Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Актуальность выбора темы курсового проекта определяется тем, что на сегодняшний день стратегическое планирование - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Целью дипломного проекта является построение стратегии развития предприятия на примере ООО «Фараон».
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки стратегической программы 5
1.1. Сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента -
1.2. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ 16
1.3. Стратегия развития предприятия и методы её построения 35
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Фанса» 43
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Фанса» -
2.2. Отраслевые особенности мебельного производства,
которые необходимо учитывать при разработке
стратегии предприятия 46
2.3. Анализ существующей стратегической ситуации
развития ООО «Фанса» 54
3. Основные направления и рекомендации для разработки стратегической программы развития на предприятии ООО «Фанса» 66
3.1. Основные направления разработки стратегической программы -
3.2. Оценка предлагающей стратегической программы 77
Заключение 93
список использованных источников 97
Приложение 1 Организационная структура ООО «Фанса»
Приложение 2 Товарная структура ООО "Фанса"
Приложение 3 Данные для составления матрицы БКГ
Приложение 4 Матрица БКГ ООО «Фанса»
Рассмотрев общие
для предприятия
Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, а также невозможно определить цели планирования и нужно ли оно вообще и, следовательно, невозможно построить план.
Для разработки стратегии мебельной отрасли необходимо провести конкурентный анализ отрасли. Сначала необходимо определить особенности отрасли, в которую входит данное предприятие.
Общая характеристика мебельной промышленности России.
Объем рынка. В первую очередь, необходимо отметить, что данные, предоставляемые официальными структурами, в достаточно большой степени отличаются от реальных (за счет «теневого» рынка мебели), а сведения, публикуемые различными маркетинговыми компаниями, также отличаются друг от друга. Все это создает дополнительные сложности при изучении мебельной промышленности России в целом.
Следует отметить, что по оценкам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Центра по развитию мебельной промышленности ГНЦ ЛПК, исследовательских компаний, занимающихся макроэкономическими оценками, реальная емкость мебельного рынка России выше заявленной официально как минимум в 1,6-2 раза за счет доли «теневого» рынка.
Структура мебельного рынка. Мебельный рынок РФ традиционно делится на три основных сегмента: офисная мебель, мебель для дома и специализированная мебель для учебных заведений, больниц, ресторанов, складских помещений и т.п. Основной объем мебельного рынка России занимает мебель для дома, на долю которой приходится около 70% от общего объема российского мебельного рынка, рис. 2.1. Объем рынка офисной мебели, точно неизвестен, так как различные учреждения предоставляют разные цифры. Так, офисная и специальная мебель, по данным Центра развития мебельной промышленности составляет около 25% от общего объема мебельного рынка России, по данным Государственного научного центра лесопромышленного комплекса, сейчас на офисную мебель приходится 17% рынка мебели. По обобщенным экспертным сведениям можно предполагать, что реальная доля рынка, занятая офисной мебелью, составляет порядка 20%. Остальная часть мебельного рынка России - порядка 10% - приходится на сегмент специализированной мебели.
Географическое
разделение производства мебели в России
по федеральным округам и
Что же касается
регионального распределения
Мебельная отрасль в регионах РФ: состояние, проблемы, перспективы. Объемы производства и показатели среднедушевого потребления мебели жителями регионов РФ: текущее состояние, перспективы развития. Рост благосостояния населения в большинстве регионов сказался на их покупательской способности. Доля затрат на непродовольственные товары, в частности на товары и принадлежности по ведению хозяйства, мебели, в общей структуре потребительских расходов населения увеличилась, составив в среднем 3-5%.
Средний показатель потребления мебели на душу населения РФ в 2008г. составил порядка $41 против 12-ти в 2003году. В период 2003-2008гг. уровень мебельного производства во всех исследуемых регионах РФ заметно вырос. Динамика роста объемов выпуска мебели составлял порядка 30% ежегодно. Исключение составил лишь Пермский край, показавший наименьшие темпы роста - 8% в год.
Основными причинами
резкого взлета отечественной мебельной
промышленности в 2004-2005гг. эксперты называют
увеличение объемов жилищного
Построение прогноза
объемов регионального
Прогноз развития мебельного производства Ульяновской области показывает динамику роста объемов выпуска мебели в зависимости от варианта и темпов развития региональной экономики. Так, при наиболее благоприятном развитии экономической ситуации в регионе динамика роста мебельной промышленности Ульяновской области к 2020г. может составить порядка 13% ежегодно, что приведет к увеличению показателя 2008г. в пять раз. При наименее благоприятном развитии региона предполагается замедление темпов ежегодного роста до 4%.
Однако, по мнению аналитиков, при стабильно благоприятном состоянии экономического климата в регионе, наиболее вероятен усредненный прогноз развития мебельной отрасли в области, где ежегодный темп роста составит порядка 9%, и объем выпуска мебельной продукции к 2020г. возрастет до 16560 млн. рублей.
Структура затрат на производство мебели: региональная специфика. Основную долю затрат на мебельное производство составляют расходы на сырье и материалы: порядка 55% от общей суммы затрат на производство. Наименьшая доля расходов в настоящее время приходится на рекламную и маркетинговую деятельность компаний.
Данная структура производственных затрат, основанная на специфике того или иного региона. В Ульяновской области с ежегодным сокращением и без того малой доли собственного деревообрабатывающего производства, затраты на закупку необходимого сырья неуклонно растут.
Тенденцией последнего времени является рост расходов со стороны компаний на рекламу и продвижение производимой мебельной продукции. Приход на мебельные рынки все большего числа федеральных и иностранных игроков, вынуждает местные мебельные компании вкладывать все больше средств в маркетинг, рекламу и PR, поскольку конкуренция между ними происходит не только и уже не столько в сегментах цены и качества товара, сколько в сегменте маркетингового продвижения бренда.
Основные барьеры на вход на региональные мебельные рынки. Основными барьерами, препятствующими вхождению новых компаний на региональные мебельные рынки, являются барьеры, связанные с первоначальными капиталовложениями в организацию мебельного производства, отсутствие квалифицированного персонала и современного оборудования, а также угроза вступления России в ВТО.
Особенности регионального мебельного ритейла: проблемы сбыта. Большинство как федеральных, так и региональных мебельных производителей в настоящее время не уделяют достаточно внимания вопросам сбыта собственной продукции. Политика, проводимая российскими предприятиями, строится по принципу «здесь и сейчас», то есть большинство компаний не имеют долгосрочного, стратегического плана собственного развития. Целенаправленная сбытовая стратегия присутствует только в компаниях-«лидерах отрасли». Самой известной компанией, в последнее время активно занимающейся экспансией российских регионов, является, пожалуй, компания «ИКЕА».
Региональные же компании, как правило, просто не могут себе позволить тратить на это деньги. В результате это приводит к постепенному уменьшению доли рынка компании и последующему ее вытеснению с появлением на рынке новых игроков.
В последние годы основное внимание уделяется следующим каналам сбыта:
· Открытие собственных магазинов (развитие торговой сети)
· Работа с региональными дилерами
· Участие в
тендерах (проводимых как государством,
так и коммерческими
· Освоение возможностей Интернета в регионах происходит весьма медленно. Большое количество компаний не имеют даже самых простых сайтов, где можно было бы почерпнуть хотя бы минимально информацию о компании и предлагаемой ею продукции. К размещению на специализированных Интернет-ресурсах о мебели многие руководители региональных компаний относятся скептически.
· Прямые продажи. В основном используются при продаже специализированной мебели.
Вместе с тем, основную роль в сбыте продукции, для большинства региональных производителей мебели играют традиционные способы продажи через точки розничной торговли. Наиболее популярными из них являются, отдели мебели в торговых центрах (наиболее интересны для небольших производителей за счет возможности арендовать небольшую торговую площадь), мебельные магазины (весьма распространены практически во всех регионах; занимают небольшие торговые площади, работают в основном в сегменте эконом-класса, загрузку магазина большей частью обеспечивают местные производители) и монобрендовые салоны мебели «от производителя» (характерны для более крупных региональных производителей, создается компанией с целью сбыта только своей продукции).
Что касается крупных специализированных торговых центров, то это наименее представленный в регионах формат мебельных продаж. Как правило, таких центров в настоящее время не больше 2-3 на регион и расположены они в столицах регионов.
В настоящее время мебельная промышленность РФ находится в стадии интенсивного развития. В период 2000-2008г. объем производства мебели на территории России увеличился в 4 раза. Ежегодные темпы роста в тот же период составили порядка 22%, а в отдельных регионах достигли и 40% в год. Дальнейшее развитие мебельной отрасли регионов во многом будет зависеть от действий, предпринимаемых местными властями в поддержку регионального производителя, и самих компаний, понимающих тенденции рынка и развивающих перспективные направления производства и сбыта собственной продукции.
Исследование предпочтений и покупательских интересов на мебельном рынке города Ульяновска. Поскольку Ульяновск традиционно считается мебельным городом, здесь также представлена продукция, как крупных производителей, так и представителей среднего и малого бизнеса. Прежде всего, доходы жителей Ульяновской области неуклонно растут, а следовательно, увеличиваются и затраты населения на все то, что делает жизнь красивее, комфортнее и удобнее. Семьи, которые приобрели мебель в течение последнего года, потратили на это в среднем 18% своего годового бюджета. Каждый из опрошенных потратил на мебель в среднем около 1000 долларов.
При этом 66% респондентов интересуются недорогой отечественной мебелью, 24% покупали дорогие предметы обстановки также отечественного производства. Только менее 5% опрошенных приобрели дорогую импортную мебель. Исходя из этого, Ульяновск находится в русле общероссийских тенденций и остается благодатным полем сбыта своей продукции для отечественных мебельных фабрик.
За первые пять
лет нового века, изменились стилевые
предпочтения российских покупателей:
в лидеры вышла традиционная классическая
мебель, заняв место современных функциональных
предметов. Авангардное направление интересовало
только 5% населения. Ульяновск -- не исключение.
75% приобрели мебель именно в классическом
стиле, подтвердив тем самым российскую
тенденцию. 72% жителей города покупавших
мебель в течение последнего года, при
выборе ориентировались в первую очередь
на понравившуюся модель, а не на ее цену.Российские
специалисты в области мебельного рынка
утверждают, что со временем торговля
мебелью сосредоточится только в больших
салонах. Однако ситуация в Ульяновске
выглядит по-другому. В нашем городе популярностью
пользуются и крупные салоны, и небольшие
магазины недалеко от дома, и рынки, и фирмы
по изготовлению мебели на заказ, показано
в процентном содержании на рис.