Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Целями данного курсового проекта является:
• Изучить теоретические основы разработки пирамиды стратегий;
• Изучить зарубежный опыт реализации стратегии;
• На примере крупной компании показать, как можно реализовать разработанную пирамиду стратегий
Хотя экономическая ситуация в России в целом остается благоприятной, внешние шоки, ускорение инфляции и возможное усиление оттока капитала из страны могут оказать негативное влияние на российский банковский сектор.
В ближайшие месяцы продолжающийся мировой финансовый кризис будет ограничивать привлечение российскими банками средств из-за рубежа, в результате чего рост активных операций замедлится. Одновременно Moody's ожидает ускорения тенденции роста просроченной задолженности, что будет вызвано замедлением роста кредитов и возникновением дефолтов по недавно выданным кредитам, которые пока не признаны просроченными.
Также агентство высоко оценивает действия Банка России по обеспечению ликвидности, однако отмечает, что отсутствие правовых механизмов будет препятствовать оказанию ЦБ поддержки банкам в случае кризиса.
В то же время, мнение МВФ относительно перспектив российского банковского сектора является более позитивным. Глава миссии МВФ в России Пол Томсен заявил, что его организация не видит системных рисков в российской банковской системе и не сомневается в способности Центрального Банка поддерживать стабильность российского банковского сектора.
Снижение прогноза подтвердило, что российская банковская система не смогла избежать негативного влияния мирового финансового кризиса и в будущем будет вынуждена пройти серьезные испытания на прочность. Эффективное вмешательство со стороны органов финансового регулирования в самые тяжелые дни показало, что регулятор в состоянии локализовать кризисные явления не дав им распространиться по всей банковской системе.
В 2008 году Поволжский банк Сбербанка России подвел предварительные итоги деятельности.
Финансовые показатели кредитного учреждения свидетельствуют о том, что в целом прошедший год сложился для банка удачно. Лишь в четвертом квартале банк ощутил на себе проблемы своих клиентов из-за общемирового финансового кризиса. В связи с этим, в настоящее время проводится разработка механизмов предоставления отсрочек по платежам как физическим, так и юридическим лицам.
В течение всего 2008 г. года банк работал стабильно. Практически все показатели деятельности финансового-кредитного учреждения продемонстрировали рост. Так, например, до 31% выросла доля Поволжского банка на рынке кредитования юридических лиц. Темпы роста кредитования населения составили порядка 30%. Итогом работы банка стала чистая прибыль, которая составила 8 миллиардов рублей (20% роста по сравнению с 2007 годом).
Лишь в четвертом квартале ситуация на рынке негативно повлияла на деятельность банка в целом и, в частности, на процесс кредитования. Причина заключается в снижении кредитной активности клиентов. В октябре банк зафиксировал отток ресурсов, но в ноябре ситуация стабилизировалось, а в декабре во вклады населения уже удалось привлечь более 12 миллиардов рублей. За год темп роста вкладов оказался выше 18%. По оценкам инвестиционной компании «ФИНАМ», в целом в российской банковской системе рост вкладов физических лиц составил лишь 8,4%. Аналитики инвестиционной компании «ФИНАМ» отмечают, что причиной такого хорошего положения Поволжского банка в плане привлечения средств населения является, очевидно, статус наиболее надежного банка России, а также увеличение ставок в конце года.
В связи с мировым финансовым кризисом в поволжском банке возникли трудности с платежами по кредитам у людей, оставшихся без работы. Поволжский банк намерен регламентировать механизм предоставления отсрочки платежей для граждан, у которых возникли проблемы с оплатой процентов по кредитам. Программа санации для исправления ситуации по каждому предприятию или физическому лицу будет приниматься индивидуально. Поволжский банк заинтересован максимально облегчить жизнь клиентов и дать им время для исправления ситуации, чтобы не допустить ухудшения качества кредитного портфеля.
В прошлом году Поволжскому банку удалось удержать долю просроченных кредитов у юридических лиц на уровне 1,8%, у частных клиентов – 1,4%. Данный уровень можно считать приемлемым и даже низким, если учесть, что для большинства коммерческих банков этот показатель сейчас составляет 3-5%.
Поскольку сохранение низкого показателя просроченных кредитов в сложных финансовых условиях является одной из ключевых задач любого банка, в настоящее время в Поволжском банке проводится инвентаризация своего кредитного портфеля. Она заключается в отраслевом анализе и оценке возможных рисков. Данная работа ведется совместно с клиентами, также заинтересованными в том, чтобы не допускать просрочек по кредитам.
В связи с девальвацией в 2009 году Поволжский банк Сбербанка России намерен также пойти навстречу тем клиентам, кто пожелает конвертировать валютные кредиты в рубли.
