Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и разработка путей совершенствования системы мотивации персонала в современных условиях на примере ООО "РСУ СКЭК". Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Анализ методов стимулирования и мотивации персонала на примере ООО «РСУ СКЭК»;
2. Изучение основных теорий мотивации и основные методы стимулирования персонала;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность и роль мотивации персонала
1.1. Понятие и сущность мотивации………………………………………..5
1.2. Основные методы мотивации труда……………………………………8
1.3. Особенности теорий мотивации………………………………………...11
2. Теоретические основы планирования производительности труда
2.1. Экономическая сущность и значение производительности труда…..17
2.2. Показатели и методы измерения производительности труда………..19
3.Мотивация как способ повышения производительности труда на предприятии
3.1. Роль персональной мотивации в повышении результатов труда……..23
3.2.Пути повышения производительности труда за счет совершенствования мотивации работников к труду……………………………………………..28
4. Анализ мотивации труда на предприятии ООО «РСУ СКЭК»
4.1. Общая характеристика деятельности ООО «РСУ СКЭК»……………31
4.2. Организационная структура управления ООО «РСУ СКЭК»………33
4.3. Способы мотивации, применяемые на предприятии ООО «РСУ СКЭК»………………………………………………………………………..41
4.4. Предложения по совершенствованию системы мотивации в ООО «РСУ СКЭК»………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………………48
Функцией живого труда является не только создание новой стоимости, но и перенесение рабочего времени, материализованного в вещественных элементах производства, на вновь создаваемый продукт. Поэтому производительная сила живого труда характеризуется его способностью создавать новые потребительные стоимости. Общая тенденция повышения производительности труда проявляется в том, что доля живого труда в продукте уменьшается, а доля овеществленного труда (сырья, материалов) возрастает, но так, что общая сумма труда, заключающаяся в единице продукции, сокращается. В этом и состоит сущность повышения производительности труда.
Производительность труда
Важным этапом работы на
предприятии является поиск путей
для повышения
Повышение производительности труда
не может быть беспредельным. Экономически
разумные пределы роста
Основным источником удовлетворения
потребностей трудящихся является оплата
труда, будучи правильно организованной,
она содействует вовлечению людей
в производство, становиться важнейшим
средством материального
2.2. Показатели
и методы измерения
В новых условиях хозяйствования особенно остро стоит проблема значительного улучшения качества и совершенствования разработки плана по повышению производительности труда.
Производительность труда рассчитывается, как правило, благодаря двум показателям: 1) выработка - количество продукции, выработанной в единицу рабочего времени; 2) трудоемкость - количество рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.
Выработка является наиболее распространенным показателем учета уровня производительности труда. В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем выполненных работ и отработанное время, различают несколько методов расчета уровня выработки.
При натуральном методе исчисления выработки объем выполненных работ выражается в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах). Этот метод наиболее наглядно характеризует уровень производительности труда, однако он применим только для однородной продукции.
Также есть условно-натуральный метод исчисления выработки объем выполненных работ выражается в условно-натуральных единицах. Условно-натуральный метод применим для расчета показателя уровня производительности труда при выпуске неоднородной, но аналогичной продукции.
Трудовой метод измерения производительности труда предполагает, что объем выполненных работ, измеряется в отработанных нормо-часах. Трудовой метод применим ко всем видам продукции, независимо от степени ее готовности и широко используется при изучении относительного изменения производительности труда. Однако данный метод требует стабильности применяемых норм, в то время как последние по мере совершенствования организационно-технических условий труда постоянно изменяются.
На практике наиболее распространенным является стоимостной метод измерения производительности труда, основанный на использовании стоимостных показателей объема произведенной продукции. Преимущество этого метода состоит в возможности соизмерения разнородной продукции с затратами на ее изготовление как в рамках одного предприятия, отрасли, так и в масштабах всей страны.
При стоимостном методе производительность
труда рассчитывается путем деления
объема произведенной продукции (в
рублях) на среднесписочную численность
промышленно-производственного
Стоимостной метод измерения
Величина затрат труда на производство
определенного объема продукции
может быть измерена количеством
отработанных человеко-часов, человеко-дней,
а также среднесписочной
В качестве второго показателя производительности труда используют трудоемкость, которую рассчитывают на единицу продукции и на весь товарный выпуск. Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг. Трудоемкость отражает прямую связь между объемом производства и трудозатратами, применение показателя трудоемкости позволяет увязать проблему измерения производительности труда с факторами и резервами ее роста. Показатель трудоемкости позволяет сопоставлять затраты труда на одинаковые изделия в разных цеха и на участках предприятия.
Различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.
Под нормативной трудоемкостью понимаются затраты труда на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работ по действующим нормам.
Плановая трудоемкость отражает затраты труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ, установленные с учетом изменения норм в планируемом периоде в результате внедрения организационно-технических мероприятий.
Фактическая трудоемкость определяется по фактически сложившимся затратам труда. По видам затрат труда, включаемым в трудоемкость, различают: технологическую, производственную, полную трудоемкость, трудоемкость обслуживания, управления производством .
Показатели производительности труда (выработка и трудоемкость) связаны обратной зависимостью: если растет производительность труда, то сокращается трудоемкость. Но сокращается она не прямо пропорционально: выработка увеличивается в большей степени, чем уменьшается трудоемкость. Их взаимосвязь можно выразить следующим образом:
ПВ = 100 х СТ / 100 - СТ и СТ = 100 х ПВ / 100 + ПВ,
где ПВ - повышение выработки (в %);
СТ - снижение трудоемкости (в %).
Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и т.д. Основным планируемым показателем на предприятии является годовая выработка, остальные показатели используются для анализа. При внутрипроизводственном планировании роста производительности труда широко применяется показатель трудоемкости продукции.
3.Мотивация как
способ повышения
3.1. Роль персональной мотивации в повышении результатов труда
Индивидуальный подход в мотивации очень важен. Известно, что у одного сотрудника основной выступает одна потребность, у второго - другая. Ведущими могут быть несколько потребностей, близких по механизму и внутреннему содержанию. Потребности меняются с возрастом, и с удовлетворением одной потребности возникает другая. Потребности зависят от воспитания и психических устоев человека, усвоенного им поведения и, кроме того, от достижений, неудач и эмоциональных травм, полученных в жизни. У молодого и амбициозного сотрудника ведущими могут быть потребности в конкуренции и достижениях. В зрелом возрасте он будет стремиться к стабильности и позитивной корпоративной культуре. С целью эффективной персональной мотивации сотрудников необходимо знать их потребности и создавать условия для их удовлетворения. Сотрудник, интересы и потребности которого учитываются в предлагаемых ему мотиваторах, чувствует себя нужным и полезным. Он рассуждает следующим образом: «Моя карьера зависит от моих результатов: чем лучше я работаю, тем успешнее моя карьера». Далее он станет говорить так: «Я всегда получаю награды, поощрения и бонусы за свои успехи». Затем он будет делать выводы: «Эти награды, поощрения и бонусы интересны для меня, потому что здесь учитываются мои предпочтения»9.
При построении системы мотивации
необходимо выявить доминирующие потребности
у сотрудников и выбрать для
каждого соответствующие
1. Потребность в поддержании жизнедеятельности и здоровья. Потребности в пище, сне, жилье и здоровье жизненно важны для всех людей. Однако бывают сотрудники, для которых эти потребности выступают первостепенными.
В качестве рекомендаций по
удовлетворению наиболее важных потребностей
в поддержании
- горячие обеды для персонала.
- фиксированное обеденное
время для всей организации
или отдельное время для
- положительная оценка
сотрудников, занимающихся
- абонементы для сотрудников в бассейны, спортивные залы или спортклубы.
- возможность получения
кредитов для ценных
2. Потребность в признании. Можно выделить два вида отношений, в которых сотрудники могут удовлетворить свою потребность в позитивном принятии. Первая — это позитивная оценка и признание хорошо выполненной работы руководством. Вторая - это признание со стороны коллег, уважение профессионализма и опыта сотрудника, обращение к нему за консультацией, советом или профессиональной помощью. Эту группу потребностей исходя из теории Маслоу можно отнести к четвертой группе, для их удовлетворения уже недостаточно материальных стимулов, здесь многое зависит от руководителя, от умения применять моральное стимулирование. Рекомендации по мотивации работников, нуждающихся в признании:
- публичное, на совещании или собрании, выражение позитивной оценки сотруднику, успешно решившего сложную задачу.
- благодарность за хорошую работу своевременно, сразу же после получения сотрудником хорошего результата.
- внедрение в организации системы званий для успешных сотрудников и системы знаков отличия (например, значки или именные карточки).
- вознаграждение сотрудников за стаж работы в компании.
3. Потребность в общении.
Для работников с такой