Разработка стратегической программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбора темы курсового проекта определяется тем, что на сегодняшний день стратегическое планирование - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Целью дипломного проекта является построение стратегии развития предприятия на примере ООО «Фараон».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки стратегической программы 5
1.1. Сущность, этапы и принципы стратегического менеджмента -
1.2. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ 16
1.3. Стратегия развития предприятия и методы её построения 35
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Фанса» 43
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Фанса» -
2.2. Отраслевые особенности мебельного производства,
которые необходимо учитывать при разработке
стратегии предприятия 46
2.3. Анализ существующей стратегической ситуации
развития ООО «Фанса» 54
3. Основные направления и рекомендации для разработки стратегической программы развития на предприятии ООО «Фанса» 66
3.1. Основные направления разработки стратегической программы -
3.2. Оценка предлагающей стратегической программы 77
Заключение 93
список использованных источников 97
Приложение 1 Организационная структура ООО «Фанса»
Приложение 2 Товарная структура ООО "Фанса"
Приложение 3 Данные для составления матрицы БКГ
Приложение 4 Матрица БКГ ООО «Фанса»

Работа содержит 1 файл

Разработка стратегической программы.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

Рассмотрев общие  для предприятия организационные  характеристики, цели и виды деятельности, необходимо перейти к анализу  факторов, необходимых для оценки стратегии развития предприятия.

2.2. Отраслевые  особенности мебельного производства, которые необходимо учитывать  при разработке стратегии предприятия 

Планирование  любой деятельности начинается с  анализа ситуации, т. к. без результатов  анализа невозможно определить, какие  возможности и ресурсы имеются в наличии, а также невозможно определить цели планирования и нужно ли оно вообще и, следовательно, невозможно построить план.

Для разработки стратегии мебельной отрасли  необходимо провести конкурентный анализ отрасли. Сначала необходимо определить особенности отрасли, в которую входит данное предприятие.

Общая характеристика мебельной промышленности России.

Объем рынка. В  первую очередь, необходимо отметить, что данные, предоставляемые официальными структурами, в достаточно большой  степени отличаются от реальных (за счет «теневого» рынка мебели), а сведения, публикуемые различными маркетинговыми компаниями, также отличаются друг от друга. Все это создает дополнительные сложности при изучении мебельной промышленности России в целом.

Следует отметить, что по оценкам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Центра по развитию мебельной промышленности ГНЦ ЛПК, исследовательских компаний, занимающихся макроэкономическими оценками, реальная емкость мебельного рынка России выше заявленной официально как минимум в 1,6-2 раза за счет доли «теневого» рынка.

Структура мебельного рынка. Мебельный рынок РФ традиционно  делится на три основных сегмента: офисная мебель, мебель для дома и специализированная мебель для  учебных заведений, больниц, ресторанов, складских помещений и т.п. Основной объем мебельного рынка России занимает мебель для дома, на долю которой приходится около 70% от общего объема российского мебельного рынка, рис. 2.1. Объем рынка офисной мебели, точно неизвестен, так как различные учреждения предоставляют разные цифры. Так, офисная и специальная мебель, по данным Центра развития мебельной промышленности составляет около 25% от общего объема мебельного рынка России, по данным Государственного научного центра лесопромышленного комплекса, сейчас на офисную мебель приходится 17% рынка мебели. По обобщенным экспертным сведениям можно предполагать, что реальная доля рынка, занятая офисной мебелью, составляет порядка 20%. Остальная часть мебельного рынка России - порядка 10% - приходится на сегмент специализированной мебели.

Географическое  разделение производства мебели в России по федеральным округам и регионам. Лидирующее положение по производству мебели в РФ занимает Центральный  ФО, на долю которого приходится порядка половины всей производимой мебели в России.

Что же касается регионального распределения объемов  мебельного производства к общероссийскому  показателю выпуска мебельной продукции, то здесь безусловным лидером  является Ростовская область, объем  производства, которой по результатам 2008г. составил около $180 млн. За ней следует Челябинская область с объемом мебельного производства порядка 105 млн. руб. В остальных регионах мебельной продукции было выпущено менее, чем на сто млн. долл.

Мебельная отрасль в регионах РФ: состояние, проблемы, перспективы. Объемы производства и показатели среднедушевого потребления мебели жителями регионов РФ: текущее состояние, перспективы развития. Рост благосостояния населения в большинстве регионов сказался на их покупательской способности. Доля затрат на непродовольственные товары, в частности на товары и принадлежности по ведению хозяйства, мебели, в общей структуре потребительских расходов населения увеличилась, составив в среднем 3-5%.