Глава 3. Разработка проекта концепции пирамиды стратегий (Поволжский банк Сбербанка России)
3.1. Факторы, способствующие и препятствующие разработке пирамиды стратегий
За последние годы Сбербанк стал крупнейшим и наиболее значимым финансовым институтом Центральной и Восточной Европы, а также одним из заметных участников мирового финансового рынка. Этот
рост происходил на фоне исключительно динамичного развития российского банковского рынка. Возможности и потенциал развития Банка будут и в дальнейшем определяться во многом наличием сильных конкурентных позиций на российском финансовом рынке, который в среднесрочной перспективе будет оставаться одним из самых быстрорастущих и привлекательных в мире.
Если говорить о факторах, которые будут способствовать разработке пирамиды стратегий, то можно выделить следующее:
Высокие темпы роста и значительный размер;
Высокая рентабельность операций. Сопоставимость рентабельности капитала и его стоимости по сравнению с более привлекательными развитыми рынками;
Значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
Огромный масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступные размер и дюрация операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);
Бренд и репутация Поволжского банка в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;
Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт
В то же время работа Поволжского банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, что может существенно повлиять на разрабатываемую пирамиду стратегий. Сюда относится:
Низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;
Низкий уровень производительности труда. По этому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого:
излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда;
отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий;
низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда;
децентрализация операций и функций поддержки.
В результате многие из систем и процессов Банка плохо масштабируемы, а рост объемов бизнеса не приводит к росту эффективности;
Недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределенными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми. Также в ряде случаев баланс между контролем рисков и доходностью слишком сильно смещен в сторону недопущения рисков. В результате Банк несет высокие расходы на осуществление контроля, которые не дают ожидаемой отдачи, и недополучает доходы;
Слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.
На фоне среднесрочного потенциала развития рынка, складывающихся в последнее время кризисных явлений на финансовых рынках и текущей ситуации внутри Банка перед Банком встает ряд принципиальных вызовов и угроз. К ним относятся:
Макроэкономическая ситуация, в первую очередь разворачивающийся финансовый кризис, недостаток ликвидности в экономике и риск увеличения кредитных рисков по мере замедления темпов экономического роста. На этом фоне работа по совершенствованию системы управления рисками, а также механизмов и процедур взыскания проблемной задолженности приобретает особую значимость и приоритет;
Усиление конкуренции на российском финансовом рынке. Это связано как с приходом на рынок иностранных банков, которые в итоге принесут с собой новые и более совершенные методы работы, так и с процессами консолидации рынка, которые неизбежно ускорятся в результате финансового кризиса. В своем текущем состоянии Банк оказался неспособен эффективно противостоять более интенсивной конкуренции, о чем свидетельствует значительная потеря доли рынка в рознице в 2004—2007 годах и низкие показатели работы Банка в г. Москве. Банк обязан использовать создаваемую финансовым кризисом «конкурентную передышку», для того чтобы в среднесрочной перспективе кардинально преломить эти тенденции;
Долгосрочная тенденция на сокращение рентабельности операций на российском рынке, связанная со структурной нехваткой пассивов в банковском секторе и конкурентной динамикой на рынках отдельных банковских продуктов (например, кредитования крупных юридических лиц, автокредитования и кредитов в точках продаж в рознице). Эти факторы определяют важность неценовой дифференциации предложения Банка и необходимость всестороннего совершенствования качества клиентской работы и продуктового предложения, а также взвешенной стратегии ценообразования;
Риск опережающего роста затрат по отношению к доходам Банка, вызванный низкой производительностью труда, низкой масштабируемостью систем Банка на фоне прогнозного увеличения объемов бизнеса и вероятного опережающего роста стоимости рабочей силы, являющейся основной статьей его непроцентных расходов.
3.2. Разработка концепции пирамиды стратегий
Для разработки эффективной пирамиды стратегий Поволжского банка рассмотрим следующую модель, которая позволяет увидеть в каких направлениях следует развиваться компании для успешной реализации стратегии (рис. 11):
Таким образом, для достижения целей дальнейшего развития Поволжского банка важными являются следующие направления:
Максимальная ориентация на клиента, т.е. удовлетворение в полной мере объема потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента. Важным здесь является максимальное повышение качества взаимоотношений с клиентами, что в дальнейшем может стать основой конкурентного преимущества банка;
Комплексная перестройка процессов и систем, что позволит улучшить качество обслуживания, снизить затраты, позволит эффективно управлять кредитными и другими видами рисков;
Внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации, т.е. дать каждому сотруднику почувствовать свою значимость для компании и сделать его активным участником процесса развития банка;
Сотрудничество банка в дальнейшем с крупными зарубежными партнерами, благодаря чему запустится постепенный процесс развития международного присутствия Поволжского банка.
Итак, алгоритм разработки и реализации пирамиды стратегий выглядит следующим образом:
Рассмотрим его более подробно.
Исходным этапом в разработке и реализации стратегии является оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии и целей компании.
Миссия Поволжского банка:
Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников;
Миссия Сбербанка определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия банка позволяет цель – стать одной из лучших финансовых компаний мира, и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей. Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет
общая система ценностей.