Разработка и реализация системы обучения персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса обучения персонала и разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персоналом в ООО «Лера».
Для достижения цели определен ряд задач:
- изучить теоретические аспекты по разработке системы обучения персонала;
- рассмотреть особенности обучения персонала в организации;
- изучить методы обучения на рабочем месте и вне его;
- рассмотреть программу обучения ООО турфирмы «Лера»;
- предложить пути совершенствования системы обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……….5
1.1 Сущность саморазвивающейся организации…………………………5
1.2 Цели обучения персонала……………………………………………10
1.3 Организация обучения кадров ………………………………………..15
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………...19
2.1 Особенности обучения…………………………………………………19
2.2 Методы обучения на рабочем месте и вне его……………………..22
Глава 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕРА»……………………………………28
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………….....28
3.2 Создание системы обучения персонала на предприятии……………31
3.3 Разработка системы обучения в ООО «Лера»…………………..…..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..47

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 89.03 Кб (Скачать)

    Источник: Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 179.

    Кроме обучения на рабочем месте и вне  его, возможно сочетание того и другого  метода. К таким формам обучения относится:

    - опытное или эмпирическое обучение – обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;

    - демонстрация и практика под руководством – обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;

    - программируемое обучение книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;

    - обучение с помощью компьютера – собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

    - обучение действием – обучение в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения[10, с. 168-171].

 

Глава 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА   НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕРА»

3.1 Общая характеристика предприятия

    Турфирма  ООО «Лера» успешно работает в  г. Курске с 1999 года. Как и туристические фирмы Курска, турагентство осуществляет туроператорскую деятельность по международному выездному и внутреннему туризму (№ 003344 в Едином Федеральном реестре, договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта с ООО «Первая страховая компания»).

      Туристическая фирма входит в содружество туристических фирм, которое объединяет ведущие туристические агентства Курска.

      Фирма "Лера" предоставляет  широкий спектр услуг: 

     - автобусные поездки на море;

     - отдых и лечение в пансионатах  Крыма, Кавказа, Абхазии;

     - круизы на теплоходах;

     - экскурсионные туры по Курской  области, Золотому Кольцу, Карелии,  Великий Устюг, Санкт-Петербург,  Киев и т.д.;

     - экскурсионные туры по странам  Европы: Чехия, Франция, Италия, Болгария, Германия и т.д.;

     - курорты Турции, Египта, Испании,  Болгарии, Греции, Таиланда, Мальдивы и многие другие экзотические страны.

    ООО «Лера» представляет туристические  фирмы города Курска, сотрудники которых  хорошо владеют информацией об особенностях предоставляемых услуг и всегда помогут подобрать оптимальные  варианты для отдыха.

    Организационно  – правовая форма предприятия  и форма собственности – общество с ограниченной ответственностью. Учредителями являются физические лица.

    Целью компании является организация продажи  туристских услуг. Под продажей туруслуг подразумевается предложение стандартных пакетов туруслуг туроператора и все связанные с ним операции, а также предложение индивидуальных туров.

    Главной рыночной ролью туристического агентства  является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как во времени, так и территориально. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления. Основными задачами туристического агентства является предоставление качественных и разнообразных услуг для клиентов с разным доходом. Компания предлагает целый комплекс туруслуг, что является одним из привлекающих потенциальных туристов и путешественников факторов.

    Схема линейно-функциональной структуры управления общества можно представить на рисунке (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура

    Организационная структура предприятия является линейно-функциональной, она характеризуется, тем, что всю полноту власти берет  на себя линейный руководитель, возглавляющий  коллектив.

      Ему при разработке конкретных  вопросов и подготовке решений  помогает специальный аппарат,  состоящий из функциональных  подразделений. 

    На  предприятии разработаны должностные  инструкции для каждого специалиста: 1 раз в 3 года проводится аттестация специалистов; 1 раз в 5 лет проводится аттестация главных и ведущих  специалистов;  проводится аттестация рабочих мест по профессиональному  признаку; по соответствию рабочего места  по возможностям выполнения производственной программы.

    Аттестация  проводится комиссией, назначенной  директором, приказом по предприятию  с привлечением специалистов из органов  охраны труда, техники безопасности и др.

    Достаточная обеспеченность предприятий нужными  трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень  производительности труда имеют  большое значение  для увеличения объемов продукции и повышения  эффективности производства.

    Основными задачами анализа трудовых ресурсов ООО «Лера» являются:  изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом,  а также по категориям и профессиям; определение и изучение показателей текучести кадров; выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.

             

 

    3.2  Создание системы обучения персонала на предприятии

    Прежде  чем строить какую-либо обучающую  систему, необходимо выявить потребности  компании. Как правило, они вытекают из ее стратегии и должны быть подчинены  целям и задачам, которые она  решает на данном этапе.

    Если  предприятие выходит на новый  рынок, то: оно должно сначала исследовать  его. Для этого ему придется обучить  своих менеджеров методам анализа  рынка.

    Потребуется налаживать партнерские связи с  новыми предприятиями. Стало быть, надо обучить высшее руководство методам  проведения переговоров.

    Если  требуется улучшить свою конкурентоспособность  и чем-то выделиться на рынке, то необходимо обучить специалистов управлению качеством  или внедрению новых технологий.

    Если  цель - снизить ценовую политику, то необходимо обучать финансистов  методам менее затратного бюджетирования.

    У всех растущих компаний обычно есть бизнес-план, предусматривающий поэтапное развитие фирмы. Все цели и задачи прописаны  в этом документе на несколько  лет вперед. Ориентируясь на этот документ, можно разработать программу  обучения кадров на длительную перспективу.

    Для начала следует составить новые  должностные инструкции, описав в  них задачи, возложенные на сотрудников  фирмы в соответствии с бизнес-планом

    Оценить существующие кадровые ресурсы и  понять, насколько полно люди, работающие в компании, соответствуют новым  требованиям. Каковы знания и навыки, которые они накопили? Чему они  хотят учиться? Каков их потенциал? Чтобы получить ответ на все эти  вопросы, необходимо провести аттестацию персонала. Она поможет руководителям  компании сформировать объективный взгляд на достижения и возможности каждого сотрудника, узнать его личную самооценку и пожелания.

    Однако, прежде чем приступать к аттестации, весь персонал компании необходимо разбить на целевые группы: высшее руководство (топ-менеджеры), средний персонал (начальники отделов) и специалисты (рядовые работники). Сотрудникам каждой из этих категорий потребуется разный набор знаний и навыков и, соответственно, разный набор учебных программ.

    Обычно  рекомендуется организовать обучение в компании как минимум по четырем  направлениям: для адаптации новых  сотрудников; для повышения эффективности  компании в целом (например, усиление ориентации на потребности клиентов и изменение методов работы с  клиентами); для повышения эффективности  отдельных групп сотрудников  и подразделений (например, изменения  в бухгалтерском учете или  технологии производства); для повышения  эффективности отдельных сотрудников (например, приобретение специальных  навыков и освоение управленческих технологий).

    Есть  три варианта:

    1. Отправляем сотрудников на внешнее обучение;

    2. Приглашение тренера в компанию для работы с сотрудниками одного уровня;

    3. Создание своего учебного центра.

    Наиболее  экономны первые два способа (но только в том случае, если речь идет об одноразовых  тренингах). Как правило, такие формы  обучения выбирают небольшие компании с численностью сотрудников до 100 человек. Для них разумнее всего  заключить договор с каким-нибудь учебным центром. Причем двух-трех узких  специалистов лучше отправлять учиться  на внешние курсы. А для группы из 5-10 человек целесообразнее приглашать преподавателей к себе в фирму.

    Учебный центр имеет смысл создавать  на предприятиях с численностью от 100 человек, а также в компаниях  с постоянной высокой текучестью кадров. Такие центры, как правило, создаются там, где есть необходимость  в обучении рабочих и рядовых  менеджеров. Проводить занятия в  центре могут как свои специалисты, так и внешние тренеры. Кстати, по статистике, большая часть компаний, порядка 80%, предпочитают обучать сотрудников  своими силами. Дело в том, что услуги специализированных обучающих компаний недешевы (в Омске один день обучения группы из 10-15 человек стоит $500-2000). Поэтому  рациональнее всего взять в штат одного тренера, месячная зарплата которого будет равна оплате однодневного тренинга в обучающей компании (то есть тем же $500-2000). Причем если повезет, то можно найти специалиста, который  владеет целым набором тренингов (по продажам, переговорам, сплочению  команды, формированию корпоративной  культуры и пр.). Главное - чтобы он был знаком со спецификой вашей фирмы.

    Однако  нужно быть готовым к тому, что  один тренер не сможет обучить персонал по всем направлениям. Поэтому узкопрофильных специалистов и топ-менеджеров скорее всего придется направлять на курсы и тренинги непосредственно в учебные центры.

    Можно пойти по другому пути и принять  на работу тренинг-менеджера, задача которого - выявлять потребности компании и  приглашать для обучения сотрудников  различных специалистов со стороны. Этот человек должен хорошо ориентироваться  на рынке внешнего обучения (запрашивать  предложения от различных учебных  центров, проводить мониторинг их программ). И в результате поможет существенно  сэкономить, грамотно подбирая тренинги, соизмеряя их стоимость и качество.

    Расходы на обучение. Их необходимо планировать  в бюджете компании отдельной  строкой, в зависимости от количества и периодичности курсов, которые  будут организовываться для сотрудников. Хотя бывает и наоборот: периодичность  обучения зависит от того, сколько  средств на это может выделить предприятие. На Западе хорошим показателем считается 5% от оборота компании. Но советовать в этом вопросе сложно: размер бюджета, предназначенного на обучение персонала, зависит от приоритетов предприятия. Как правило, денег на обучение не жалеют предприятия с иностранным капиталом или компании, которыми руководят иностранцы.

    Однако  чем больше знаний и навыков приобретает  сотрудник - тем выше риск его потерять. Чтобы снизить опасность увольнений, можно предусмотреть в трудовом договоре условие: после обучения специалист обязан проработать на данном предприятии  еще год или два, а в случае если он решит уйти раньше, должен будет  возместить стоимость обучения. Таким  образом, фирма может защитить свои инвестиции в образование. Хотя в компаниях, где специалистам дают возможность проявить себя и продвинуться по служебной лестнице, таких проблем не возникает.

    Если кого-то из руководителей фирмы настойчиво будет беспокоить мысль о том, что средства, потраченные на обучение персонала, - это "деньги, пущенные на ветер", то избавиться от этого ощущения поможет оценка итогов данного мероприятия. С определенной периодичностью (например, раз в квартал) необходимо делать срез по качественным показателям деятельности компании: насколько снизился уровень травматизма (если это производственное предприятие); насколько стало меньше жалоб от клиентов (если это торговая фирма); насколько повысилось качество продукции; насколько уменьшилась текучесть кадров. И если вдруг окажется, что изменения по этим показателям произошли незначительные - значит, либо неправильно были поставлены цели обучения, либо не тех людей послали на курсы. Так или иначе, результат должен быть соизмерим с целью, которую компания себе ставит, организуя систему обучения. Система обучения в компании:

Информация о работе Разработка и реализация системы обучения персонала в организации