутренний рынок | Внешний рынок |
Колебание курсов мировых валют и цен на нефть | Запрет на экспорт продукции в связи с ухудшением дипломатических отношений со странами – потребителями |
Риск инвестиционного климата (инфляция, увеличения налогов) | Претворение в жизнь политики протекционизма странами – потребителями продукции либо различными военными блоками |
Банковские риски (высокие процентные ставки по кредитам) | Лоббирование интересов и политическое давление на потребителей продукции со стороны конкурентов |
Недобросовестная конкуренция со стороны предприятий аналогичного профиля | Введение экономических санкций и запретов на закупку и поставку вооружения в отношения стран – потребителей |
Изменение системы налогообложения | Сокращение армии и обычных вооружений и техники странами – потребителями |
Реформирование отрасли в связи со снижением потребности в оборонной продукции | |
Сезонность продаж продукции |
Изучение
внутренней среды компании дает руководству
возможность оценить внутренние
ресурсы и возможности
В таблице 1.10 приведен анализ основных финансовых показателей предприятия.
Таблица 1.10. – Основные финансовые показатели
На данное предприятие приходится более 90% выручки и активов, а также более 80% обязательств группы (по итогам 2009 г.). По данным ПМЗ, операции с дочерними компаниями осуществляются на рыночных принципах.
Выручка компании в значительной степени волатильна, так как зависит от сроков и условий поставок по контрактам. Отгрузка готовых двигателей и, соответственно, выручка по контракту может быть значительно растянута во времени.
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия