Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:08, курсовая работа
Планирование – одна из четырёх важнейших функций менеджмента. Именно в процессе реализации этой функции определяются цели деятельности организации и всё, что необходимо для их достижения. В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.
Введение 3
1. Разработка стратегического плана организации как этап стратегического
менеджмента 5
2. Методические основы процесса разработки стратегического плана 13
3. Отечественный опыт разработки стратегического плана 28
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 43
3. Отечественный опыт разработки стратегического плана
Рассмотрим процесс выработки стратегического плана на примере Сбербанка РФ. Cбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира. Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии.
21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил стратегию развития Сбербанка до 2014 года. Сценарий «инерционного развития» предполагает сохранение принципиальных элементов сложившейся модели работы банка и их относительно небольшую корректировку в соответствии с рыночной ситуацией. К его привлекательным сторонам следует отнести большую простоту в реализации, большую степень преемственности и понятность для сотрудников банка. При этом данный сценарий развития не позволит Сбербанку в полной мере преодолеть недостатки своей работы.
Председатель правления Сбербанка РФ Г.О. Греф отметил, что амбициозная цель его команды – сделать банк одной лучших финансовых компаний в мире. За последние годы Сбербанк стал крупнейшим и наиболее значимым финансовым институтом Центральной и Восточной Европы, а также одним из заметных участников мирового финансового рынка. Этот рост происходил на фоне динамичного развития российского банковского рынка. Возможности и потенциал развития банка будут и в дальнейшем определяться во многом наличием сильных конкурентных позиций на российском финансовом рынке, который в среднесрочной перспективе будет оставаться одним из самых быстрорастущих и привлекательных в мире. С учетом различных сценариев последствий текущей нестабильности на международных финансовых рынках российский рынок в среднесрочной перспективе будут характеризовать:
- высокие темпы роста и значительный размер. Среднегодовые темпы роста объемов банковского сектора России прогнозируются в зависимости от сценария на уровне от 18 до 24%. При этом к 2014 году объем активов банковского сектора составит порядка 70 — 80% по отношению к ВВП, что существенно ниже многих международных аналогов и свидетельствует о наличии потенциала для дальнейшего роста;
- высокая рентабельность операций;
- тенденция к консолидации банковского сектора. Сегодня банковский рынок характеризуется низкой концентрацией активов — на долю пяти крупнейших банков приходится немногим более 40% активов, что существенно меньше, чем в странах с более развитым финансовым сектором. Неизбежный процесс консолидации создаст возможности для более крупных участников рынка, но в итоге приведет к повышению уровня конкуренции. Кризисная ситуация, вероятно, увеличит темпы и масштабы консолидации сектора.
Все это определяет огромный потенциал развития Сбербанка как в контексте российского рынка, так и в международном масштабе.
Проведём SWOT-анализ внутренней среды Сбербанка (таблица 3.1).
Таблица 3.1
SWOT-анализ Сбербанка
Сильные стороны | Слабые стороны |
- значительная клиентская база во всех сегментах и регионах страны; - масштаб операций с точки зрения финансовых показателей - (международные рейтинги, возможность инвестиций); - уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов); - бренд и репутация банка, огромное доверие банку со стороны всех категорий клиентов; - коллектив банка и значительный накопленный опыт. | - недостаточная организация клиентской работы и неразвитые системы продаж и обслуживания; - недостаточный охват потенциальной клиентской базы; - низкое качество обслуживания, скорость принятия решений; - невозможность принимать оперативные решения в филиалах; - низкий уровень производительности труда; - недостаточно эффективные системы управления рисками; - избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы; - текучесть кадров на низших должностях. |
Возможности | Угрозы |
- расширение рынка потребительских кредитов; - выход на международный рынок; - рост инвестиционной активности предприятий; - перспективы работы на расширяющемся рынке ценных бумаг.
| - финансовый кризис, недостаток ликвидности в экономике, риск увеличения кредитных рисков по мере замедления темпов экономического роста; - усиление конкуренции на российском финансовом рынке (приход на рынок иностранных банков); - высокие темпы роста объемов кредитования, и рискованность данных операций; - риск опережающего роста затрат по отношению к доходам банка. |
На основе приведённого анализа можно разработать такие стратегии:
- расширение масштабов работы с частными лицами и корпоративными клиентами, проведение инновационных решений в данной области, ориентация на мировой опыт работы в данном секторе;
- повышение свободы принятия решений на местах в части кредитования физических лиц, индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса. С этой целью целесообразно использовать информационную базу Сбербанка;
- увеличение величины операций на рынке ценных бумаг, разработка и осуществление инвестиционных проектов. Профессионализм сотрудников обеспечивает перспективность и эффективность разработки данных направлений. Высокий кредитный рейтинг служит одним из стимулов работы зарубежных инвесторов и банков со Сбербанком;
- снижение требований к операционно-кассовым работникам, предоставление возможности карьерного роста;
- снижение рискованности операций путем использования в работе обширной информационной базы по клиентам, а также опыта сотрудников при экспертных оценках финансового состояния клиентов. Профессионализм и опыт работы помогут снизить негативное влияние возможных экономических кризисов. Целесообразна ориентация на внутренний рынок, развитие экономики страны вне зависимости от зарубежного влияния;
- совершенствование системы управления, ее динамичности и гибкости, сохраняя при этом возможность снижения рисков за счет масштабных ресурсов;
использование главных преимуществ по отношению к региональным конкурентам: опыт работы и высокая репутация;
- повышение зарплаты и улучшение социального обеспечения, привлечение
профессиональных кадров.
Миссия Сбербанка:
- мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты;
- мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.
« Наша миссия подчеркивает важнейшую роль банка в экономике России и нашу особую социальную роль в обществе — поддержание в нем уверенности, надежности и стабильности. Миссия Банка однозначно определяет, что наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей нашей деятельности как организации. Миссия устанавливает амбициозную цель устремлений — мы хотим стать одной из лучших финансовых компаний мира. Она также подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники и насколько реализация его целей невозможна без реализации личных и профессиональных целей людей, работающих в нем. Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. Наши ценности определяют тот набор правил, критериев и требований, которые мы будем предъявлять к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды Банка. Наши ценности — это свод принципов, исходя из которых руководители Банка будут ставить цели, и определять, достигнуты ли они. На основе этих ценностей будут создаваться и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, строиться системы управления внутри Банка, а также взаимоотношения Банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами» [35].
Правила Сбербанка [35]:
- быть больше, чем просто банк;
- проявлять внимание к каждому клиенту, приоритет его потребностей;
- строить отношения, а не только продавать продукт;
- ежедневно улучшать себя и свое окружение;
- не использовать слабости наших клиентов;
- соблюдать не только букву, но и дух закона;
- каждый сотрудник — лицо Банка;
- преданность Банку, работа в команде, общий успех — успех каждого;
- здоровый образ жизни (тело, дух и разум).
Дальнейшее развитие Банка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:
- максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. С практической точки зрения, для того чтобы ориентация на клиента не осталась лозунгом, Банк существенным образом изменит очень многие элементы своей работы, начиная от логики продуктового предложения и создания внутри банка выделенной вертикали продаж и обслуживания в рознице и заканчивая новой моделью работы с клиентами;
- «индустриализация» систем и процессов. Построение промышленных систем и процессов во многих случаях подразумевает консолидацию или централизацию функций как инструмента повышения управляемости и снижения затрат, а также пересмотр многих основных процессов, большую формализацию методик работы (например, оценку рисков) и построение современных систем электронного документооборота, способных работать в масштабах всего Банка. Это также потребует существенного развития информационных систем;
- внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации, внедрение Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Производственная система основана на принципах лин-менеджмента (англ. lean production — «бережливое производство[1)]»);
- развитие операций на международных рынках.
В рамках стратегии Банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям (рис. 3.1):
- финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%;
- положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц);
- качественные показатели развития : лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов;
- операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.
Реализация стратегии будет происходить в рамках четырех основных этапов, на каждом из которых задачи развития Банка будут реализовываться комплексным образом. Таким образом, реализация каждого из этапов будет заканчиваться переходом системы Сбербанка в качественно новое состояние, позволяющее использовать новые инструменты и методы ведения бизнеса и при этом обеспечивать непрерывность и стабильность работы Банка.
Рис. 3.1. Цели и задачи Сбербанка России в рамках стратегии развития [35]
Первый этап (до января — февраля 2009 года) включает мероприятия, которые могут быть осуществлены незамедлительно и являются независимыми от других направлений деятельности. К ним относятся «быстро реализуемые инициативы» — проекты, позволяющие получить значимую экономическую выгоду в краткосрочном периоде при минимальных финансовых и временных затратах на их осуществление, пилотные проекты по ряду направлений, формирование аппарата управления реализацией стратегии.
Второй этап (окончание в июне — декабре 2009 года) предполагает внедрение относительно автономных изменений, не требующих сложных преобразований в поддерживающих функциях (информационные технологии, операционная модель, система управления рисками) или серьезных изменений в инфраструктуре (например, переформатирование ВСП).
По итогам третьего этапа (июнь — декабрь 2011 году) будет завершено внедрение основных изменений в поддерживающих функциях, завершены планируемые инфраструктурные изменения, а также реализовано большинство инициатив, предусмотренных настоящей стратегией.