Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа
Общие понятия, а также основные методы и программы исследования, применяемые к процессу разработки и принятия управленческих решений в кадровом обеспечении. Организационно-правовая характеристика ООО «СК «ЭРГО ЖИЗНЬ», внешняя и внутренняя среда предприятия. Комментарии и предложения по устранению выявленных недостатков и усовершенствованию работы организации в принятие кадровых решений с помощью выбранных методов.
Введение………………………………………………………………….......….3
1.Теоретические основы разработки и принятия кадровых решений………6
1.1. Решения как объект управления…………………………………...……....6
1.2.Сущность и содержание кадровых решений……………...........................10
1.3. Программы и методы исследования…………………………………........20
Вывод…………………………………………………………………………….23
2. Анализ и оценка разработки и принятия кадровых решений на примере предприятия ООО «СК «ЭРГО ЖИЗНЬ»……………………………………..24
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия…………….…24
2.2. Анализ факторов организационной среды предприятия………………..28
2.3 Анализ и оценка разработки и принятия кадровых решений на предприятии……………………...33
Вывод……………………………………………………………………………..36
3. Разработка программы процесса принятия кадрового решения ООО «СК «ЭРГО ЖИЗНЬ» филиал в г. Красноярске…………………………………….38
3.1 Выявление проблемы и ее оценка…………………………………………38
3.2 План реализации решения и управленческая оценка его эффективности…………………………………………………….48
Вывод……………………………………………………………………………..49
Заключение………………………………………………………………………51
Библиографический список……………………………………………………..52
Управленческое решение – это переход процесса управления из сферы управления в сферу производства продукта или услуг, в сферу управляемых процессов, это переход из области анализа и поиска вариантов действий в область организационной работы в управляемой системе.
Правильно принимать решения - это область науки. Принятие же правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умения делать это развиваются с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.
В связи с этим выделяют три подхода к принятию решения:
1. Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
2. Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
3. Рациональные решения - это выбор, сделанный с помощью объективного аналитического процесса.
Хорошие руководители в процессе принятия решений должны отдавать себе отчет в том, что они могут сделать. Даже если решение логически обосновано и указывает лучший путь к достижению цели, то одного этого еще недостаточно. Часто бывает необходимо учитывать убеждения, взгляды и предрассудки людей.
Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
В
данной курсовой работе будет рассматриваться
процесс принятия управленческих решений
в совершенствовании кадрового обеспечения,
поэтому рассмотрим более подробно эту
категорию решений в следующей части.
1.2
Сущность и содержание
кадровых решений
В зависимости от функциональной принадлежности решения можно классифицировать на кадровые, маркетинговые, коммерческие, правовые, технологические, экономические и хозяйственные решения.
Более подробно рассмотрим кадровое обеспечение предприятия, как процесс принятия управленческих решений.
Под кадровым обеспечением системы управления персоналом понимается необходимый количественный и качественный состав ее работников.
Реализация целей и задач управления персоналом организации осуществляется через решения кадровой политики. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. Важнейшие принципы кадровой политики организации и их характеристика приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1 – Характеристика важнейших принципов отдельных направлений кадровой политики организации
Направления | Принципы | Характеристика |
1. Управление персоналом организации | Принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей (основной) | Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации |
2. Подбор и расстановка персонала | Принцип соответствия Принцип профессиональной компетенции Принцип практических достижений Принцип индивидуальности |
Соответствие
объема заданий, полномочий и ответственности
возможностям человека
Уровень знаний, соответствующий требованиям должности Требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчиненных) Облик, уровень развития интеллекта, характер, намерения, стиль руководства |
3.Формирование
и подготовка резерва для |
Принцип конкурсности
Принцип ротации Принцип индивидуальной подготовки Принцип проверки делом Принцип соответствия должности Принцип регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей |
Отбор кандидатов
на конкурсной основе
Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе Эффективная стажировка на руководящих должностях Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент Оценка результатов деятельности, собеседования, выявления склонностей и т.п. |
4. Оценка и аттестация персонала | Принцип отбора
показателей оценки
Принцип оценки
квалификации Принцип оценки осуществления заданий |
Система показателей,
учитывающих цель оценок, критерии
оценок, частоту оценок
Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности Оценка результатов деятельности |
5. Развитие персонала | Принцип повышений
квалификации Принцип самовыражения Принцип саморазвития |
Необходимость
периодичного пересмотра должностных
инструкций для постоянного развития
персонала
Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения Способность и возможность саморазвития |
6. Мотивация
и стимулирование персонала, |
Принцип соответствия
оплаты труда объему и сложности выполняемой
работы
Принцип равномерного сочетания стимулов и санкций Принцип мотивации |
Эффективная система
оплаты труда Конкретность
описания задач, обязанностей и показателей Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда |
В
условиях резкого повышения статуса
должности менеджера по персоналу
до уровня высшего звена управления,
значительного расширения его функций,
усложнения техники подбора, отбора,
расстановки, развития мотивации, служебного
продвижения персонала
Общие требования к кадровым решениям в современных условиях сводятся к следующему:
Таким образом, кадровые решения направлены на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
Качественная характеристика кадровой службы такова: среди руководителей кадровых служб по базовому образованию с техническим образованием – 40,9%; учителей – 31,6%; юристов-правоведов – 11,5%; социологов и психологов – 3,3%. Средний возраст руководителей кадровой службы – 45 лет. Во многом это объясняется пока еще недостаточным насыщением служб управления персоналом специалистами.
