Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Актуальность выбора темы курсового проекта определяется тем, что на сегодняшний день стратегическое планирование - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Целью дипломного проекта является построение стратегии развития предприятия на примере ООО «Фараон».
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки стратегической программы 5
1.1. Сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента -
1.2. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ 16
1.3. Стратегия развития предприятия и методы её построения 35
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Фанса» 43
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Фанса» -
2.2. Отраслевые особенности мебельного производства,
которые необходимо учитывать при разработке
стратегии предприятия 46
2.3. Анализ существующей стратегической ситуации
развития ООО «Фанса» 54
3. Основные направления и рекомендации для разработки стратегической программы развития на предприятии ООО «Фанса» 66
3.1. Основные направления разработки стратегической программы -
3.2. Оценка предлагающей стратегической программы 77
Заключение 93
список использованных источников 97
Приложение 1 Организационная структура ООО «Фанса»
Приложение 2 Товарная структура ООО "Фанса"
Приложение 3 Данные для составления матрицы БКГ
Приложение 4 Матрица БКГ ООО «Фанса»
2.3.Анализ существующей
стратегической программы
Структура ООО «Фараон» представляет собой совокупность ее элементов и связей между ними. Элементами структуры в организации могут быть ее структурные подразделения, а также отдельные работники.
Производственная структура ООО «Фараон» состоит из основного производства, вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства.
Основное производство охватывает процессы, непосредственно связанные с превращением исходного сырья в готовую продукцию. Оно занимает центральное место во всей производственной деятельности предприятия.
Вспомогательное производство состоит из процессов материального и технического обслуживания основного производства. Вспомогательное производство призвано обеспечить планомерную и бесперебойную работу основного производства.
Обслуживающие хозяйства в отличие от указанных производств никакой продукции не дают, а выполняют операции по транспортировке и хранению сырья, материалов и готовой продукции (транспорт, склады).
В настоящее время на ООО «Фараон» администрация в лице Генерального директора смещает и назначает руководителей структурных подразделений организации. Для предприятия характерен высокий уровень специализации в подразделениях.
Подразделениям
предоставляются общие и
Организационная структура ООО «Фараон». На предприятии работают квалифицированные работники. Прием на работу производится на конкурсной основе. Численность промышленно-производственного персонала определяется исходя из функциональной целесообразности. Общая численность работников 120.На сегодняшний день текучесть персонала в целом по предприятию небольшая, это связано с тем, что большинство сотрудников устраивают условия труда и заработной платы. График работы сотрудников предприятия: с 8.00 до 20.00, график работы 3 дня через 3. Социальные факторы внешней среды:
1) Рост численности
специалистов с высшим
2) Изменение моды. Приведет к активному развитию производства. Поэтому предприятие должно расширить ассортимент выпускаемой продукции.
Политические и правовые факторы:
1) Снижение политической
обстановки может влечь за
собой ухудшение политической
направленности в сфере
2) Переход на
европейские стандарты. Многие
предприятия стремятся выйти
на мировой рынок, для этого
необходимы квалифицированные
Научно-технические факторы:
1) Совершенствование
технологии производства. Многие
предприятия стремятся
2) Изменение рекламных технологий ведет к увеличению обхвата рекламой потенциальных потребителей. Применение новых технологий в рекламной сфере, использование новых видов рекламы.
3) Ускорение темпов обновления производства
Научно-промышленный
процесс не стоит на месте все
время появляется новое оборудование.
Появление новых
Экономические:
1) Рост темпов инфляции. Этот фактор действует отрицательно, что проявляется в увеличении издержек, повышении цен на выпускаемую продукцию.
2) Скачки курсов
валют. Курс валют для
3) Рост налогов
и пошлин приводит к
4) Рост уровня доходов потребителей приведет к повышению спроса и увеличению продаж особенно мебели среднего класса.
При изучении непосредственного окружения предприятия в первую очередь необходимо обратить внимание на одну из главных его составляющих - потребителей. Изучение потребителей позволит предприятию лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что ожидает продукт в будущем и так далее.
Потенциальными
потребителями продукции
Составляющей частью непосредственного окружения любого предприятия являются поставщики. От отношений с ними зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество выпускаемой предприятием продукции. Производители сырья, необходимого для производства мебельной продукции, - это крупные российские предприятия. Их немного, они расположены в основном в центральной части России, у них большое число потребителей, как российских, так и зарубежных. Поэтому они обладают возможностью диктовать свои условия потребителям. Поставщиком сырья и фурнитуры является ОАО «Смоленский комбинат», ООО «Интерьер» и другие.
Немаловажное место в стратегическом управлении занимает изучение следующего элемента непосредственного окружения предприятия - конкурентов, то есть тех, с кем предприятию приходится бороться за ресурсы, которые необходимо получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды предприятия являются также и те предприятия, которые могут выйти на рынок, а также фирмы, которые производят замещающий продукт. Фирмы - новички имеют барьеры для выхода на рынок мебели в виде необходимости больших капиталовложений для разворачивания масштабного производства [23, с. 47].
Крупнейшими конкурентами ООО «Фанса» в настоящее время являются ООО «Мастер», фабрика мебели «Добрый стиль», ООО «Наири». Они занимают лидирующие позиции, и их доля на российском рынке составляет 22 Как видим из полученных данных ООО «Фанса» по уровню качества продукции не уступает своим основным конкурентам.