Средний показатель потребления мебели на душу населения РФ в 2008г. составил порядка $41 против 12-ти в 2003году. В период 2003-2008гг. уровень мебельного производства во всех исследуемых регионах РФ заметно вырос. Динамика роста объемов выпуска мебели составлял порядка 30% ежегодно. Исключение составил лишь Пермский край, показавший наименьшие темпы роста - 8% в год.

Основными причинами  резкого взлета отечественной мебельной  промышленности в 2004-2005гг. эксперты называют увеличение объемов жилищного строительства  и рост благосостояния населения.

Построение прогноза объемов регионального мебельного производства на перспективу до 2020г. с учетом изменения основных макроэкономических показателей, влияющих на развитие страны и региона в целом, и мебельной  отрасли в частности, дает представление о будущем развитии региональной мебельной отрасли. В целом, построение прогнозных моделей по исследуемым регионам дает довольно оптимистичную картину их развития. Исключение, пожалуй, составляет лишь Пермский край: без существенной поддержки краевыми властями местных деревообрабатывающих и мебельных предприятий, мебельная промышленность региона к 2020г. придет в упадок.

Прогноз развития мебельного производства Ульяновской  области показывает динамику роста  объемов выпуска мебели в зависимости  от варианта и темпов развития региональной экономики. Так, при наиболее благоприятном развитии экономической ситуации в регионе динамика роста мебельной промышленности Ульяновской области к 2020г. может составить порядка 13% ежегодно, что приведет к увеличению показателя 2008г. в пять раз. При наименее благоприятном развитии региона предполагается замедление темпов ежегодного роста до 4%.

Однако, по мнению аналитиков, при стабильно благоприятном  состоянии экономического климата  в регионе, наиболее вероятен усредненный прогноз развития мебельной отрасли в области, где ежегодный темп роста составит порядка 9%, и объем выпуска мебельной продукции к 2020г. возрастет до 16560 млн. рублей.

Структура затрат на производство мебели: региональная специфика. Основную долю затрат на мебельное производство составляют расходы на сырье и материалы: порядка 55% от общей суммы затрат на производство. Наименьшая доля расходов в настоящее время приходится на рекламную и маркетинговую деятельность компаний.

Данная структура  производственных затрат, основанная на специфике того или иного региона. В Ульяновской области с ежегодным сокращением и без того малой доли собственного деревообрабатывающего производства, затраты на закупку необходимого сырья неуклонно растут.

Тенденцией последнего времени является рост расходов со стороны компаний на рекламу и продвижение производимой мебельной продукции. Приход на мебельные рынки все большего числа федеральных и иностранных игроков, вынуждает местные мебельные компании вкладывать все больше средств в маркетинг, рекламу и PR, поскольку конкуренция между ними происходит не только и уже не столько в сегментах цены и качества товара, сколько в сегменте маркетингового продвижения бренда.

Основные барьеры  на вход на региональные мебельные  рынки. Основными барьерами, препятствующими вхождению новых компаний на региональные мебельные рынки, являются барьеры, связанные с первоначальными капиталовложениями в организацию мебельного производства, отсутствие квалифицированного персонала и современного оборудования, а также угроза вступления России в ВТО.

Особенности регионального  мебельного ритейла: проблемы сбыта. Большинство  как федеральных, так и региональных мебельных производителей в настоящее время не уделяют достаточно внимания вопросам сбыта собственной продукции. Политика, проводимая российскими предприятиями, строится по принципу «здесь и сейчас», то есть большинство компаний не имеют долгосрочного, стратегического плана собственного развития. Целенаправленная сбытовая стратегия присутствует только в компаниях-«лидерах отрасли». Самой известной компанией, в последнее время активно занимающейся экспансией российских регионов, является, пожалуй, компания «ИКЕА».

Региональные  же компании, как правило, просто не могут себе позволить тратить  на это деньги. В результате это  приводит к постепенному уменьшению доли рынка компании и последующему ее вытеснению с появлением на рынке  новых игроков.

В последние  годы основное внимание уделяется следующим  каналам сбыта:

· Открытие собственных  магазинов (развитие торговой сети)

· Работа с региональными  дилерами

· Участие в  тендерах (проводимых как государством, так и коммерческими структурами) на поставку продукции корпоративным клиентам

· Освоение возможностей Интернета в регионах происходит весьма медленно. Большое количество компаний не имеют даже самых простых  сайтов, где можно было бы почерпнуть хотя бы минимально информацию о компании и предлагаемой ею продукции. К размещению на специализированных Интернет-ресурсах о мебели многие руководители региональных компаний относятся скептически.

· Прямые продажи. В основном используются при продаже  специализированной мебели.

Вместе с тем, основную роль в сбыте продукции, для большинства региональных производителей мебели играют традиционные способы продажи через точки розничной торговли. Наиболее популярными из них являются, отдели мебели в торговых центрах (наиболее интересны для небольших производителей за счет возможности арендовать небольшую торговую площадь), мебельные магазины (весьма распространены практически во всех регионах; занимают небольшие торговые площади, работают в основном в сегменте эконом-класса, загрузку магазина большей частью обеспечивают местные производители) и монобрендовые салоны мебели «от производителя» (характерны для более крупных региональных производителей, создается компанией с целью сбыта только своей продукции).

Что касается крупных  специализированных торговых центров, то это наименее представленный в регионах формат мебельных продаж. Как правило, таких центров в настоящее время не больше 2-3 на регион и расположены они в столицах регионов.

В настоящее  время мебельная промышленность РФ находится в стадии интенсивного развития. В период 2000-2008г. объем производства мебели на территории России увеличился в 4 раза. Ежегодные темпы роста в тот же период составили порядка 22%, а в отдельных регионах достигли и 40% в год. Дальнейшее развитие мебельной отрасли регионов во многом будет зависеть от действий, предпринимаемых местными властями в поддержку регионального производителя, и самих компаний, понимающих тенденции рынка и развивающих перспективные направления производства и сбыта собственной продукции.

Исследование  предпочтений и покупательских интересов на мебельном рынке города Ульяновска. Поскольку Ульяновск традиционно считается мебельным городом, здесь также представлена продукция, как крупных производителей, так и представителей среднего и малого бизнеса. Прежде всего, доходы жителей Ульяновской области неуклонно растут, а следовательно, увеличиваются и затраты населения на все то, что делает жизнь красивее, комфортнее и удобнее. Семьи, которые приобрели мебель в течение последнего года, потратили на это в среднем 18% своего годового бюджета. Каждый из опрошенных потратил на мебель в среднем около 1000 долларов.

При этом 66% респондентов интересуются недорогой отечественной  мебелью, 24% покупали дорогие предметы обстановки также отечественного производства. Только менее 5% опрошенных приобрели дорогую импортную мебель. Исходя из этого, Ульяновск находится в русле общероссийских тенденций и остается благодатным полем сбыта своей продукции для отечественных мебельных фабрик.

За первые пять лет нового века, изменились стилевые предпочтения российских покупателей: в лидеры вышла традиционная классическая мебель, заняв место современных функциональных предметов. Авангардное направление интересовало только 5% населения. Ульяновск -- не исключение. 75% приобрели мебель именно в классическом стиле, подтвердив тем самым российскую тенденцию. 72% жителей города покупавших мебель в течение последнего года, при выборе ориентировались в первую очередь на понравившуюся модель, а не на ее цену.Российские специалисты в области мебельного рынка утверждают, что со временем торговля мебелью сосредоточится только в больших салонах. Однако ситуация в Ульяновске выглядит по-другому. В нашем городе популярностью пользуются и крупные салоны, и небольшие магазины недалеко от дома, и рынки, и фирмы по изготовлению мебели на заказ, показано в процентном содержании на рис.                                                                                                                                               Ценовые категории. Самый широкий выбор ульяновская торговля представляет во второй ценовой категории -- недорогой мебели отечественного производства. Залы салонов просто забиты диванами. Основные виды мебели, пользующиеся спросом представлены на рис. 2.4. Вовсю развернулись местные производители. Они предлагают сотни моделей, которые выглядят аккуратно и стильно. Особенно много угловых диванов, круглые секции спинок которых (морская раковина) туго обтянуты контрастным флоком, а уголок оборудован удобными полочками. Обивка -- от натуральной и искусственной кожи до терможакарда -- прочного легкого материала, раскрашенного ярко. Импортная мебель в нашем городе -- в основном из четырех стран: Испания, Италия, Германия и Голландия. Германские фирмы (и повторяющие их направление совместные предприятия).                       В настоящее время мебельная промышленность РФ находится в стадии интенсивного развития. В период 2000-2008г. объем производства мебели на территории России увеличился в 4 раза. Ежегодные темпы роста в тот же период составили порядка 22%, а в отдельных регионах достигли и 40% в год. Дальнейшее развитие мебельной отрасли регионов во многом будет зависеть от действий, предпринимаемых местными властями в поддержку регионального производителя, и самих компаний, понимающих тенденции рынка и развивающих перспективные направления производства и сбыта собственной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разработка стратегической программы