Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - изучение целей управления предприятием.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ литературы по теме;
2. Изучение сущности, классификации целей организации и основ целевого управления фирмой;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..…….3
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ……………………………………………….5
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ
СООО «ДОМОВОЙ – РП»:
2.1 Общая характеристика организации………………………………………………………15
2.2. Анализ системы управления и целей развития предприятия…………………………..19
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИ…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………………..…..32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………………...….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………………………...35
Определение целей для любой организации является одним из главных аспектов на каждом этапе её деятельности, так как именно цели помогают построить эффективную систему для реализации конечного результата.
Цели являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Существуют
краткосрочные и долгосрочные цели.
Для краткосрочных целей
Выделяют четыре сферы, применительно которых организации устанавливают цели, исходя из своих интересов:
- доходы организации;
- работа с клиентами;
- потребности и благосостояние сотрудников;
- социальная ответственность[19; c. 458].
В
любой крупной организации, имеющей
несколько различных
Наиболее распространёнными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
а) прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и др.;
б) положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объём продаж и др.;
в) производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоёмкости и др.;
г) финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации и др.;
д) мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и др.;
е) разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат, сроки введения в действие нового оборудования и др.;
ж) изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и др.;
з) человеческие ресурсы (количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и др.);
к) работа с покупателями (скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и др.);
л) оказание помощи обществу(объём благотворительности, проведение благотворительных акций и др.) [11; c. 254].
Существует несколько ключевых требований, которые должны удовлетворять правильно сформулированные цели:
1)
цели должны быть достижимыми,
они не должны быть
2)
цели должны быть гибкими,
3)
цели должны быть измеримыми,
т.е. должны быть
4)
цели должны быть конкретными,
обладающими необходимой
5)
цели должны быть совместимыми,
т.е. долгосрочные –
6) цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации и в первую очередь для тех, кому придётся их достигать[11; c. 259].
У организации могут быть разнообразные цели, особенно если говорить об организациях различных типов. Например, деятельность организаций, занимающихся бизнесом, сосредоточена главным образом на создании определенных товаров и услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой прибыли. Государственные учебные заведения и больницы и т.п. не стремятся получить прибыль, но их действия сопряжены с ограничением затрат. Это стремление некоммерческих организаций находит отражение в наборе целей, сформулированных как представление конкретных услуг в рамках бюджетных ограничений. Изложенное свидетельствует о том, что классификацию целей следует считать важной научно-практической задачей, способствующей пониманию возможностей их практического использования при проектировании организации или в процессе ее функционирования. Приведем несколько классификаций организационных целей по разным основаниям.
1. Классификация по направленности.
В данном случае цели
Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю над деятельностью членов организации. Как правило, подобного рода задачи рассчитаны на длительное время. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.
Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда, увеличение доли товаров организации на рынке и др. Обычно такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами (особенно это касается заведомо завышенных целей). В случае недостижимости целей усовершенствования (особенно если они были широко освещены в подразделениях организации) возможны негативные последствия, которые выражаются, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.
Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к своеобразным формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться увеличение количества наименований внедряемых в производство новых товаров, внедрение новых идей в области менеджмента[6; c. 164].
2. Классификация по критериям предусматривает разделение целей по их отношению к основным показателям успешной деятельности организации.
Чем выше запросы организации относительно показателей своей деятельности, чем шире области ее деятельности, тем более разнообразно разделение целей по критериям. Чаще других в организации используются следующие основные критерии: продуктивность, рыночные критерии, ресурсы, прибыльность, обновление, социальная ответственность.
В целом можно утверждать, что классификация целей по критериям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориентиром для руководителей в деле управления организацией.
3. Классификация во временной области. Деятельность по управлению в организации должна быть четко ориентирована во времени, т.е. необходимо выделить первоочередные цели, постоянно отслеживать, как реализуются среднесрочные и долгосрочные цели. Чтобы обеспечить осуществление всего целевого комплекса, руководителю нужно правильно распределить ресурсы во времени, что дает возможность концентрировать усилия в нужных точках и достичь непрерывных, поступательных действий членов организации. Возможности для этого дает классификация целей во временной области.
Текущие
цели обычно относятся к тем задачам,
которые следует решить в течение
одного года. Эти цели хорошо воспринимаются
членами организации в том
случае, если они реально достижимы,
подкреплены соответствующей
Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. В организациях, слабо ориентированных на среднесрочные цели, в силу неудовлетворительного планирования и учета ресурсов очень часто допускается коррекция среднесрочных целей, что ведет в конечном итоге к потерям темпов организации, решению неперспективных сиюминутных задач, потере мотивации у членов организации, а в итоге - к сокращению возможностей выживания организации во внешнем окружении. Разработка и достижение среднесрочных целей особенно важны для торговых организаций.
Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках[8; c. 253].
Итак, для эффективной деятельности любой организации необходима формулировка целей и их аргументированность. Это касается не только организации в целом. Необходимо определить цели для каждой составляющей системы управления.
Выделяют
также и стратегическую цель организации,
которая может носить качественный
характер, но для практической работы
очевидна необходимость ее последующего
выражения в количественно заданных целях,
которые должны быть конкретными, реалистичными
и взаимосвязанными. Количественно заданные
цели служат критериями оценки эффективности
работы предприятия и его усилий по достижению
стратегической цели.
Реалистичность целей предполагает их
обусловленность наличием потенциальных
ресурсов. Поэтому процесс определения
целей носит итеративный характер сближения
поставленных целей с потенциальными
возможностями. В свою очередь сближение
текущих возможностей с потенциальными
осуществляется с помощью целевых программ.
При формулировании стратегической цели
было бы ошибочным предполагать, что целью
предприятия в условиях рыночных отношений
может являться лишь получение максимального
дохода. Конечно, этот показатель будет
иметь преобладающее значение, но движение
в заданном направлении на каждом этапе
развития предприятия обусловлено временными
целями: завоевание определенной доли
локального рынка, создание благоприятного
впечатления у населения о предприятии,
формирование постоянного контингента
покупателей и др.[21; c. 69].
Что касается основ целевого управления фирмой, то в данном аспекте мы рассмотрим теоретические вопросы проблемы.
Вопрос «для чего?», пожалуй, главный в совершенствовании предприятия, вопрос скорее философский, чем административный. Известно, что стратегия определяет структуру, цель определяет стратегию, а что определяет саму цель? Ответ можно искать в психологии руководителя, его прошлом опыте, в обществе, в экономике. В действительности же, выбирать определенные цели нас заставляет жизненная ситуация, многофакторная и непредсказуемая, вечно меняющаяся и требующая изменений. Вопрос «для чего?» неявным образом включает в себя два подвопроса: почему надо производить изменения, и какой результат мы хотим от них получить.
Рассмотрим сначала первый. Изменения в фирмах происходят по нескольким основным причинам: