Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:30, дипломная работа
Цель ВКР - оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» (далее ОАО «БМФ») и предложить пути ее повышения.
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методика оценки конкурентоспособности фирмы
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
2.2 Динамика основных экономических показателей
2.3 Анализ основных средств организации
2.4 Анализ финансового состояния
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
2.6 Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
- способность организации
- степень независимости
Проведем оценку финансовой устойчивости
посредством следующих
2) Собственный капитал в обороте.
СКоб = КР - Аво, (2.20)
где КР - капитал и резервы.
СКоб08 = 14933 - 14662 = 271 тыс. руб.
В 2008 году наблюдается сумма собственного оборотного капитала в обороте составляет 271 тысячу рублей.
3) Коэффициент автономии.
Кавт = СК / ВБ, (2.21)
Кавт07 = 13794 / 37259 = 0,2%
Кавт08 = 14933 / 38187 = 0,2%
Данный коэффициент соизмеряет собственный капитал со всеми источниками финансирования. Положительным результатом является отношение равное 0,4 ? Кавт ?0,6. В нашем случае данное соотношение не соблюдается, что говорит о высокой зависимости предприятия от кредиторов и заемщиков.
5) Коэффициент финансовой
Кфу = (СК + ДО) / ВБ, (2.22)
где ДО - долгосрочные обязательства.
Кфу07 = (13794 + 2348) / 37259 = 0,43
Кфу08 = (14933 + 2605) / 38187 = 0,46
В 2007 году 43% актива финансируется за счет устойчивых источников. Нормой данного показателя является Кфу ? 0,6. В данном случае значение показателя не соответствует установленной норме, а значит предприятие не является достаточно устойчивым в финансовом отношении.
6) Коэффициент маневренности.
Кман = (СК - Аво)/ СК, (2.23)
Кман07 = (13794 - 15496) / 13794 = = -0,12
Кман08 = (14933 - 14662) / 14933 = 0,02
Кман равное в 2007 году -0,12, а в 2008 - 0,02 показывает улучшение финансового состояния предприятия.
7) Коэффициент иммобилизации.
Кимм = Аво / Ао, (2.24)
Кимм07 = 15496 / 21763 = 0,71
Кимм08 = 14662 / 23525 = 0,62
В 2007 году предприятие составляют 29% постоянных и 71% текущих активов. В 2008 году - 38% постоянных и 62% текущих активов.
Показатели финансовых результатов (прибыли или убытка) деятельности предприятия содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В отчете содержатся показатели прибыли отчетного года.
На основе данных «Отчета о прибылях и убытках» проведем анализ деловой активности.
Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижения поставленных ею целей, что отражается в различных показателях. В финансовом аспекте деловую активность можно охарактеризовать двумя группами показателей:
- общие показатели
- показатели управления
1. Общие показатели
1) коэффициент общей
Кобк = выручка от продажи / среднегодовая стоимость активов, (2.25)
Кобк07 = 32513 / 37529 = 0,86
Кобк08 = 40266 / 38187 = 1,05
2) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов
Кобос = выручка от продажи / среднегодовая стоимость оборотных активов.(2.26)
Кобос07 = 32513 / 21763 = 1,49
Кобос08 = 40266 / 23525 = 1,71
В 2007 - 2008 годах среднее количество
оборотов, совершаемое оборотными средствами
(материальными и денежными) равно
1,49 и 1,71 соответственно, то есть оборотные
активы обернулись за 2007 год 1,49 раз, а
за 2008 год - 1,71 раз, что говорит об
ускорении оборачиваемости
3) Фондоотдача.
Фотд = выручка от продажи / среднегодовая стоимость основных средств,
Фотд07 = 32513 / 15479 = 2,1
Фотд08 = 40266 / 14648 = 2,75
4) Коэффициент отдачи
Котдск = выручка от продажи / средняя стоимость собственного капитала.(2.27)
Котдск07 = 32513 / 13794 = 2,35
Котдск08 = 40266 / 14933 = 2,7
В 2007 году оборачиваемость собственного капитала составляет 2,35 оборотов, в 2008 - 2,7 оборотов.
2. Показатели управления
5) Оборачиваемость денежных
ОБдс = (средняя стоимость денежных средств х Т) / выручка от продаж, (2.28)
Где Т - временной период (в данном случае год)
ОБдс07 = (418 х 360) / 32513 = 4,62
ОБдс08 = (631 х 360) / 40266 = 5,64
Денежные средства в 2007 году обернулись 4,62 раза, в 2008 - 5,64 раза.
6) Срок погашения кредиторской задолженности, в днях.
СПКЗ = Средняя стоимость кредиторской задолженности х Т / выручка от продаж (2.29)
СПКЗ07 = (21117 х 360) / 32513 = 233,81
СПКЗ08 = (20649 х 360) / 40266 = 184,61
В 2007 и 2008 году средний срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам составляет 234 дня и 184,61 день соответственно.
Проанализировав финансовое состояние
предприятия при помощи определенных
коэффициентов можно сказать, что
организация не имеет способности
отвечать по своим текущим финансовым
обязательствам. Положительными показателями
данного анализа выступает
2.5 Анализ прибыли и рентабельности
Предприятие считается рентабельным,
если доходы от реализации продукции (работ,
услуг) покрывают издержки производства
(обращение) и, кроме того, образуют
сумму прибыли, достаточную для
нормального функционирования и
развития предприятия. Анализ рентабельности
позволяет количественно
Проведем расчет коэффициентов, характеризующих рентабельность организации, на основе форм отчетности (форма № 1 - «баланс предприятия» и форма № 2 - «отчет о прибылях и убытках»).
1) Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности.
