Разработка стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

цель курсового проекта – построение эффективной стратегии развития предприятия на основе многостороннего анализа внешней и внутренней среды, конкурентных сил в отрасли на примере ОАО «Пермский Моторный Завод». Поставленная цель определила постановку следующих задач:
- изучение сложившейся экономической ситуации на ОАО «Пермский Моторный Завод»;
- выявление возможностей, опасностей, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения;
- анализ конъюнктуры рынка предприятия для определения его последующей стратегии;
- выработка стратегических мероприятий, повышающих конкурентоспособность бизнеса, и оценка их эффективности;
- установление миссии организации и ее корректировка в соответствии с реализуемой стратегией, построение дерева целей ОАО «Пермский Моторный Завод».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации 5
1.1. Общие сведения об организации ОАО «Пермский Моторный Завод»» 5
1.2. Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли 9
1.3. Анализ внутренней среды организации 14
Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации 26
2.1. Установление миссии и целей организации 26
2.2. Подбор стратегий организации 30
2.3. Стратегическое планирование конкретного бизнеса организации 33
Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации 35
3.1. Стратегические изменения в организации 35
3.2. Оценка эффективности стратегии 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 46
Приложение 2 47

Работа содержит 1 файл

78Б.doc

— 831.50 Кб (Скачать)
 

     По  данным таблицы 1.4. видно, что постепенно происходит снижение валовой и операционной рентабельности, в то же время чистая рентабельность за 2009 год выросла на 4% по сравнению с 2008 годом.

     Таблица 1.5. – Показатели ликвидности и прибыльности

Показатели  ликвидности 2008 2009
Коэффициент общей ликвидности 1,677 2,035
Коэффициент срочной ликвидности 0,521 0,769
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,089 0,052
Показатели  прибыльности 2008 г. 2009 г.
Прибыльность  всех затрат (Прибыль от основной деятельности/ Затраты), % 28,345 16,312
Балансовая  прибыль к общим затратам на реализованную  продукцию, % 20,775 14,775
Чистая  прибыль к общим затратам на реализованную  продукцию, % 12,582 11,526
Прибыльность  всей деятельности, % 9,804 9,910
Нижняя  граница прибыльности (точка безубыточности), тыс. руб. 6 674 585 11 306 708
Абсолютное  отклонение от точки безубыточности, тыс. руб. 3 783 802 3 688 790
Запас прочности, % 36,180 24,599
Прибыльность  продаж % 9,804 9,910
 

     Данные  таблицы 1.5 свидетельствуют о положительной в целом динамике развития предприятия по показателям прибыльности и ликвидности. Одной из негативных тенденций является снижение показателя прибыльности всех затрат в 2009 году на 12,033%.

     Анализ  структуры имущества осуществляется на основе сравнительного аналитического баланса, который включает в себя и вертикальный, и горизонтальный анализ.

     Заёмные средства в ОАО «Пермский Моторный Завод»представлены кредиторской задолженностью: долгосрочные обязательства выросли в 4,2 раза (+421%). Краткосрочные займы и кредиты увеличились на 457 036 тыс. рублей (+7,2%).

     В результате проведённого анализа можно  сделать следующие выводы:

  • имущество в ОАО «Пермский Моторный Завод»за исследуемый период увеличилось;
  • преобладающее место в структуре имущества занимают внеоборотные средства, доля которых для предприятий производства является высокой;
  • среди источников формирования имущества преобладают собственные средства, однако удельный вес заемных средств значительно увеличивается, особенно в форме кредиторской задолженности.

1.2. Анализ внешней  среды и конкурентных  сил в отрасли

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие  организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужных ресурсов. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Во избежание этого необходимо проанализировать всевозможные факторы внешней среды. 