Рынок цен. Продукция мебельных фирм конкурирующих на рынке Ульяновской области не одинаковая как по цене, так и по качеству. Этот фактор является основополагающем для продвижения товара на рынок.
Самую качественную и дорогую мебель предлагает фирма «Добрый стиль». Цена мебели фирм ООО «Мастер», ООО «Наири» достаточно высокая, но она несколько ниже. ООО «Фанса» предлагает мебель высокого качества, современного дизайна, сравнительно низкой цены, доступной для большинства потребителей.
Между фирмами существует неценовая конкуренция, так как каждая фирма предлагает продукцию, рассчитанную на определенный сегмент, т.е. на круг потребителей с определенным уровнем дохода.
ООО «Фанса» использует активную ценовую стратегию, т.е. не придерживается пассивного следования за лидером в ценах, а разрабатывает свою стратегию, учитывая собственные интересы.
На разные модели товаров одного вида предприятие устанавливает цены, которые достаточно отделены друг от друга, чтобы потребители видели качественные различия между моделями, иначе они будут рассматривать нижнее значение цены как самую подходящую для себя цену, исходя из того что «между моделями нет различий».
В целом предприятие придерживается стратегии средних цен, поскольку нет возможностей для реализации стратегии высоких или низких цен.
Успешным для нашего предприятия является применение стратегии «цена с доставкой». То есть предприятие продает продукцию по цене, в которую включена стоимость доставки до покупателя. При этом предприятию нужно вести дополнительный учет затрат по транспортировке продукции, но данная стратегия достаточно удобна для покупателя.
Продвижение товара на рынке. Предприятие ООО «Фанса» реализует свою продукцию оптом и в розницу, по индивидуальным заказам на территории городов: Ульяновск, Казань, Набережные челны, Самара, Чебоксары, респуб Чувашии, Москва. Сбыт своей продукции предприятие осуществляет по заказам постоянных клиентов. Предприятие устанавливает гарантийный срок на свою продукцию.
Оценка сильных
и слабых сторон фирмы методом SWOT-анализа.
Самый удобный и опробированный
способ оценки стратегического положения
компании -- SWOT-анализ. Сила -- это то,
в чем предприятие преуспело.
Она может заключаться в
Таблица 2.5.
SWOT-анализ для ООО «Фанса»
Возможности: | Угрозы: | ||
1. Улучшение
уровня жизни насе-ления
2. Изменение рекламных техноло-гий 3. Развитие информационной от-расли 4. Появление новых поставщиков 5. Изменения моды 6. Снижение цен на сырье и гото-вую продукцию 7. Снижение налогов и пошлин 8. Совершенствование менедж-мента 9. Снижение безработицы 10. Разорение и уход фирм-продав-цов 11. Уменьшение
императивных норм 12. Совершенствование технологии производства 13. Предложения
о сотрудничестве со стороны
отечественных предпри-ни- 14. Неудачное поведение конкурен-тов |
1. Изменение
покупательских предпочтений
2. Изменение правил ввоза продукции 3. Сбои в поставках продукции 4. Появление принципиально нового товара 5. Снижение уровня жизни населения 6. Рост темпов инфляции 7. Ужесточение законодатель-ства 8. Изменение уровня цен 9. Скачки курсов валют 10. Появление новых концернов 11. Увеличение конкурентных преиму-ществ со стороны конку-рентов 12. Рост налогов и пошлин 13. Усиление конкуренции 14. Рост безработицы 15. Ухудшение политической обста-новки 16. Национализация бизнеса 17. Появление новых фирм на рынке |
||
Сильные стороны: | «Сила и возможности» | «Сила и угрозы» | |
1. Достоверный
мониторинг рынка
2. Отлаженная сбытовая сеть 3. Широкий ассортимент продукции 4. Высокий контроль качества 5. Высокая рентабельность 6. Рост оборотных средств 7. Хорошая мотивация персонала 8. Достаточная известность |
- увеличение
ассортимента, добавление сопутст-вующих
товаров и услуг позволит наличие финансовых
средств;
- достаточная
известность будет спо- - квалификация
персонала, контроль качества, неудачное
поведение кон-курентов и - четкая стратегия
позволит использо-вать все |
- усиление конкуренции,
политика госу-дарства, - появление конкурентов вызовет допол-нительные расходы финансовых ресурсов; - известность
добавит преиму-ществ в - достоверный мониторинг уловит изме-нения вкусов потребителей. |
|
Слабые стороны: | «Слабость и возможность» | «Слабость и угрозы» | |
1. Сбои
в снабжении
2. Недостатки в рекламной политике 3. Средний уровень цен 4. Низкий уровень
сервиса (дополни-тельные 5. Не полная
загруженность произ- 6. Неучастие
персонала в принятии 7. Недостаточный контроль исполне-ния приказов и распоряжений |
- плохая рекламная
политика создаст затруднения,
увеличении ассортимента - неучастие персонала
в принятии решений и - снижение уровня
цен, размеров налогов и |
- появление
новых конкурентов, низкий - неблагоприятная
политика государ-ства может - непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при измене-нии их вкусов; - неполная загруженность
производст-венных мощностей |
|