Rбух = прибыль до налогообложения / выручка от продаж (2.30)
Rбух07 = 14020 / 32513 = 0,43
Rбух08 = 16680 / 40266 = 0,41
В 2007 году с каждого рубля выручки от продаж предприятие получало 43 копейки прибыли, в 2008 году - 41 копейку, то есть наблюдается снижение бухгалтерской рентабельности от обычных видов деятельности на 2 копейки с рубля выручки от продаж.
2) Чистая рентабельность.
ЧR = чистая прибыль / выручка от продаж (2.31)
ЧR07 = 13149 / 32513 = 0,40
ЧR08 = 15594 / 40266 = 0,39
Размер чистой прибыли на единицу выручки в 2007 году составил 40 копеек, а в 200 году - 39 копеек. Можно сделать вывод, что доля чистой прибыли в выручке от реализации снизилась на 1 копейку.
3) Экономическая рентабельность.
Rэк = чистая прибыль / средняя стоимость имуществ, (2.32)
Rэк07 = (13149 х 100) / 15479 = 0,85
Rэк08 = (15594 х 100) / 14648 = 1,06
Рентабельность имущества в 2008 году возрастает на (1,06 - 0,85) 21 копейку, что составляет 25% от уровня рентабельности 2007 года.
4) Рентабельность собственного капитала
Rсс = чистая прибыль / средняя стоимость собственного капитала(2.33)
Rcc07 = 13149 / 13794 = 0,95
Rcc08 = 15594 / 14933 = 1,04
Рентабельность собственного капитала
характеризует эффективность
5) Валовая рентабельность.
Rвал = прибыль валовая / выручка от продаж (2.34)
Rвал07 = (14343 х 100) / 32513 = 0,44
Rвал08 = (16679 х 100) / 40266 = 0,41
Доля валовой прибыли в
2.6 Анализ конкурентоспособности
Прежде всего, посмотрим на положение ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» на рынке Дальнего востока, а затем произведём поэтапный анализ конкурентоспособности по ранее изложенной методологии Белоусова.
С целью определения емкости рынка ЕАО изделий, позиций на нем ОАО «БМФ», оценки потенциальных объемов продаж и покупательских предпочтений были проведены маркетинговые исследования.
ОАО «БМФ» со своей продукцией занимает 22% рынка столов, 29% кухонных столов, 26% домашней кухонной модульной мебели, 11% реализации соф, 19% диванов, 10% кресел с мягкой обивкой и 22% кресел с откидной спинкой. По ассортиментной позиции «столы кухонные» ОАО «БМФ» лидирует с 29%-й долей рынка.
Таблица 2.10 - Доля продукции ОАО «БМФ» на рынке ЕАО
Наименование изделий |
Объем реализации по Дальнему Востоку |
Доля рынка принадлежащая ОАО«Виктория», % |
|
Столы |
1100 |
22 |
|
Столы кухонные |
1252 |
29 |
|
Мебель кухонная домашняя модульная |
1370 |
26 |
|
Софы |
1100 |
11 |
|
Диваны |
1505 |
19 |
|
Кресла с мягкой обивкой |
1990 |
10 |
|
Кресла мягкие с откидной спинкой домашние |
2001 |
22 |
|
Что касается ценовой политики, то сравнение средних цен каждого производителя с ценами «БМФ» показывает, что практически по всем ассортиментным позициям «БМФ» имеет значительное ценовое преимущество. В абсолютном выражении оно составляет от 200 до 1800 рублей по отдельным видам товаров.
Для анализа конкурентоспособности мы выбрали ряд продуктов: мебель кухонная домашняя модульная, софы, диваны, кресла с мягкой обивкой. Данный выбор обусловлен наибольшей долей данных товаров в выручке предприятия: 21,1; 18,6; 27,78 и 10,4 процентов соответственно.
Теперь рассчитаем КМТК по каждому продукту в отдельности.
По продукту - мебель кухонная домашняя модульная:
Коэффициент рыночной доли:
(2.37)
Коэффициент предпродажной подготовки:
, (2.38)
так как продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период.
Коэффициент изменения объема продаж:
(2.39)
По цене.
Коэффициент уровня цен -- формула (4):
(2.40)
По доведению продукта до потребителя.
Коэффициент доведения продукта до потребителя:
(2.41)
По продвижению продукта на рынок.
Коэффициент рекламной деятельности:
(2.42)
Коэффициент использования персональных продаж:
(2.43)
Коэффициент использования связей с общественностью:
(2.44)
Суммируя вышеперечисленные
(2.45)
По продукту - софы:
По продукту - диваны:
По продукту - кресла с мягкой обивкой:
Далее проведем расчет показателя, характеризующего
конкурентоспособность
, где п- количество товаров. (2.46)
Теперь проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл):
КТЛ = Итог 2-го раздела баланса / Итог 5-го раздела баланса (2.47)
Итог 2-го раздела баланса = 23525 тыс. руб.
Итог 5-го раздела баланса = 20649 руб.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС):
(2.48)
Итог 3-го раздела баланса = 14933 руб.
Итог 1-го раздела баланса = 14662 руб.
Итог 2-го раздела баланса = 23525 руб.
Проведем окончательный расчет конкурентоспособности фирмы:
(2.49)
Показатель
Такие фирмы, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «БМФ» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка.
Для повышения
- технический и технологический уровень производства;
- высокое качество продукции
при сравнительно низких
- применение современных
- квалификация персонала;
- активная инновационная
- наличие финансовых ресурсов;
- четкая организация сбыта (
- наличие высокой
Мерами по усилению конкурентоспособности являются:
- постоянное совершенствование
продукта, повышающее его
- обеспечение его превосходства над заменителями;
- нахождение новых сфер его
использования, приспособление
- творческое использование
- умелое манипулирование
- интенсивное использование
Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы