Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Целями данного курсового проекта является:
• Изучить теоретические основы разработки пирамиды стратегий;
• Изучить зарубежный опыт реализации стратегии;
• На примере крупной компании показать, как можно реализовать разработанную пирамиду стратегий
3. Стратегия бизнеса (деловая стратегия) – разрабатывается по каждому товару и по каждому сегменту рынка. Данная стратегия раскрывает все вопросы, необходимые для выхода фирмы в конкретный сегмент рынка. Она включает товарно-продуктовую стратегию (концепция товара), рекламную стратегию, коммерческую и ценовую стратегию, стратегию товародвижения (составляется на основе позиционирования фирмы в выбранном сегменте рынка и анализа преимуществ конкурента).
Стратегия бизнеса – это план управления отдельной сферой деятельности компании. Бизнес-стратегия состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в одной конкретной сфере деятельности.
Центральным моментом в стратегии бизнеса является ответ на вопрос, как создать и укрепить долгосрочную конкурентную позицию компании на рынке. Для отдельной компании, занимающейся одним видом бизнеса, корпоративная и деловая стратегии совпадают, так как стратегия разрабатывается для одного-единственного вида деятельности.
Деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
Реагирование на изменения, происходящие в экономике в целом, в политике и других значимых сферах.
Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами.
Объединение стратегических инициатив функциональных отделов.
Решение конкретных стратегических проблем.
Деловая бизнес-стратегия разрабатывается в виде стратегий: продуктово-маркетинговой; стратегии конкурентной борьбы; стратегии лидерства и роста; стратегии экономии по издержкам; стратегии организационного поведения фирмы на рынке ресурсов, капиталов, ценных бумаг и т.д.
4. Корпоративная стратегия направлена на реализацию стратегической цели и миссии фирмы. Корпоративная стратегия интегрирует все стратегии бизнеса и раскрывает перспективы развития и лидерства фирмы (стратегию конкурентной борьбы, стратегию антикризисного управления, стратегию организационного поведения фирмы на рынках средств производства, ценных бумаг и капитала, на рынке ресурсов и сырья, а также стратегию поведения государственных и муниципальных органов со всеми структурами рынка).
Корпоративная стратегия включает стратегию внешнеэкономической деятельности, стратегию экспорта, импорта, глобальную стратегия, стратегию альянсов и ряд других стратегий, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы в выбранном сегменте рынка. Она распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности компании, и состоит из действий, предпринимаемых для утверждения и усиления своих конкурентных позиций в различных ситуациях рынка и доходности предприятий, в которые вложены средства.
Расширяя свою деятельность в бизнес с похожими технологиями, аналогичным характером работы и каналами сбыта, теми же покупателями или другими условиями, компания достигает преимущества перед фирмой, переключающейся на абсолютно новую для нее деятельность в несвязанных отраслях. Связанную (родственную) диверсификацию привлекательной делают совместные усилия, что позволяет достичь результатов работы (синергического стратегического соответствия среди родственных хозяйственных подразделений), которые недостижимы при независимой работе каждого подразделения.
Руководителю компании следует ранжировать привлекательность инвестирования в различные сферы деятельности для распределения средств в наиболее перспективные направления.
Корпоративная стратегия включает: стратегию лидерства; стратегию антикризисного управления; стратегию ценовой политики; инвестиционную стратегию, стратегию управления персоналом, стратегии внешнеэкономической деятельности и др. Эта стратегия создается на высших уровнях руководства. Руководители ключевых бизнесов также могут оказывать влияние на данный процесс.
Таким образом, формируется общая экономическая стратегия фирмы (прил. 1).
В зависимости от долгосрочных целей стратегия развития фирмы может состоять из следующих основных базовых стратегий:
маркетинговая стратегия – элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Различают стратегию привлечения покупателей и стратегию продвижения продукта;
товарная стратегия – совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей. Товарная политика включает ассортиментную политику, а также предполагает использование товарных стратегий;
социальная стратегия – система мер, направленных на осуществление социальных программ корпорации, поддержание доходов, уровня жизни работников, поддержку социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов внутри корпорации;
производственная стратегия – система мер, направленных на внедрение новых достижений науки и техники в производство, расширение, совершенствование производства и повышение его эффективности, обновление основных фондов с целью снижения себестоимости и повышения качества продукции, улучшения организации труда и роста его производительности, а также на увеличение выпуска и повышение качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг;
инвестиционная стратегия – система мер, направленная на достижение следующих инвестиционных целей: сохранение капитала и поддержание высокой ликвидности, инвестиции в акции;
финансовая стратегия – система мер, направленных на формирование и финансовых процессов корпорации. Она охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль, а также управление структурой капитала;
стратегии управления персоналом разрабатываются в условиях: 1) новой фирмы; 2) совершенствования деятельности фирмы. Включают:
стратегии определения потребностей персонала в специалистах;
стратегии подготовки и переподготовки персонала;
стратегии развития персонал-технологий (т.е. разделения на технологии для освоения знаний):
1-й тип персонал-технологий – изучение существующих образцов поведения на практике на основе практического опыта;
2-й тип – приобретение нового образца поведения на основе приобретения инструкций, положений, различных правил;
3-й тип формируется на основе изучения специальной литературы, коммуникаций, видеотренингов и существует в виде нового образца поведения, которое заложено в памяти специалиста;
4-й тип основан на применении специалистом полученных знаний и специальной оргтехники, выполняющих отдельные операции в бизнес-процессе.
Задача менеджмента заключается в комплексном понимании персонал-технологий на отдельных этапах повышения квалификации персонала;
Стратегии распределения и расстановки персонала (формирование кадрового резерва):
стратегия формирования информационной обеспеченности на основе развития коммуникаций;
стратегия организации рабочих мест;
стратегия мотивации с ориентацией на потребности рынка и потребителя;
стратегия создания условий креативности;
стратегия оценки деловых и профессиональных качеств персонала (какие методы когда применить для оценки аттестации рабочих).
Задача указанных стратегий – сформировать мотивационное поле, которое должно связать инновационное развитие и материальную заинтересованность работника в целях повышения эффективности производства
Каждая стратегия определяет основное направление деятельности, результативность данного бизнеса и определяет правила организационного поведения по достижению стратегических целей.
Стратегия каждого уровня содержит элементы конкурентных преимуществ и определяет конкурентные цели, которые направлены на выживание и развитие фирмы. Все стратегии во временном режиме корректируются на основе учета динамики, факторов окружающей среды. Факторы должны рассматриваться в виде дисперсии, т.е. учитывать динамику изменений во времени. Стратегии являются функциями направления движения и развития бизнеса компании.
1.2. Изучение зарубежного опыта по разработке стратегий
Под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов (табл. 1). Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание.
Таблица 1
Различные определения понятия «стратегия»
Определение стратегии | Автор | Основной подход |
1. Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов | А. Чандлер, 1962 г. | Долгосрочные цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации |
2. Стратегия, как метод определения конкурентных целей организации | Гарвардская школа бизнеса, 1965 г. | Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые компания будет продолжать и/или начнет осуществлять |
3. Стратегия, как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны | М. Портер, 1980-1985 гг. | Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса |
4. Стратегия, как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней | И. Ансофф, 1965 г, Д. Стейнер, 1977 г. П. Лоранж, 1977 г. и др.
| При разработке стратегии следует выделять корпоративные, деловые и функциональные цели с точки зрения различного их влияния на процессы управления в организации |
5. Стратегия, как последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений | Г. Минцберг, 1987 г. | Пр разработке стратегии основное внимание уделяется разработке планов, которые служат для целей контроля по эффективности достижения стратегических ориентиров |
6. Стратегия, как способ определения экономических и неэкономических преимуществ, которая организация намеревается предоставить основным заинтересованным группам |
| Стратегия приобретает социальную направленность и рассматривается с точки зрения корпоративной философии и организационной культуры |
7. Стратегия, как способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации | Г. Хамель, 1989 г. | Основу конкурентоспособности составляют особые способности фирмы и внутренние ресурсы |
8. Стратегия, как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности | А. Томпсон, 1995 г. | Стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся) |
Выработка стратегии направлена, прежде всего, на адаптацию организации к изменениям внешних условий. Из всех разнохарактерных определений, будем придерживаться мнения, высказанного Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелом о том, что «стратегия – это принцип поведения или следования некой модели поведения». Здесь, предприятие рассматривается как участник рыночных отношений, т.е. как любой другой живой организм, существующий в среде себе подобных.
Мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.
И. Ансофф выделяет следующую группу ключевых решений при формулировании стратегии:
внутренняя оценка фирмы;
оценка внешних возможностей;
формулировка целей и выбор задач;
решение о портфельной стратегии;
конкурентная стратегия;
создание альтернативных проектов, их отбор и реализация.
По М. Мескону процесс стратегического управления состоит из следующих шагов:
выработка миссии и целей организации;
оценка и анализ внешней среды;
управленческое обследование сильных и слабых сторон;
анализ и выбор стратегических альтернатив;
реализация и оценка стратегии.
С. Вутон и Т. Хорн рассматривают процесс стратегического планирования в контексте трех этапов, декомпозирующихся, в свою очередь, на девять шагов.
Это:
1. Стратегический анализ, состоящий из: анализов внешней и внутренней среды и их совокупной оценки;
2. Выбор стратегического направления, включающий: прогнозирование; определение миссии и целей; и выявление стратегических «расхождений» между прогнозами и целями;
3. Реализация стратегии, предусматривающая: рассмотрение альтернативных вариантов стратегии; анализ каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, риск и прочее; составление плана выполнения стратегии.
А. Томпсон и Д. Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач:
1. определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок;
2. постановка стратегических целей и задач для их выполнения;
3. формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства;