Разработка и реализация системы обучения персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса обучения персонала и разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персоналом в ООО «Лера».
Для достижения цели определен ряд задач:
- изучить теоретические аспекты по разработке системы обучения персонала;
- рассмотреть особенности обучения персонала в организации;
- изучить методы обучения на рабочем месте и вне его;
- рассмотреть программу обучения ООО турфирмы «Лера»;
- предложить пути совершенствования системы обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА……….5
1.1 Сущность саморазвивающейся организации…………………………5
1.2 Цели обучения персонала……………………………………………10
1.3 Организация обучения кадров ………………………………………..15
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………...19
2.1 Особенности обучения…………………………………………………19
2.2 Методы обучения на рабочем месте и вне его……………………..22
Глава 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЕРА»……………………………………28
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………….....28
3.2 Создание системы обучения персонала на предприятии……………31
3.3 Разработка системы обучения в ООО «Лера»…………………..…..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..47

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 89.03 Кб (Скачать)

      Достоинства внутрифирменного обучения в сравнении с внешним обучением персонала: специалисты не покидают на длительное время свою организацию; организация может за короткое время осуществить подготовку или переподготовку значительного количества своих сотрудников без ущерба для работы организации; разработка образовательных программ осуществляется с учетом специфики работы организации (знание ее проблемных мест изнутри) и с учетом максимального удовлетворения потребностей каждого обучающегося в организации; так как обучение проводится для группы сотрудников организации, то это способствует более активному обсуждению рассматриваемых в учебном процессе вопросов, их всестороннему анализу и выработке комплексных решений[3, с.132].

      Результатом внутрифирменного обучения  может явиться выработка эффективных  мероприятий, направленных на  решение конкретных проблем организации.  Основная задача внутрифирменного  обучения - подготовка персонала  организации к успешному выполнению  стоящих перед ним задач. Можно  и не обучать сотрудников в  организации, но тогда их первые  и последующие шаги не будут  отличаться эффективностью, уйдет  очень много времени на адаптацию  сотрудника в организации, затем  на адаптацию к изменениям, и  организация в результате не  сумеет быть гибкой и конкурентоспособной  на рынке. Система внутрифирменного  обучения может быть эффективной,  если будет проанализировано  существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, определены сроки и затраты. Профессиональное обучение не менее важно и для небольшой компьютерной компании, и для семейной гостиницы - их успех сегодня также зависит от способности сотрудников усваивать и использовать на рабочем месте новые знания и навыки.

    Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти  затраты являются капиталовложениями организации, которая ожидает отдачи в виде повышения производительности своих сотрудников, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей.

    Процесс обучения можно представить в виде следующей схемы (рис. 1). [13, с. 169].

    

    Рис.1 Процесс обучения

    В тех организациях, где работа с  персоналом осуществляется планомерно, процесс профессионального развития сотрудников является непрерывным  и цикличным.

    Потребности в обучении могут быть трех видов: потребности организации, потребности профессии, потребности личности.

    При определении потребностей организации  речь будет идти о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей, и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Помимо непосредственного влияния  на финансовые результаты, вложение в  обучение способствует созданию благоприятного климата в организации, повышает мотивацию сотрудников и их преданность  организации, обеспечивает преемственность в управлении. Стратегия развития компании, миссия компании и ее видение также являются важным источником сведений о потребностях в обучении. Задача специалистов по обучению состоит в том, чтобы перевести положения стратегии на язык профессионального обучения.

    Потребности, связанные с выполнением обязанностей, определяются на основе анкетирования  или опроса непосредственных руководителей  и специалистов, успешно выполняющих  эти обязанности, анализа результатов  работы организации, тестирования сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, сотрудники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального  роста. Это особенно важно в современных  условиях.

      Обучение способствует общему  интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг  общения, укрепляет уверенность  в себе. Внутрифирменное обучение  позволяет быстрее адаптироваться  в коллективе, в профессии, ощутить  приобщенность к ценностям компании, выявить свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности и в результате построить планы собственного развития в профессии[12, с. 56].

    Ключевым  моментом в управлении профессиональным развитием является выявление потребности  в обучении. С этой целью были разработаны специальные методы, основные из которых - анализ деятельности и анализ исполнения. От качества определения  потребностей зависит эффективность  затрат и результативность последующей  деятельности сотрудников. На основании  анализа выявленных потребностей можно  сформулировать цели обучения.

    Цели  обучения с точки зрения работодателя:

  1. Организация и формирование персонала,
  2. Воспроизводство персонала,
  3. Интеграция персонала,
  4. Гибкое формирование персонала,
  5. Внедрение нововведений.

    Цели  обучения с точки зрения работника:

  1. Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации,
  2. Приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности,
  3. Развитие потенциала.[14, c 75].

    Цели  повышения квалификации, подготовки и переподготовки:

    - удержание работника в организации,  сохранение его для фирмы;

    - продвижение по служебной лестнице;

    - повышение производительности и  качества труда, а также качества  продукции;

    - предотвращение профессиональной  деградации специалистов;

    - нахождение сотрудниками тех  видов работ, которые соответствуют  их темпераменту, запросам и характеру  специальности.[9, с. 197]

    Цели  должны быть конкретными и специфическими; ориентирующими на получение практических навыков (в отличие от образования, цель которого - общее развитие в определенной сфере знаний); измеримыми.

    Для обучения персонала лучше использовать несколько методов (или форм) обучения, каждый из которых служит для достижения определенной цели обучения и больше подходит при изучении того или иного  раздела материала. Необходимость  применения различных форм обучения обусловлена требованиями участия  и обратной связи, а также мотивации; это дает возможность обучающимся спрашивать, коллективно обсуждать, тренироваться и на практике проверять, как они усваивают знания.

 

    1.3 Организация обучения кадров

    В то время как большая часть  ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость  которых со временем  снижается  за счет автоматизации, ценность людских  ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для  блага самой организации, так  и для личного блага служащих своей организации руководство  должно постоянно работать над временным  повышением потенциала кадров. т.е. в организации необходимо заниматься развитием персонала.

    Развитие  персонала можно определить как  совокупность  оганизационно-экономических мероприятий службы управления персоналом, в частности:

    - по обучению, переподготовке и  повышению квалификации персонала;

    - по организации изобретательской  и рационализаторской работы;

    - по профессиональной адаптации;

    - по оценке кандидатов на важную  должность;

    - по текущей периодической оценке  кадров;

    - по планированию деловой карьеры;

    - по работе с кадровым резервом.

    В узком смысле развитие персонала  – это комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры  персонала организации. Цель развития персонала – обеспечение организации  хорошо подготовленными работниками  для эффективной работы и реализации стратегического развития предприятия.

    Первым  шагом к тому, чтобы сделать  труд работника как можно более  производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация  в коллективе. Во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе, с тем, чтобы ожидания кандидата  были реалистичными. Далее идет обучение специальным трудовым навыкам, и  собеседование на тему, что считается  эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации. В ходе неофициального общения новые работники узнают неписанные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе.

    Формирование  резерва кадров является жизненно важной задачей для надежного формирования любой организации, т.к. позволяет  обеспечить замещение вакантных  должностей в случае смерти, болезни, отпуска, командировки и увольнения работников. Кроме того, для любого предприятия в определенной степени  необходимы кадровая конкуренция, и во всяком случае, устранение независимости любого служащего или рабочего. Иначе происходят большие перекосы когда «незаменимые» работники порой буквально вырывают себе особые льготы в отношении зарплаты, организации рабочего дня и т.д., а руководитель боясь нарушить работу организации в целом, не в состоянии навести порядок, что в свою очередь вызывает законное возмущение других работников [2, с. 107].

    Резерв  кадров – это часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия смежных рабочих  мест более высокой квалификации. Резерв кадров необходим для организации  любого типа и размера. В крупных  организациях, которые ориентируются  в основном на воспитание собственного резерва, эта задача может быть решена путем вертикальной ротации кадров для линейных руководителей и  горизонтальной ротации кадров для  руководителей функциональных служб.

    Не  менее важным элементом в развитии персонала является подготовка кадров. Связанно это с тем, что организации  имеют постоянную потребность в  обеспечении высокой производительности труда работников. Многие организации  при этом заботятся об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор  наиболее квалифицированных и способных  новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

    Подготовка  представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность труда. Обучение полезно и требуется  в  трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в  организацию. Во-вторых, когда служащего  назначают на новую должность  или когда ему поручают новую  работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения работы.

    В целом современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом  и как для блага самой организации, так и для личного блага  всего персонала руководство  организации должно постоянно работать над повышение его потенциала.

    В общем случае, под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим  местам элементов, которые будут  содействовать повышению эффективности  деятельности работников данной организации  в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников.

    Управление  развития персонала реализуется  в рамках двух основных направлений:

    - обучение;

    - планирование и развитие карьеры.

    Следует различать три вида обучения кадров.

    Подготовка  кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных  кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью  специальных знаний, умений, навыков  и способами общения.

    Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью совершенствования знаний,  умений, навыков и способов общения  в связи с ростом требований к  профессии или повышение к  должности.

Информация о работе Разработка и реализация системы обучения персонала в организации