     Таблица 1.6 – PEST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии ОАО «Пермский Моторный Завод»

Фактор Возможность Угроза
Политические факторы 1. Развитие тесного  технологического сотрудничества с крупнейшими авиапроизводителями страны

2. Включение  отрасли авиации и авиастроения  в область стратегических интересов государства

3. Возможность  прямого экспорта отдельных видов продукции в обход Рособоронэкспорта

4. Вероятная  консолидация в интегрированную  двигателестроительную корпорацию

1. Смена правительства,  как на федеральном, так и  на региональном уровнях

2. Принятие  новых более «жестких» требований к производимой продукции

3. Ухудшение  отношений России с основными  покупателями военной авиации

4. Ограниченность спроса на продукцию в силу геополитических причин. Несмотря на высокую конкурентоспособность продукции ПМЗ, по геополитическим причинам рынок этой продукции ограничен Россией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

Экономические факторы 1. Увеличение  оборонного заказа со стороны  государства (по заявлению С. Иванова – первого вице-премьера Правительства РФ, в 2 раза в 2015 году)

2. Снижение  инфляционных ожиданий в экономике, удешевление кредитов, переход на «таргетирование» инфляции

4. Рост  темпов экономического развития в регионе, расширение инвестиционной деятельности предприятий в регионе, имеющих потребности в источниках инвестирования

1. Ожидаемый  уровень инфляции 10 – 12 %

2. Удорожание  кредитных ресурсов, необходимых для развития предприятия, в результате кризиса на мировых финансовых рынках и рецессии в США

3. Зависимость  от поставщиков комплектующих

4. Отсутствие  отчетности по МСФО

5. Укрепление  рубля, т.к. контракты ПМЗ на поставку двигателей номинированы в основном в долларах США, а 80% расходов производится в рублях

Социокультурные факторы 1. Повышение  благосостояния населения региона

2. Реализация  эффективной социальной политики на предприятии, позволяющей поддерживать в обществе статус ответственного работодателя

3. Корпоративные  ценности стали в жизни работников неотъемлемой частью

1. Дефицит грамотных  и высококвалифицированных кадров в технической области в регионе

2. Производство  на предприятии считается вредным,  как для работников, так и для  экологии в целом

3. Численность  населения уменьшается, происходит отток наиболее ценных и опытных кадров на запад России

Технологические факторы 1. Участие в  производстве двигателя для истребителя  5-го поколения

2. Общая  мощность производственных подразделений компаний с численностью производственного персонала около 19 тыс. человек позволяет ежегодно выпускать более 100 авиадвигателей в год

3. Производственная  база ПМЗ позволяет без значительных инвестиций продолжать

производство  в течение 10 лет.

4. Создание  конструкторско-технологического комплекса быстрого проектирования, изготовления отдельных деталей и проведения оптических измерений. Данный центр на порядок сокращает время освоения новых видов высокотехнологичной продукции

1. Учащаются  случаи техногенных катастроф и аварий, наиболее ярко это выражено на устаревших предприятиях

2. Высокая  степень изношенности производственного оборудования (80-90%)

     Далее проведем анализ конъюнктуры рынка, на котором действует ОАО «Пермский Моторный Завод» (таблица 1.7). 

     Таблица 1.7. – Анализ конъюнктуры рынка

Вопрос Ответ
1. Какова степень  насыщенности рынка? Практически полное заполнение
2. Каковы тенденции  изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 2-5 лет? Произойдет  увеличение рынка
3. Какие признаки  указывают на падение либо рост рынка? Высокие темпы  развития стран региона «БРИГ» (Бразилия, Россия, Индия, Китай) - укрепление суверенитета стран за счет роста расходов на вооружение, в первую очередь, российского производства

Увеличение  расходов государства на модернизацию ВВС, в том числе, увеличение гос. заказов на истребители пятого поколения

4.Какова  общая тенденция  спроса на продукт  данной организации? Продукты производства пользуются стабильным спросом со стороны  Министерства обороны, оборонных структур ряда зарубежных стран (Индия)

Сегмент гражданской продукции является востребованным на рынке, однако сохраняется невысокая доля его в выручке предприятия

5. Экономическая ситуация  в важнейших потребляющих регионах Экономическое укрепление стран, стремление к повышению безопасности за счет современного вооружения, военной авиации

Повышение уровней доходов государства, в том числе за счет благоприятной конъюнктуры цен на сырьевых рынках, как следствие, наращивание военного и оборонного потенциала страны

 

     В результате анализа конъюнктуры рынка можно сделать выводы: рынок данной продукции заполнен практически полностью, в ближайшее время произойдет увеличение емкости рынка, во-первых, из-за угрозы безопасности в некоторых регионах мира и стремления ее обеспечить за счет современного российского вооружения, в том числе, по геополитическим причинам (Венесуэла, Индия, Китай, ряд государств Аравийского полуострова, Иран), во-вторых, из-за увеличения военного бюджета РФ в последующее десятилетие в два раза, что соответственно, повлечет за собой увеличение оборонного заказа.

     В таблице 1.8 приведен более полный анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ПМЗ. 
 

     Таблица 1.8. – Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «Пермский Моторный Завод»

Факторы Характеристика
Общие тенденции в отрасли авиационной промышленности - привлечение  масштабных финансовых средств  на организацию крупных финансовых проектов, связанных с разработкой и производством продукции нового поколения;

- ориентация  производителей авиационной техники на государственную поддержку в плане стабильного финансирования и размещения государственного заказа на выпускаемую продукцию;

- внедрение  в производство новых технологий  для увеличения качества и  конкурентоспособности выпускаемой продукции

Прогноз в отношении будущего развития событий в отрасли - возрастание  конкуренции на мировом рынке  вооружений со стороны ведущих предприятий стран Германии, Франции, Великобритании и США;

- возникновение  в России крупных корпораций  с определением головных предприятий по каждому направлению отрасли авиационной промышленности;

- при  условии необходимой и стабильной  финансовой поддержки со стороны  государства, дальнейшая модернизация  существующей военной техники  и создание новых видов продукции, отвечающей современным технологиям и требованиям в области качества выпускаемой продукции

Возможные негативные факторы, которые могут повлиять на сбыт предприятием его продукции (работ, услуг) - действия организаций  - конкурентов;

- моральное  старение продукции;

- снижение  качества продукции;

- риск  инвестиционного климата (инфляция, изменение налогообложения, изменение валютного курса);

- маркетинговый  риск – сезонность продаж (спрос  в весенне-летний период);

- социальный  риск: расслоение населения по  уровням доходов;

- риск  возможных протекционистских мер  как со стороны Правительств стран, в которых находятся основные потребители, так и Правительств других стран, входящих в различные военные блоки.

- запретные  меры Правительства РФ: возможное  ухудшение дипломатических отношений со странами, являющимися основными потребителями военной продукции, поставляемой по экспортным контрактам и договорам. (Китай, Индия и др.).

 

     Таблица 1.9. – Отраслевые риски предприятия

Внутренний  рынок Внешний рынок
Колебание курсов мировых валют и цен на нефть Запрет на экспорт  продукции в связи с ухудшением дипломатических отношений со странами – потребителями
Риск  инвестиционного климата (инфляция, увеличения налогов) Претворение в  жизнь политики протекционизма странами – потребителями продукции либо различными военными блоками
Банковские  риски (высокие процентные ставки по кредитам) Лоббирование  интересов и политическое давление на потребителей продукции со стороны  конкурентов
Недобросовестная  конкуренция со стороны предприятий  аналогичного профиля Введение экономических  санкций и запретов на закупку и поставку вооружения в отношения стран – потребителей
Изменение системы налогообложения Сокращение  армии и обычных вооружений и  техники странами – потребителями
Реформирование  отрасли в связи со снижением потребности в оборонной продукции
Сезонность  продаж продукции

1.3. Анализ внутренней  среды организации

     Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и  слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.

     В таблице 1.10 приведен анализ основных финансовых показателей предприятия.

     Таблица 1.10. – Основные финансовые показатели

 

     На  данное предприятие приходится более 90% выручки и активов, а также более 80% обязательств группы (по итогам 2009 г.). По данным ПМЗ, операции с дочерними компаниями осуществляются на рыночных принципах.

     Выручка компании в значительной степени  волатильна, так как зависит от сроков и условий поставок по контрактам. Отгрузка готовых двигателей и, соответственно, выручка по контракту может быть значительно растянута во времени.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия