Разработка пирамиды стратегий для фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целями данного курсового проекта является:
• Изучить теоретические основы разработки пирамиды стратегий;
• Изучить зарубежный опыт реализации стратегии;
• На примере крупной компании показать, как можно реализовать разработанную пирамиду стратегий

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 431.50 Кб (Скачать)


 

Введение

Разработка стратегии является неотъемлемой частью в функционировании любой компании. Разработка стратегических планов позволяет компании, во-первых, тщательно оценить свои сильные и слабые стороны; во-вторых, проанализировать внешнее окружении компании (конкуренты, поставщики, потребители); в-третьих, с учетом полученных данных определить необходимые пути развития для успешного функционирования, завоевания оптимальной доли рынка, обеспечение лояльности потребителей, развитие конкурентных преимуществ.

Целями данного курсового проекта является:

             Изучить теоретические основы разработки пирамиды стратегий;

             Изучить зарубежный опыт реализации стратегии;

             На примере крупной компании показать, как можно реализовать разработанную пирамиду стратегий

Задачи работы:

             Изучение литературы по данной теме;

             Анализ статистической и социологической информации;

             Раскрытие основных понятий;

             Изучить методы разработки и реализации пирамиды стратегий;

             Проанализировать функционирование  и разработать пирамиду стратегий конкретной фирмы;

             Сделать выводы.

Курсовой проект состоит  из трех  глав, включает 2 приложения.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы разработки пирамиды стратегий

1.1.      Эволюция развития стратегий

Управление фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Единство действий и подходов отражает общая экономическая стратегия.

Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Важными задачами менеджера является разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий. Удачная стратегия и ее умелая реализация – это признаки профессионального управления.

Есть серьезные основания для того, чтобы связывать управление с тем, насколько хорошо менеджера разрабатывают и выполняют стратегию. Для того, чтобы компания приобрела максимальный потенциал, менеджеры должны совмещать хорошую разработку стратегии с удачным ее осуществлением. Чем лучше продумана стратегия и чем более умело она выполнена, тем более у компании шансов на сильную позицию. Блестяще выполненная стратегия – это не только проверенный рецепт успеха в бизнесе, но и лучшая проверка на совершенное управление.

Общая экономическая стратегия – интегральная стратегия фирмы, обеспечивающая выживание и развитие, основанная на экономических методах и материальной заинтересованности коллектива, целью ее является обеспечение выживания и развития фирмы.

Сложность формирования общей экономической стратегии заключается в обеспечении интеграции множества локальных стратегий в общую стратегию.

Общая экономическая стратегия всегда направлена на реализацию миссии фирмы, на обеспечение выживания и развития потенциальных возможностей фирмы, т.е. на достижение стратегических целей. Она определяет как перспективы развития фирмы, так и организационное поведение в конкретных условиях сегмента рынка. Она определяет организационное поведение фирмы на рынке ценных бумаг и капитала, на рынке средств производства и ресурсов. Особое значение общая экономическая стратегия имеет при разра­ботке проекта реструктуризации фирмы.

Известно, что общая экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей. Вы­бирая ту или иную цель стратегического характера для своей фирмы, пред­приниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка.

Выбор цели предполагает направление на ее достижение опреде­ленной совокупности ресурсов, которыми располагает фирма. Посколь­ку эти ресурсы всегда ограничены, необходимо определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, т.е. обеспечит конкурентное преимущество фирмы. Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, т.е. с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь данной цели.

Таким образом, экономическая стратегия – это план мероприятий направленных на поддержания фирмы, отрасли, национальной экономи­ки в целом. Однако следует иметь в виду, что цели, на достижение кото­рых направляются ресурсы, должны быть равнозначными с точки зрения масштабов влияния на живучесть фирмы (отрасли или национальной экономики в целом) в долговременной перспективе.

Экономическая стратегия отвечает на следующие вопросы:

             Что и в каком количестве производить?

             Как и какими средствами производить?

             Для кого и когда производить и продавать?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия фирмы должна вырабатывать правила и приемы:

1.             Исследования условий конкурентного преимущества, формируе­мых детерминантами национального «ромба» внутри страны и за ее пре­делами, и выявления предпочтительной миссии фирмы;

2.             Исследования рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в дли­тельной перспективе обеспечить гибкость фирмы, т.е. возможность переориентации на функционирование в наиболее благоприятных зонах с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения;

3.             Формирования товарного ассортимента фирмы, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные по­требности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами, и получение фирмой на этой основе экономической прибыли;

4.             Распределения имеющихся в распоряжении фирмы и привлекае­мых ею дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность (рента­бельность) использования этих ресурсов;

5.             Взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, ва­лютными рынками, обеспечивающими экономически эффективное поддер­жание стратегического потенциала фирмы на уровне, достаточном для обла­дания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла товара;

6.             Формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение фирмы в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;

7.             Раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри фирмы и предотвраще­ния несостоятельности (банкротства) фирмы.

Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации указан­ных направлений деятельности, необходимо экономическую стратегию фирмы – с момента определения ее миссии, формирования ее производ­ственного профиля и в течение всего периода функционирования – ори­ентировать на поддержание конкурентного преимущества, предотвра­щение банкротства, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире.

Итак, сущность экономической стратегии состоит:

             Во-первых, в выборе таких способов выявления стратегических це­лей, которые приводили бы к сокращению трансакционных издержек;

             Во-вторых, в выборе таких целей, достижение которых требовало бы меньших суммарных производственных и трансакционных издержек;

             В-третьих, в выборе целей, достижение которых обеспечивало бы наибольший прирост уровня конкурентного статуса фирмы за счет уси­ления совокупного влияния стратегического потенциала фирмы и детер­минантов «национального ромба».

Необходимо выделить некоторые особенности эко­номической стратегии, отличающие ее от краткосрочного (текущего) управления фирмой.

             Первая особенность состоит в том, что процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действи­ем. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие, уровня конкурентного преимущества фирмы.

             Вторая особенность состоит в существенном отличии выбора и реализации оперативных (тактических) бизнес-акций, полнота и надеж­ность информации для которых значительно выше, чем полнота и на­дежность информации, имеющейся в распоряжении фирмы при выборе стратегических трансакций. В ходе формирования экономической стра­тегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при со­ставлении конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различ­ных альтернативах, что приводит к росту неопределенности всех типов: «неопределенности природы» (т.е. внешней среды фирмы); неопреде­ленности целей; неопределенности действий конкурентов (противника). Поэтому экономическая стратегия вырабатывает своеобразную «зону неопределенности» – множество вариантов развития фирмы, каждый из которых оптимален при некотором реально возможном сочетании внеш­них условий.

             Третья особенность выражается в существенном усилении роли обратной связи при выработке экономической стратегии. Поскольку в процессе выработки стратегических решений постоянно появляются но­вые альтернативы, осуществляется целенаправленный поиск наиболее предпочтительных решений, появляется более полная и достоверная информация о тех или иных стратегических трансакциях, первоначально намеченные цели стратегического развития могут быть подвергнуты сомнению или просто отброшены. Вследствие этого разработка экономической стратегии представляет собой циклический (кольцевой) процесс с постоянной корректировкой первоначальных целей по мере уточнения информации о факторах, определяющих конкурентный статус фирмы в исследуемой перспективе.

             Четвертая особенность экономической стратегии заключается в том, что на уровне стратегического планирования, в отличие от планирования на тактическом уровне, весьма трудно определить абсолютные показатели полезности тех или иных стратегических решений. Это приводит к необхо­димости пользоваться для выбора предпочтительных решений либо мерами полезности, либо показателями, основанными на сочетании параметров, поддающихся квантификации (например, затраты в денежном выражении), и порядковых, качественных показателей, таких например, как «стратегиче­ская полезность», для выражения которой используется балльная система оценок.

Общая экономическая стратегия разрабатывается в несколько этапов, включая комплекс локальных стратегий, и распределяется по уровням, этот процесс реализуется через разработку пирамиды стратегий (рис. 1,2).

 

Рис. 1. Разработка пирамиды стратегий для диверсифицированной компании

Рис. 2. Разработка пирамиды стратегий для узкопрофильной компании

Стратегические цели достигаются на основе принятия экономических решений, которые обеспечивают развитие и выживание фирмы.

Общая экономическая стратегия на практике представляется в виде пирамиды стратегий, кото­рая имеет 4 уровня: 1 – процессные стратегии, 2 – функциональные стра­тегии, 3 – стратегия бизнеса, 4 – корпоративная стратегия.

1.             Процессные стратегии – при разработке отвечают на вопрос: как лучше организовать процессы управления и производства, чтобы получить преимущества перед конкурентами. На этом уровне формируются страте­гии организации рабочих мест, повышения эффективности деятельности, стратегии ассортимента, качества. Они формируются практически всеми специалистами, менеджерами и руководителями среднего звена. На этом уровне формируются организационное поведение фирмы, имидж, устанав­ливаются точечные задачи и цели. На основании информации и стратегии 1-го уровня формируются функциональные стратегии.

Процессуальные (операционные) стратегии – относятся к еще бо­лее узким стратегическим инициативам и подходам при управлении ключевыми производственными единицами (предприятиями, торговыми участками, распределительными центрами) и при решении повседнев­ных задач, имеющих стратегическое значение. Оперативные стратегии, хотя они имеют еще меньший масштаб, добавляют новые детали и де­лают более законченными функциональные стратегии и план всего биз­неса. Ответственность за разработку оперативной стратегии обычно де­легируется руководителю нижнего звена под контролем и при одобре­нии руководителем более высокого уровня.

2.             Функциональные стратегии – отвечают на вопрос как экономически выгоднее использовать конкурентные преимущества (стержневые компетенции и активы фирмы)? На этом уровне формируются стратегии маркетинга, инновационного развития, стратегия рекламы и др. Особен­ность этого уровня – как создать лучшие условия для фирмы. Функцио­нальная стратегия разрабатывается менеджерами и руководителями высшего звена.

Функциональные стратегии – это стратегии отдельных функциональных служб. Обеспечивают выполнение производственной програм­мы, маркетинговые исследования, диверсификацию и отвечают на во­прос: как экономически выгоднее использовать полученные конкурент­ные преимущества? Какие установить правила игры в рынке по ценам, по конъюнктуре, по издержкам, чтобы получить экономически выгодное конкурентное преимущество? Главная задача ее заключается в поддерж­ке общей экономической стратегии и ее конкурентных подходов. Функциональная стратегия представляет собой план того, как производство будет управляться для поддержания стратегии бизнеса, достижения производством своих целей и выполнения своей миссии. Они разрабатываются менеджерами и руководителями подразделений по отдельным ви­дам товаров и подразделений.

Информация о работе Разработка пирамиды стратегий для фирмы