Разработка мероприятий по совершенствованию функции контроля в менеджменте торговых предприятий на примере ООО «Гранат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ и установление рекомендаций по совершенствованию системы контроля на предприятии ООО «Гранат».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть существующие теоретические и методические аспекты организации системы контроля.
2. Проанализировать систему контроля на предприятии ООО «Гранат».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1
Теоретические основы контроля на торговом предприятии
7
1.1
Сущность контроля
7
1.2
Классификация системы контроля
9
1.3
Организация процесса контроля в менеджменте
15
1.4
Контроллинг как современная система контроля
20
2.
Анализ состояния контроля на предприятии ООО «Гранат»
29
2.1
Краткая организационно-экономическая характеристика
30
2.2
Исследование состояния функции контроля ООО «Гранат»
43
3.
Разработка мероприятий по совершенствованию функции контроля ООО «Гранат»

46
Заключение
57
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Акуленко Менеджмент контроль.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

2095500283845Постановка         целей00Постановка         целей

 

69850010668000333946510668000210121529718000

2335530-184150Стратегические расчеты00Стратегические расчеты133921533972500325564533972500

 

69850263525Анализ информации00Анализ информации4853940254000планирование00планирование1805940263525   контроллинг00   контроллинг3491865263525бюджетирование00бюджетирование701040273050  отчетность00  отчетностьстратегический

3415665234315003255645196850001396365196850002372360552450Анализ отклонений00Анализ отклонений

70104020066000              оперативный

 

 

2095500267335    реализация00    реализация             

 

 

 

Рис. 3.1-  Задачи контроллинга как системы поддержки управления

 

Поскольку главной стратегической целью коммерческого предприятия является максимизация прибыли и повышение рентабельности деятельности, то основной функциональной задачей контроллинга является управление затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия. Однако, сфера прикладных задач контроллинга на предприятии неимоверно шире, поэтому следует более подробно рассмотреть их постановку и реализацию на предприятии.

В сфере управленческого (производственного) учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Организация учета затрат не только по отдельным видам выпускаемой продукции, но также по технологическим процессам, фазам производства, покупателям, регионам сбыта и т.д. В данную группу попадают также задачи по подбору или разработке методов учета затрат и калькулирования себестоимости, критериев, финансовых и общеэкономических показателей для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Поддержка процесса планирования заключается в выполнении следующих задач контроллинга:

- формирование и развитие системы комплексного планирования и бюджетирования;

- разработка методов планирования;

- определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Контроллер принимает действенное участие в разработке базисных планов ООО «Гранат» (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), а также координирует отдельные планы по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и напряженность. Участвует в составлении единого оперативного плана ООО «Гранат». Более того, руководство процессом бюджетирования является одной из основных задач контроллинга.

При этом следует отметить, что служба контроллинга не должна определять, что планировать, а должна рекомендовать, как и когда планировать, насколько детально это нужно делать, а также заранее оценить возможности реализации запланированных мероприятий, устранить максимальные границы отклонений факта от плана, что особенно важно для повышения эффективности бюджетирования на предприятии.

Вместе с тем, сложившаяся на предприятии многолетняя практика планирования должна периодически подвергаться контроллерами серьезному анализу. Лишь наиболее результативные способы планирования следует использовать на предприятии, процесс этот не должен стоять на месте.

В число задач контроллинга входит также оценка и управление рисками предприятия. Как уже отмечалось, риск – это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе выполнения планов и инвестиционных проектов предприятия. Риски обуславливаются разными обстоятельствами: проявлением сил природы (наводнениями, землетрясениями и др.) негативными действиями действия человека и т.д.

Управление риском означает деятельность, направленную на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предприятия. Оно включает в себя выявление рисков, которым предприятие подвержено в большей степени, нахождение способов избежания или снижения потерь, которые могут иметь место в результате того или иного риска, а также разработку мероприятий по возмещению понесенного ущерба.

В целом роль контроллинга в менеджменте ООО «Гранат» можно выразить формулой:

Менеджмент = Планирование + Контроллинг

К числу методов, применяемых в контроллинге ООО «Гранат», относятся:

1. АВС - анализ – используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС – анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

А – задачи выполняют Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).

В – задачи – это также важные задачи, но их можно делегировать компетентными сотрудниками.

С – задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).

При АВС-анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют значимости этих работ.

На выполнение А-задач требуется примерно 5% времени. Значимость А- задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.

В- задачи – это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.

С- задачи занимают примерно 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.

2. Анализ величины в точки убыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточности объемом продаж - это зона безопасности( зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль.

Разность между фактическим безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.

Анализ величины в точке безубыточности используется для:

- определения целевой прибыли;

- для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;

- для устранения контроля ценовой политики;

- для принятия инвестиционных решений;

- для определения критической выручки;

- для определения финансовой устойчивости предприятия.

3. Метод расчета сумм покрытия – при этом методе контроллинга с выручки вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат.

4. Метод расчета инвестиций:

Цели инвестиционных расчетов:

- определение выгодности отдельных инвестиционных проектов;

- выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;

- формирование инвестиционных программ;

2) данные, необходимые для инвестиционных расчетов:

- внутренние ( переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)

- внешние (конъюнктура рынка, технологический прогресс, цены, законодательство, состояние рынка труда и т.д.).

3) методы инвестиционных расчетов.

Оценка отдельных инвестиционных объектов осуществляется статистическими и динамическими методами.

Статистические методы:

а) метод сравнивания по издержкам; б) метод сравнивания по прибыли; в) метод расчета рентабельности;  г) метод расчета амортизации ( срока окупаемости). Динамические методы: а) метод расчета ценности капитала; б) метод расчета внутренней рентабельности.

Инструменты контроллинга ООО «Гранат».

Теория принятия решений служит для описания и формирования процесса управления, если в качестве главных направлений деятельности руководителей рассматривать планирование, управление и контроль. Планирование занимает в теории принятия решений центральное место и представляет собой регулярно повторяющийся процесс принятия решений. Процессы планирования и контроля за реализацией планов во многом зависят от специфики стиля управления на предприятии и связаны с принятием руководителями на себя определенной ответственности. Поэтому теоретическую базу процесса управления образуют также психология, философия и предпринимательская этика.

ООО «Гранат» можно представить как сверхсложную открытую социально-техническую систему, связанную специфическими отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят блага (товары и услуги) для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы потенциала ООО «Гранат» ( персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ (денег) (рис. 3.2).

 

139700280035 Промышленное предприятие00 Промышленное предприятие4777740419100048729903089910005244465249872500529209039757350050730153042285005244465304228500518731592773500501586514897100051873151489710004958715-5715005130165-571500424815153733500910590397573500862965249872500862965304228500681990304228500805815-571500634365-571500634365927735008058159277350063436514897100080581514897100030251402423160003204210242316000345376524231600020339051775460Торговое предприятие00Торговое предприятие3453765927735003204210594360001653540242316000111696521088350037299902337435001116965233743500338709017754600016535405943600016535409277350016535402423160001653540242316000372999021088350011163302108835002977515346710001653540346710001116330185166000372999018421350040728903328035  Предприятие  сферы                   услуг                                                         00  Предприятие  сферы                   услуг                                                         4021455280035    Государство00    Государство45586651775460 Домашнее    хозяйство00 Домашнее    хозяйство

 

 

 

 

209550242570  Банк00  Банк

 

 

 

 

209550261620 Промышленное             предприятие00 Промышленное             предприятие

 

 

 

111633013716000               - материально- вещественные потоки

111633014160500               - денежные потоки

11163309842500               - информационные потоки

 

Рис. 3.2 - Предприятие как подсистема народного хозяйства

 

Под реальными благами в дальнейшем понимаются преимущественно информация и материальные блага, поскольку для промышленного предприятия характерно, прежде всего, производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг. Информация, материальные и номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия, - представляют собой элементы входа и выхода. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются информационные, товарные, а также денежные потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их потоков товаров и денег. Потоками товаров и другими реальными потоками, а также денежными потоками можно управлять при помощи информационных потоков. Промышленное предприятие можно рассматривать как элемент народного хозяйства с названными выше входными и выходными потоками.

Планирование. Процесс принятия решения связанный с будущем называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.

Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:

       целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

       выявления рисков и снижения их уровня;

       разукрупнения и тем самым упрощения процессов;

       повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Планирование обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.

Контроль. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.

Информация о работе Разработка мероприятий по совершенствованию функции контроля в менеджменте торговых предприятий на примере ООО «Гранат»