Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ и установление рекомендаций по совершенствованию системы контроля на предприятии ООО «Гранат».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть существующие теоретические и методические аспекты организации системы контроля.
2. Проанализировать систему контроля на предприятии ООО «Гранат».
ВВЕДЕНИЕ
4
1
Теоретические основы контроля на торговом предприятии
7
1.1
Сущность контроля
7
1.2
Классификация системы контроля
9
1.3
Организация процесса контроля в менеджменте
15
1.4
Контроллинг как современная система контроля
20
2.
Анализ состояния контроля на предприятии ООО «Гранат»
29
2.1
Краткая организационно-экономическая характеристика
30
2.2
Исследование состояния функции контроля ООО «Гранат»
43
3.
Разработка мероприятий по совершенствованию функции контроля ООО «Гранат»
46
Заключение
57
Библиографический список
Курсовая работа по дисциплине менеджмент
Разработка мероприятий по совершенствованию функции контроля в менеджменте торговых предприятий на примере ООО «Гранат»
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 60 с., 23 источника, 7 таблиц, 5 рисунков, 1 приложение.
Контроль, контроллинг, функции менеджмента, организация системы контроля, анкетирование, разработка мероприятий по совершенствованию функции контроля
Одной из актуальных задач современного управления оптовой и розничной торговлей является овладение современными концепциями контроля и контроллинга, технологиями, методами, подходами организации эффективного контрола. Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ и установление рекомендаций по совершенствованию системы контроля на предприятии ООО «Гранат». Объект исследования – ООО «Гранат». Предметом исследования являются теоретические и методические основы организации контроля на предприятии.
В курсовой работе изучены сущность и роль контроллинга на современном этапе; проанализирована система контроля ООО «Гранат»; предложены мероприятия по совершенствованию по совершенствованию функции контроля ООО «Гранат».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 | |
1 | Теоретические основы контроля на торговом предприятии | 7 |
1.1 | Сущность контроля | 7 |
1.2 | Классификация системы контроля | 9 |
1.3 | Организация процесса контроля в менеджменте | 15 |
1.4 | Контроллинг как современная система контроля | 20 |
2. | Анализ состояния контроля на предприятии ООО «Гранат» | 29 |
2.1 | Краткая организационно-экономическая характеристика | 30 |
2.2 | Исследование состояния функции контроля ООО «Гранат» | 43 |
3. | Разработка мероприятий по совершенствованию функции контроля ООО «Гранат» |
46 |
Заключение | 57 | |
Библиографический список | 60 | |
Приложение А – Анкета исследования | 62 |
В условиях постоянно изменяющейся внешней среды функция контроля является особенно актуальной. Это обуславливается тем, что под действием разнообразных внешних факторов возникает необходимость изменять уже утвержденные планы и программы работ. Целью контроля в этом случае является своевременное нахождение отклонений выявление их причин и устранение. Процесс контроля присутствует на каждом этапе жизненного цикла продукции начиная с входного контроля материальных и человеческих ресурсов, заканчивая контролем утилизации и демонтажа.
Весь процесс складывается в комплексную систему, от эффективности которой зависит успешность функционирования всего предприятия в целом. Как правило, решение вопросов контроля возложено на руководителей функциональных подразделений. Необходимая информация для контроля чаще всего поступает с опозданием, руководители узнают о результатах контроля, когда уже сложно повлиять на эффективность деятельности и предотвратить потери.
Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаруживать изъяны в деятельности предприятия, но и вовремя принимать меры по их устранению и предотвращению в дальнейшем. В настоящее время линейному руководителю приходится тратить огромное количество времени и сил на осуществление процесса контроля. Это приводит к тому, что сильно сокращается время на выполнение своих прямых обязанностей. В свою очередь это говорит о том, что еще многое необходимо исследовать и усовершенствовать в системе контроля.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ и установление рекомендаций по совершенствованию системы контроля на предприятии ООО «Гранат».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть существующие теоретические и методические аспекты организации системы контроля.
2. Проанализировать систему контроля на предприятии ООО «Гранат».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию функции контроля на предприятии ООО «Гранат».
Объектом исследования данной курсовой работы является торговое предприятие ООО «Гранат».
Предметом исследования являются теоретические и методические основы организации контроля на предприятии.
Многие российские и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теоретических основ организации системы контроля на предприятии. Наиболее известные зарубежные исследования выполнены Майклом Месконом, Майклом Альбертом, Франклином Хедоури, Ричардом Дафтом, Роджером Олдкорном. К российским исследователям относятся Цыпкина, Брасков, Румянцева, Ильинский, Данилочкины, Карминский, Фалько. Так же эта тема упоминается и исследуется во многих журналах таких, как «Менеджмент сегодня», «Менеджмент в России и за рубежом».
Изучение системы контроля будет осуществляться на основе таких методов, как наблюдение, анкетирование (как руководителей, так и рабочих), разнообразные методы сравнения, анализ основных финансово-экономических показателей.
В настоящее время система контроля присутствует на каждом предприятии. Но, не смотря на все ее положительные стороны, она еще не достаточно эффективна. Поэтому так необходимо изучать систему контроля и искать методы для ее совершенствования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ НА ТОРГОВОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность контроля
Успешность управления в компании зависит от того, насколько результативно осуществляется руководством контроль за деятельностью организации и насколько адекватны возникшие в результате этого контроля изменения в текущих бизнес-процессах компании. Так зачем же нам необходим контроль на предприятии?
Что бы вовремя реагировать на изменения во внешней вреде.
Предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Во время фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они навредят достижению целей организации
Поддерживать уже достигнутый успех. Для быстрой адаптации организации к динамичным требованиям внешней среды и обеспечения наибольших темпов продвижения к основополагающим целям организации
Однако различные авторы по разному понимают понятие контроля.
Согласно Мескону контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. [15, с. 432]
Стивен Роббинс: контроль – это процесс отслеживания рабочей деятельности направленный на то, чтобы гарантировать, что она ведется в запланированном порядке, включая также корректировку любых выявленных при этом отклонений.
В словарях даны такие определения:
Контроль - процесс проверки того, как данная организация осуществляет свои цели и корректировка ее действий. [22]
Контроль – это составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами. [2]
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. [20, с. 266]
Контроль – это систематический процесс регулирования деятельности организации, обеспечивающий ее соответствие планам, целям и нормативным показателям. [8, с. 722]
Объединяя все эти определения мы получим наиболее точное и полное определение:
Контроль – это систематический процесс проверки соответствия наблюдаемого состояния с планируемым, путем качественной и количественной оценки, корректировки выявленных отклонений, для обеспечения достижения организацией своих целей.
Целями организации системы контроля на предприятии являются:
1) повышение управленческой эффективности и экономичности операций.
2) проверка соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) контроль сохранности имущества предприятия.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач:
1) оценка качества и своевременности исполнения распоряжений руководителей подразделений, выполнение своих непосредственных обязанностей контролируемыми;
2) упреждение ошибок и просчетов в процессе служебной деятельности контролируемых организаций (подразделений, сотрудников), выявление условий и причин их порождающих, разработка предложений по их предотвращению и устранению.
3) выявление резервов и новых возможностей в организации служебной деятельности. Выявление узких мест, затрат времени, возможностей минимизации и оптимизации проводимых мероприятий.
4) выявление положительного опыта решения управленческих задач с учетом складывающейся обстановки, поиск неиспользованных резервов и возможностей их использования в целях распространения такого опыта, совершенствования деятельности организации (подразделений, сотрудников).
5) оказание в ходе контроля и по его результатам конкретной практической помощи контролируемым органам (подразделениям, сотрудникам) в совершенствовании их служебной деятельности и повышении ее эффективности;
6) оценка по итогам контроля результатов работы контролируемых органов (подразделений, сотрудников), соответствия занимаемым должностям определенных должностных лиц, разработка предложений по более эффективному использованию сотрудников проверяемого подразделения или отстранению их от занимаемой должности.
В функцию контроля входят:
сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы.
сравнение их результатов с эталонными показателями, выявление отклонений и анализ этих отклонений;
разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. [11, c.121]
Как видно из целей, задач и функций контроля, система контроля - это очень сложный процесс, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника предприятия. Система контроля - это своеобразная организация внутри организации, при правильном руководстве которой можно качественнее и быстрее достичь своих целей.
1.2 Классификация системы контроля
Существует огромное количество классификаций контроля. Ниже рассмотрены основные формы и виды контроля.
К основным формам контроля относят финансовый и административный.
1. Финансовый контроль охватывает все сферы деятельности организации и осуществляется на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнивать плановые расходы с фактическими. Финансовый контроль осуществляют специальные подразделения: планово-финансовое управление, бухгалтерия, отдельные экономисты и бухгалтеры в подразделениях. Функция контроля значительно усилилась в связи с использованием компьютерной техники, которая позволяет осуществлять ускоренно процесс сбора информации, необходимой для реализации данной функции. Применение компьютерной техники также позволяет сформировать и систему централизованного контроля, обеспечивающую своевременный контроль результатов финансовой деятельности организации.
2. Административный контроль ведется на всех уровнях управления организацией и призван оценивать деятельность сотрудников (контроль исполнения). Административный контроль осуществляется постоянно как специальными подразделениями, так и руководителями на всех уровнях управления организацией. [14, c. 131]
Ниже приведены основные виды контроля:
I. По периодичности контроль разделяют на стратегический, тактический и оперативный. [20, с. 270]
Стратегический контроль. Задачей такого контроля является оценка и регулирование деятельности организации с позиций выполнения ею долгосрочных целей и взаимоотношений с внешней средой. Этот вид контроля наиболее сложный, так как стратегия организации зависит от изменений в окружающей среде. Непредсказуемость внешней среды усложняет разработку стандартов и параметров, а следовательно, и само проведение контроля.
Тактический контроль. Нацелен на анализ выполнения тактических планов организации. Он осуществляется как в целом по предприятию, так и по ключевым подсистемам. Периодичность совпадает с длиной периода, на который составлены планы тактического развития. Главная задача: своевременное выявление отклонений от стандартов и проведение корректировочных мер.