Количественный
состав службы управления персоналом
определяется организационно-штатными
структурами и уставом
В связи с тем, что организации самостоятельно определяют численность работников по функциям управления, их профессиональный и квалификационный состав, а также утверждает штаты, все существующие метода расчета численности управленческих работников носят в основном рекомендательный характер.
Расчет численности руководителей, специалистов и других служащих организации, в том числе и кадровой службы, осуществляется различными методами: многофакторного корреляционного анализа, экономико-математическими, сравнений, прямого расчета, по трудоемкости работ, по нормам обслуживания и др.
Первый метод основан на многофакторном анализе функционального разделения управленческого труда. Разработана схема функционального разделения труда с учетом влияния на численность персонала определенных факторов. Число существенных факторов сводилось к 1/3, а затем с помощью корреляционного анализа выводились математические формулы, выражающие в общем виде зависимость между численностью персонала данной функциональной группы и действующими факторами. При этом учитываются специфические особенности каждой отрасли промышленности. Наиболее широкое применение метод нашел на крупных промышленных предприятиях. Однако следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики и конкуренции отсутствует жесткая зависимость меду производственными факторами и численностью персонала, в связи с чем этот метод имеет только рекомендательный характер.
Экономико-математические методы предусматривает разработку экономико-математических моделей, основанных на реальной действительности, что обеспечивает адекватное отражение содержательного процесса. Применение экономико-математических моделей пока ограничено.
В методе сравнений на базе анализа состава кадров специалистов в развитой хозяйственной системе составляются проектировки потребности в специалистах для менее развитой системы. Предпринимаются попытки использования этого метода на основе формирования однородных групп организаций и выделения в них типовых или передовых организаций.
Экспертный метод позволяет получить представление о потребности в специалистах на основе учета мнений (экспертизы) группы экспертов, суждения которых базируются на их научной и профессиональной компетенции. Метод используется как составная часть других методов.
Метод прямого расчета предполагает определение численности специалистов и других служащих исходя из расчета необходимых затрат труда на реализацию периодических функций управления персоналом и расчета затрат труда на реализацию функций управления по устранению возмущающих отклонений.
Одним из наиболее распространенных и доступных методов расчета численности работников кадровой службы является ее определение через затраты труда (времени) на управление управленческих работ, т.е. через трудоемкость. В свою очередь, трудоемкость работ по управлению персоналом можно определить следующими методами: нормативным, с помощью фотографии рабочего времени или хронометража, расчетно-аналитическим, методом аналогий, экспертным.
Нормы времени (выработки) устанавливаются в основном для простых, повторяющихся видов работ (учетные, оформление документов). В настоящее время разработаны типовые нормы на подготовку и оформление документов по учету личного состава, по делопроизводству.
Зная нормативную (либо расчетную) трудоемкость работ, выполняемых в течении года, например, в отделе кадров, можно рассчитать численность отдела (Ч) по формуле:
Ч
= Т * К/Фп ,
где Т – общая трудоемкость всех работ, выполняемых за год в отделе кадров, (чел/час); К – коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение работ, не предусмотренных в Т (К=1,15); Фп – полезный фонд рабочего времени одного работника за год, (час.).
Основываясь на зарубежном опыте, можно выделить еще один метод определения численности работников кадровой службы. Он является разновидностью норм обслуживания, которые характеризуют количество объектов, т.е. работников организации, обслуживаемых одним работником службы управления персоналом.
Российские кадровые службы в основном держаться около нижней планки этого показателя – 100 человек на одного специалиста по управлению персоналом. Принятие же решения о создании специализированной службы по персоналу в каждом конкретном случае определяется особенностями организации, в частности наличием стратегии управления в целом.